ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Поздравим бойцов с 23 февраля!

05.02.2023
Поздравим бойцов с 23 февраля! Писательский проект «Буханка» для Донбасса» отправляет очередной микроавтобус на фронт.

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.
ЛГ плюс

На холсте небес

05.02.2023
На холсте небес Стихи Алексея ЛОСКОВА можно с полным правом отнести к высокой или даже к возвышенной поэзии.

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

«В начале было Слово…» А теперь?

04.02.2023
«В начале было Слово…» А теперь? Сегодня слово вытеснено изображением, а визуализация стала важнейшим принципом восприятия информации, полагает Олег АЛЕШИН.

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.

«Щелкунчик» 130 лет спустя

31.01.2023
«Щелкунчик» 130 лет спустя Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.
Позиция

Заметим ли мы «красные линии»?

03.02.2023
Заметим ли мы «красные линии»? Политик и общественник Виктор АЛКСНИС опасается американских ракет GLSDB, передаваемых Украине.

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №14 (6166) (2-04-2008)
  • По ту сторону от удовольствий

По ту сторону от удовольствий

По ту сторону от удовольствий

Искусство
Чайковская Вера

ВЕРНИСАЖ

Графика Анри Тулуз-Лотрека в Государственной Третьяковской галерее

«Японский диван». 1893Выставка «Тулуз-Лотрек. Парижские удовольствия», составленная из работ, собранных коллекционером и меценатом Жаком Дусе, умершим 80 лет назад, поражает своей актуальностью. Дусе явно понимал, что делал, – его собрание не «лоскутно», а даёт возможность обозреть целостный мир художника. Мир, который, как кажется, противостоит не только тогдашним «парижским удовольствиям», но и нашему теперешнему «гламуру», беспардонной рекламе «этикетных» красоток, белозубым улыбкам политиков, моделей, актёров и прочих «звёзд» с обложек журналов.

Чего нет у Лотрека, так это «гламурности». А ведь жанры представлены самые «рекламные» – афиша, меню. Гламурны, скорее, фотографии его моделей-актрис, выставленные на стендах. Улыбающиеся мордашки, кокетливые позы. У Тулуз-Лотрека лица актёров и актрис сосредоточенны, почти угрюмы, а позы поражают угловатой изломанностью, какой-то непосредственной «животностью» без всякой оглядки на зрителя. Так естественно и смешно-самозабвенно танцуют Ла Гулю и Валентин (Бескостный) на литографии 1894 года. А поглядите на певицу Полер, жёлто-чёрной бабочкой растопырившей руки и ноги – причёска дыбом, жёлтые буфы платья, как крылья. Сейчас взлетит или поскачет («Певица Полер», 1895). 

У этого аристократа (граф Анри Тулуз-Лотрек), в подростковом возрасте ставшего калекой, мужчины с ростом ребёнка, в рекламных «публичных» жанрах ощутима редкостная, только ему, кажется, свойственная интимность, «тайная струя страданья» и одновременно чуть отстранённый артистизм, не позволяющий опуститься до пошлости, мелодраматизма, вульгарности… 

На нескольких афишах и меню где-нибудь сбоку узнаётся смешной тулуз-лотрековский автопортрет – очки, панама, надвинутая на глаза, стульчик, кисть. Он там, с теми, кого изображает. Но и наблюдает за ними с «божественной» высоты. Не оттого ли удовольствия отдают, как сказал русский поэт, «горечью и злостью»? 

Удовольствия и впрямь сомнительные. Молодая женщина – настоящий вампир, чей вампиризм подчёркнут красной обводкой губ, носа, уха, даже глаз, – присосалась к лицу пожилого и лысоватого («Королева радости», 1892). Неясно, выживет ли несчастный! (А не бренчи деньгами!). В «Бедной проститутке» (1893) – девушка и впрямь бедная, дрожащая, испуганная, куда-то увлекаемая господином с обрезанным краем листа лицом. Работа дана в двух вариантах – оливково-зелёном и цветном, в котором ужасает красная перчатка господина, чуть ли не с когтями, схватившая бедную жертву. 

Имморалист, циник, эпикуреец? Напротив, человек, очень твёрдо знающий, что он любит и что презирает и ненавидит. Любит… Актёров и актрис, мир театриков и кабаре, клоунов и циркачей, падших девушек, животных… Они все у него как бы выпали из реального благополучного мира, все странные, угловатые, даже порой уродливые, они, как дети, капризны, но, как дети же, и увлечены своей «игрой», ловят от неё кайф – тоже какое-то детское занятие. Они болеют совсем, как дети, целиком погружаясь в болезнь и удивляя взрослой бородатостью («Карно болеет», 1893). Они, как певец Аристид Брюан, горделиво демонстрируют себя в нарочито гамлетовской позе «у дверного косяка», с обмотанным вокруг шеи шарфом, с презрительно оттопыренной нижней губой. Но и в этом есть что-то детское и беспомощное. Но эти «больные» дети не только капризны и смешны, они иногда и летучи, вспыхивают золотым огнём и улетают из мира прозы. (Танцующая Лой Фюллер, вдохновившая художника на целых пять офортов с использованием золотого, бронзового, серебряного порошка.) О них можно тайно грезить. Вся воздушная, из небесной стихии сотворённая («Эльза по прозвищу Венка», 1897) или спокойно спящая девушка с алым ртом («Твои уста», 1893). С этим миром «странных детей» художник вполне может отождествиться. Падших девушек в альбомном цикле «Они» он изображает очень целомудренно. Мы не видим лиц, но как выразительны спины, униженно-безысходные движения («Женщина в корсете», другое название «Лёгкая победа», 1896). Франтоватый господин с бессмысленно-холодной миной, добившийся победы с помощью кошелька, – вот кто художнику противен до омерзения… Тайная струя, даже судорога страдания… 

А из богатых лож рассеянно смотрят на «представление» важные дамы и господа, одновременно выясняя отношения, флиртуя, пристально глядя в бинокль на понравившихся «паяцев». Тут красно-золотистые цвета становятся знаком роскоши, сословной и финансовой избранности. («На концерте», 1896; «Ложа с позолоченным маскароном», 1893; «Большая ложа», 1897). Представляется, что художник очень далёк от этих нагловатых, скучающих, пресыщенных господ, покупающих удовольствия. И ещё он очень не любит, просто панически боится надвигающегося технического прогресса – на одном из листов автомобилист изображён, как сам дьявол, весь в броне из кепи, защитных очков, мохнатой куртки («Автомобилист», 1898). 

От всего этого художнику хочется бежать. Но куда? Конечно, на природу. Туда, где есть животные: горделиво-спокойные лошади, собаки и где взору открывается необъятный природный простор. («В лесу», 1897). Куда можно добраться на медленно едущей открытой коляске с собакой, бегущей вслед («Загородная прогулка», 1897). 

Творец искусственного мира афиш с их играми и развлечениями в самом искусственном из городов тогдашней Европы, поклонник играющих и на сцене, и в быту актёров – в жизни художник, как кажется, больше всего ценил естественность. Поз, движений, чувств, природы вокруг. И не оттого ли, что всего этого тогда (как и сейчас) явный недостаток, в «развлекательных» листах Лотрека столько скрытой горечи? 

Вера ЧАЙКОВСКАЯ

Выставка открыта до 11 мая


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
05.02.2023

В поисках смысла...

В Московском доме книги состоится презентация книги Владимира Курносенко «Дилогия. Неостающееся время. Совлечение бытия».
05.02.2023

Семнадцать мгновений музыки

В «Доме Рахманинова» на Большой Ордынке состоится музыкально-литературный вечер.

04.02.2023

«Из библиотеки в космос»

Федоровская библиотека открывает новый сезон научно-фантастического кинолектория.
04.02.2023

Идеальный дворец культуры

В Московском Манеже открылась выставка «Дом культуры СССР».
04.02.2023

А судьи кто?

Объявлен состав совета экспертов XVIII сезона «Большой книги».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда