САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.

Писатель, незаслуженно оставшийся в тени

23.11.2019
Писатель, незаслуженно оставшийся в тени Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о творчестве А.К.Толстого.
ЛГ плюс

«Как невозможно быть...»

09.12.2019
«Как невозможно быть...» Евгений В. ХАРИТОНОВЪ долгие годы остается верен себе. Стиль его узнаваем, но порой сложен для восприятия неподготовленного читателя.

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«И однажды становится странно…»

30.11.2019
«И однажды становится странно…» Станислав ЛИВИНСКИЙ по образованию фотограф. Неудивительно, что детали в стихах он выписывает с фотографической четкостью.
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Неизвестный Летов

09.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.

Видеомост Москва-Минск

02.12.2019
Видеомост Москва-Минск О чем говорили мусульмане на совместной встрече с православными?
  • Статьи
  • 2008 год
  • №15 (6167) (9-04-2008)
  • Человек Cеребряного века

Человек Cеребряного века

Человек Cеребряного века

Клуб 12 стульев

АНОНС

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральное агентство по культуре и кинематографии Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Волхонка, 12) представляют выставку «Павел Муратов – человек Серебряного века» (1881–1950)

Выставка «Павел Муратов – человек Серебряного века» посвящена памяти П.П. Муратова – автора знаменитых «Образов Италии» (первой глубокой интерпретации итальянского искусства на русском языке), выдающегося историка искусства начала XX века. Круг его интересов был необычайно обширен. Он являлся хранителем итальянской живописи в Московском публичном и Румянцевском музеях, писал о различных художественных собраниях, событиях художественной жизни, издавал свой собственный журнал «София», написал первую русскую монографию о Сезанне, занимался переводами, писал пьесы и рассказы. 

Выставка призвана показать все грани творчества Павла Муратова – яркого представителя культуры Серебряного века, времени, которое Николай Бердяев очень точно назвал «русским духовным ренессансом».

Окончив в 1904 году Петербургский институт инженеров путей сообщения, в связи с началом Русско-японской войны Муратов был призван на военную службу в качестве артиллериста. Тогда же появились первые статьи Павла Павловича о военных операциях русских на Дальнем Востоке. Живой интерес к военному делу Муратов сохранил на всю жизнь. Его последние труды посвящены анализу операций советских войск на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и кавказским войнам в период с 1828 по 1921 год. 

Однако литературная одарённость и склонность к эстетической стороне жизни одержали верх над прочими интересами Муратова, не позволив осуществиться карьере военного или инженера. Во время путешествия во Францию в 1906 году в нём пробудился талант художественного критика. Увлечение новым французским искусством отразилось в представленных на выставке публикациях Муратова в качестве художественного критика журналов «Аполлон», «Весы», «Золотое Руно», «Старые годы». Кроме французских мастеров его творческое внимание привлекают также современные ему русские художники: Борисов-Мусатов, Нестеров, Серов, Коровин. 

В 1908 году вместе со своими друзьями, Борисом Зайцевым и Николаем Ульяновым, Муратов отправляется в Италию, посещая Рим и Флоренцию. Эта поездка оказалась поворотной в его творческой биографии. «В Италии всё привлекает Муратова – её чарующая природа и неотделимые творения итальянских зодчих, драматические события итальянской истории, её люди, её легенды, её поэты и писатели и, конечно, её художники». (Из послесловия В.Н. Гращенкова к изданию: «Образы Италии». – М., 1993). 

В 1911–1912 годах в московском издательстве «Научное слово» вышли два тома ставшей впоследствии знаменитой книги Муратова «Образы Италии». С момента своей первой публикации она стала пользоваться огромным успехом и была многократно переиздана. 

В какой-то мере до сих пор путешественники из России воспринимают Италию и итальянскую культуру «по Муратову», беря его книгу с собой или открывая её после возвращения домой. Мы продолжаем жить в удивительной ауре муратовских рассказов об Италии, испытывая непревзойдённое обаяние их автора. 

Научный потенциал и общественный темперамент Муратова в полной мере нашли реализацию в области изучения древнерусской живописи. Благодаря его усилиям были открыты и исследованы многие первоклассные памятники древнерусского искусства в Киеве, Новгороде, Владимире, Суздале. 

«Внезапно перед нами открылась огромная новая область искусства, – писал Муратов, – вернее сказать – открылось целое новое искусство. Странно подумать, что ещё никто на Западе не видел этих сильных и нежных красок, этих искусных линий и одухотворённых ликов. Россия вдруг оказалась обладательницей какого-то чудесного художественного клада». 

Для самого Муратова поистине знаменательной оказалась дружба с московским купцом, страстным коллекционером и знатоком икон, художником-пейзажистом, попечителем Третьяковской галереи – И.С. Остроуховым, собравшим уникальную коллекцию икон. Этому собранию посвящена специальная работа Павла Павловича. Иконы из коллекции Остроухова, хранящиеся ныне в Третьяковской галерее, также нашли место в экспозиции. Главным итогом деятельности Муратова по изучению древнерусского искусства стал шестой том «Истории русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря, вышедший в 1913 году. В этом издании Муратов очень точно очертил контуры исторической эволюции древнерусской иконописи, сопоставив её развитие с соответствующими периодами византийской живописи. 

Среди написанного Муратовым также и художественная проза. Самое значительное его произведение, роман «Эгерия», было напечатано в 1922 году в издательстве Гржебина. Это редкое издание представлено на выставке рядом с иллюстрациями Фаворского, которые в момент появления книги считались утерянными. 

В 1922 году Павел Павлович покинул Россию, жил в Берлине, затем в Риме и Париже, в 1938 году перебрался в Лондон. Скончался Муратов в Южной Ирландии, в уединённой сельской усадьбе своих друзей Whitechurch House. 

Картины Сезанна, рисунки Ульянова, а также работы Кончаловского, принадлежавшие Павлу Муратову и подаренные ГМИИ им. А.С. Пушкина внучатой племянницей учёного, профессором Сорбоннского университета Ксенией Муратовой (одним из инициаторов выставки), завершают экспозицию.

Информационные спонсоры: «Литературная газета», «Московская правда», интернет-портал «Музеи России», журналы «Русское искусство», «Мир музея».


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
09.12.2019

Евгению В. Харитонову – 50!

9 декабря известный поэт, редактор, критик, культуртрегер отмечает юбилей.
09.12.2019

Олега Куваева вспомнят в МДК

На Новом Арбате состоится представление книги о «русском Джеке Лондоне».
08.12.2019

Валерию Попову – 80!

8 декабря известный писатель отмечает юбилей.
07.12.2019

«Русская литература» в Париже

Писатели России и Франции приняли участие в открытии престижного салона.
07.12.2019

КГБ убил Альбера Камю?

В бестселлере итальянца Джованни Кателли выдвигается именно такая версия.

Все новости

Книга недели
Откровенно о себе

Откровенно о себе

Евгений Водолазкин раскрывает подробности создания своих знаменитых романов
Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

События и мнения
Воеводина Татьяна

7 лет в ВТО

Вроде только вчера вступила Россия в ВТО, а мину­ло семь лет.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика