ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
ЛГ online

«Буханку» – Донбассу!

20.08.2022
«Буханку» – Донбассу! Собираются пожертвования для покупки автомобиля, который отправится под Горловку (в расположение 3-ей бригады НМ ДНР).

В Янтарном краю подвели творческие итоги

15.08.2022
В Янтарном краю подвели творческие итоги В Калининградской области с участием главреда «ЛГ» состоялись ХХV международные литературно-образовательные чтения.

Мы в Telegram

10.08.2022
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.
ЛГ плюс

«Взгляни же с портрета!»

16.08.2022
«Взгляни же с портрета!» В новелле Олега АЛЕШИНА речь идет не просто об искусном фотографе, но о настоящем искусстве.

Кому какое дело

13.08.2022
Кому какое дело Предлагаем читателям пародии Иосифа БЫКОВСКОГО на известных современных поэтов.

Пока нас нет...

06.08.2022
Пока нас нет... В стихах Олега Фонкаца хватает как тонкой лирики, так и глубокой философии.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Голос русской провинции

20.08.2022
Голос русской провинции К 85-летию со дня рождения Александра ВАМПИЛОВА. Материал Президентской библиотеки.

Интернациональный бокс Иерусалима

14.08.2022
Интернациональный бокс Иерусалима О документальном фильме Хелен ЯНОВСКИ «Иерусалимский боксерский клуб» рассказывает Ефим ГАММЕР.

Роберт Рождественский. Поэзия огня и любви

07.08.2022
Роберт Рождественский. Поэзия огня и любви Константин ДОЛГОВ вспоминает о встречах с поэтом и размышляет о его творчестве.
Позиция

«Киевская» Русь

19.08.2022
«Киевская» Русь Модест КОЛЕРОВ полагает, что у современной Украины нет никакой связи с той частью истории нашей страны.

Ни Родины, ни флага...

12.08.2022
Ни Родины, ни флага... Политический обозреватель Андрей ПЕРЛА полагает, что новоявленные эмигранты из России не имеют в душе высшей ценности.

Русский мир Николая Ефимова

05.08.2022
Русский мир Николая Ефимова О недавно ушедшем государственный деятеле, общественнике, редакторе и журналисте вспоминает Лидия СЫЧЕВА.

  • Статьи
  • 2012 год
  • №15 (6365) (11-04-2012)
  • Человеческие истории

Человеческие истории

Человеческие истории

Искусство
Фолкинштейн Майя

ПРЕМЬЕРА

«Госпожа министерша» и «Элинор и её мужчины» в ЦАТРА

Ольга Богданова в спектакле «Госпожа министерша»В сезоне 2011/2012 афишу Центрального академического театра Российской армии пополнили два названия: «Госпожа министерша» и «Элинор и её мужчины». «Госпожа министерша» вошла в репертуар основной, Большой игровой площадки ЦАТРА, «Элинор…» – в перечень спектаклей его Малой сцены.

Вероятно, их появление на армейских подмостках связано не с одними лишь чисто формальными «привязками» к бенефисам исполнительниц центральных ролей – Ольги Богдановой и Людмилы Чурсиной, которые летом 2011-го отметили свои юбилеи. Но ещё и с тем, что «Госпожа министерша» сербского драматурга Бронислава Нушича и «Элинор и её мужчины» американского автора Джеймса Голдмена (а «Элинор…» – это очередная театральная версия очень популярной в мире, не раз экранизированной пьесы «Лев зимой») чётко попадают в болевые точки нынешней действительности. И – одновременно остаются историями вечными, «на все времена».

Потому что «в фокусе» внимания Нушича и Голдмена оказываются женщины. А, как правило, тяготы наших дней, трудности былых эпох, большинство насущных и давних проблем приходится и раньше не раз приходилось нести на своих плечах и с наименьшими потерями решать именно представительницам прекрасного пола. Пола прекрасного, но, как это нередко на поверку выходит, отнюдь не слабого.

Людмила Чурсина в спектакле «Элинор и её мужчины»И в самом деле, энергии Живки – Ольги Богдановой из «Госпожи министерши» и цельности натуры, силе воли, мудрости Элинор Аквитанской – Людмилы Чурсиной способен позавидовать любой мужчина. Позавидовать и, может быть, вопреки заданным Нушичем и Голдменом зачастую негативным «предлагаемым обстоятельствам» восхититься этими героинями.

Как, собственно, и поступили художественный руководитель ЦАТРА, режиссёр «Госпожи министерши» Борис Морозов и поставивший «Элинор…» Александр Бурдонский, решившие не осудить, а попробовать разобраться в характерах Живки и Элинор.

И это естественно для Морозова и Бурдонского – приверженцев традиционной, предполагающей подробность разбора текстов режиссёрской школы, от которых к тому же было бы странно ждать каких-либо радикальных сценических решений. Или – нарочитой актуализации уже ставших классическими («Госпожа министерша» датирована 1929 годом, а пьеса Голдмена – 1966-м) сюжетов. Вот и сейчас оба они предпочитают идти прежде всего от сути драматургического материала. Солидарны Морозов и Бурдонский и в том, что выбирают условный принцип оформления своих спектаклей. Первый вместе с художником Михаилом Смирновым «помещает» персонажей Нушича в некое огромное, едва ли не космическое пространство с минимумом мебели и иных бытовых деталей. Второй при помощи сценографа Валерия Фомина слегка обозначает мрачные интерьеры Шинонского замка, где разворачивается действие, отсылающего нас к далёкому, XI веку спектакля, к тому же и Андрей Климов одевает его действующих лиц не в исторические, а в чуть стилизованные «под старину» костюмы.

Всё это обеспечивает зрителям свободу восприятия и спектакля Бориса Морозова, и спектакля Александра Бурдонского, за что, судя по их реакциям, зрители Большого и Малого залов ЦАТРА режиссёрам благодарны.

Благодарны за возможность думать и мысленно проводить сугубо личные параллели с сегодняшней реальностью, когда, как у Нушича, к примеру, каждый третий норовит, подобно Живке, прорваться в высший свет . Благодарны за шанс в соответствии со, скажем, обозначенным в программке «Госпожи…» комедийным жанром от души посмеяться над попытками Живки – Богдановой освоить с подачи доктора Нинковича (Артём Каминский) правила хорошего тона. Благодарны за неожиданные метаморфозы, которые происходят в натуре Живки, из крикливой мещанки по ходу спектакля постепенно превращающейся в сердобольную особу, искренне желающую помочь многочисленным родственникам, а в финале (кстати, целиком придуманном Морозовым) и вовсе отказывающуюся от своих бредовых идей в пользу ранее чуждых ей нематериальных ценностей. Наблюдая же за жестокими конфликтами, раздирающими семью короля Англии Генриха II (Сергей Колесников), иной зритель может сравнить эти практически «бои местного значения» со сложной ситуацией в его семействе. И – на мгновение содрогнуться от осознания того, что с веками человечество не меняется, вследствие чего родные по крови существа по-прежнему продолжают мучить друг друга. «По Бурдонскому», остановить этот зловещий круговорот под силу только любви. Её каким-то чудом удаётся сохранить Элинор Аквитанской – Чурсиной, которая в критическую для мужа-тирана минуту всё-таки встаёт на его сторону…

Впрочем, кому-то все эти выводы покажутся скучными. А сами спектакли – несовременными, повествующими о торжестве не слишком почитаемых сейчас категориях нравственного порядка. Вдобавок в данных постановках нет и никакой так называемой фиги в кармане. Но, видимо, это – позиция Театра Российской армии, сознательно предпочитающего жить отдельной от столичного театрального контекста жизнью и выпускать такие вот подчёркнуто старомодные, но по-хорошему ясные спектакли (в которых, кстати, бенефисный посыл не мешает ансамблевости). Спектакли для широкой публики, идущей в театр не за трактовками, а за эмоциями.

Да и критикам ничто человеческое не чуждо. Просто они тщательно это скрывают.

Майя ФОЛКИНШТЕЙН


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 




Новости
20.08.2022

«Мы не свалимся в пиратство»

В Госдуме придумали, как обойти культурную изоляцию Запада.  
20.08.2022

Помогут беженцам с Украины

Культура севера Москвы совместно с благотворительным фондом «Дом с маяком» проведет акцию сбора помощи.
19.08.2022

Умер Владимир Гусев

Известный писатель и литературный критик скончался на 86-м году жизни.
19.08.2022

Под открытым небом

В подмосковной Загорянке состоялся Фестиваль поэзии и песни памяти Анатолия Ветрова.
19.08.2022

Он Николая до Льва

В Тверской области стартовал Гумилевский фестиваль.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Воскобойников Валерий

Для будущих взрослых

Поэт, переводчик, педагог – все эти слова относятся к одному человеку – к Марии ...

События и мнения
Беседин Платон

Новый Холокост?

18 августа 1929 года в Киеве родился писатель Анатолий Кузнецов – автор романа-д...

Литература
Сазанович Елена

Амиго, компанеро, комраде

Сколько раз его убивали! Сколько раз хоронили его! Сколько раз стреляли в его ст...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Главная ценность

В светлом мире цивилизации и прогресса бурлит и пенится борьба за ценности.

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Террористы кто?

Сенат США 27 июля принял резолюцию, призывающую Госдепартамент внести РФ в списо...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2022
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда