САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

О писателях-номинантах Патриаршей литературной премии этого года

22.04.2021
О писателях-номинантах Патриаршей литературной премии этого года Материал председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского КЛИМЕНТА.

Жаждал универсума и стремился к нему

17.04.2021
Жаждал универсума и стремился к нему Невеселые размышления Александра СЁМОЧКИНА к сороковинам Валентина КУРБАТОВА.

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.
ЛГ плюс

Сколько смешано судеб…

18.04.2021
Сколько смешано судеб… Стихи Георгия КОЛЬЦОВА, трагически погибшего в подмосковной Кашире, мало кого оставят равнодушными.

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Сибирская фантастика – первый сборник готов!

20.04.2021
Сибирская фантастика – первый сборник готов! В книге «Ничьи следы» собраны рассказы сибирских писателей-фантастов начала XXI века.

Орудийный мастер

19.04.2021
Орудийный мастер Михаил СИНЕЛЬНИКОВ размышляет о Николае ГУМИЛЕВЕ в связи со 135-летием последнего.

Аристократ, левак и гуманист

17.04.2021
Аристократ, левак и гуманист О выдающемся французском писателе Эрве БАЗЕНЕ, которому 17 апреля исполняется 110 лет, рассказывает Руслан СЕМЯШКИН.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Не Беларусь, а Белоруссия!

16.04.2021
Не Беларусь, а Белоруссия! Популярный российский певец Юрий ЛОЗА считает, что мы не обязаны называть другие страны так, как им самим хочется.

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №16 (6220) (15-04-2009)
  • Пепел Тараса

Пепел Тараса

Кондрашов Александр

Пепел Тараса

Киномеханика
Кондрашов Александр

КЛАССИКА НА ЭКРАНЕ

Придирчивые заметки

«…Тот действительно похож был на какую-то хладнокровную машину:
во время битвы он равнодушно шёл по неприятельским рядам,
размахивая своею саблей, как будто бы месил тесто, как кулачный боец, прочищающий себе дорогу».
Почти в полном соответствии с боевым поведением одного
из персонажей повести «Тарас Бульба» действуют сегодня наши авторы, откликнувшиеся на призыв газеты и включившиеся в полемику
о фильме Владимира Бортко, начатую в прошлом номере
рецензией Андрея Воронцова «Эпос и пафос».
Впрочем, так оно, без сомнения, и должно быть: ленты,
снятые по узловым произведениям классической русской литературы,
не могут не вызывать различных, даже диаметрально противоположных мнений. А в их сшибке и должно рождаться движение великой прозы
и современного экрана навстречу друг другу…

«Тарасу Бульбе» мы довольно воздали дани, теперь поговорим о некоторых пустячных, быть может, его недостатках.

1. Нет в фильме, на мой взгляд, гоголевской фантасмагорически сгущённой мощи. Есть исторические хроники на манер Вальтера Скотта – что уже немало, но в картине Владимира Бортко эпос решается в духе реалистического кино и потому иногда проваливается в бытовщину. Мне не хватало тех 20 пудов, что весит Тарас у Гоголя, не хватало сказочной мощи «Ильи Муромца» Александра Птушко, изобретательности Рустама Бекмамбетова в его очень гоголевском – весёлом и страшном «Ночном дозоре» (не путать с другими фильмами этого противоречивого художника). Не хватало человеческой крупности и всех других казаков. Богатырская сечь Гоголя здесь мелковата и малолюдна. Временами герои были, что весьма огорчительно, похожи на сподвижников пана атамана Грициана Таврического из «Свадьбы в Малиновке». И когда они вторят искренним патриотическим речам Бульбы, верить им мне себя приходилось заставлять. К тому же почти все они лет на двадцать (если не больше) старше гоголевских героев, которые до пожилых лет, как настаивал гениальный автор трагического эпоса, не доживали.

Михаил Боярский в сцене со стрельбой, позаимствованной у Вильгельма Телля, не то что не убедил, но заставил усомниться в присутствии вкуса у сценаристов, поручивших Михаилу Сергеевичу оправдывать эту не казацкую, не русскую и не украинскую забаву. Из совсем другой оперы здесь этот выдающийся артист и эта ковбойская сцена. Владимир Ильин – актёр тоже замечательный, но сцена Кошевого с каким-то замухрышкой, которого он принимает в казацкое товарищество, напомнила унылый допрос из бандитских сериалов. Владимир Вдовиченков к роли Остапа, наверное, по фактуре весьма подходит, но своей бытовой угрюмостью невольно отсылает не к лихим сечевикам, а к быкам из многочисленных бригад, которых он во множестве переиграл. Странно и не к месту современно смотрелся на экране несколько захудалый сечевой батюшка. А уж в массовых сценах порой высвечиваются такие убогие постсоветские лица, которые точно не из гоголевской Сечи, а из сегодняшнего Каменец-Подольска, в котором, собственно, и набирались (видимо, в спешке) исполнители народных сцен.

2. Понятно, что авторы хотели завлечь на фильм массы тинейджеров, но уж слишком, по мне, пошли на поводу рейтинговых представлений о том, что нужно молодёжи. Кровавый натуралистический беспредел с открытыми ранами, отрубленными конечностями и внезапной эротикой отсылает, конечно, не к Гоголю, а к какому-нибудь, простите, «Антикиллеру». Испытываешь чувство неловкости, потому что уж кто-кто, а Николай Васильевич многократно выше натуралистической поножовщины. Кстати, судя по откликам многих молодых людей, она им давно надоела, напротив, есть тяга к чистоте. Сведение к исторической, бытовой правде, современные мотивировки привели к тому, что начинаешь слишком сосредотачиваться на кровавых деталях, упуская главное. Пытка и казнь Остапа сняты с размахом, а вот на миллионную (кстати, этому фильму хорошая компьютерная графика точно бы не повредила) толпу по Гоголю, в которой Тарас смог затеряться, у авторов духа или фантазии не хватило. И встаёт вопрос, почему же ляхи на небольшой по фильму ратушной площади его не идентифицировали и не схватили.

А вот сцены «кавалерийских прорывов», напротив, сняты неожиданно, страшно и мощно, так же как и сцена казни Тараса на костре.

3. Очень хорош Игорь Петренко, его линия, как и, конечно, линия блистательного Ступки, весьма убедительна, но в том, как роль дописана и решена режиссёром, заложена опасная антигоголевская мина. У Андрия по Гоголю любовь к паненке – первая, сногсшибательная, всепоглощающая. Он целиком «пропадает» в ней. В фильме же герой хоть и молодой, но уже опытный «ходок», который знает, с какой стороны подойти к женщине и сорвать, пардон, с неё одежды, обнажив замечательные прелести действительно прелестной Магды Мельцаж. Но дело не в том, что она удивительно хороша телом, а в том, что он в ней погиб душой. А у героя Петренко просто сильная мужская страсть – «нас на бабу променял», и потому его предательство недостаточно, на мой взгляд, оправданно и уж совсем чересчур материально мотивировано. Он как-то слишком рассудочно обещает даме сердца наследство, доставшееся ему от матери (?). Получается просто предатель и подлец, а у Гоголя Андрий – поэтическая, трагическая фигура, при встрече с отцом пелена и дурман с него спадают, и он предаёт себя на волю отца. А здесь я удивляюсь, почему этот мерзавец, перешедший на сторону врага, много «нашего брата порубавший», не бросился и на Тараса.

4. Соглашусь с теми, кто предъявляет претензии сценаристам, дописавшим Гоголя. Зачем надо было убивать жену Тараса? Эта дополнительная мотивировка к началу боевых действий, на мой взгляд, лишняя. Так же как и тема беременности паненки от Андрия. В то же время неповторимый, фантасмагорический гоголевский юмор в полной мере в фильме воссоздать не удалось.

5. Закадровый голос Сергея Безрукова очень хорош, но вот человеческая зрелость этого талантливейшего актёра мне показалась недостаточной для фильма. Для богатырского эпоса Николая Гоголя идеально подходил бы кто-то более умудрённый – например, Алексей Петренко…

Впрочем, возможно, всё это только мелочные придирки, связанные с преувеличенными ожиданиями после яркой и, возможно, чересчур агрессивной рекламной кампании на канале «Россия». В фильме есть масштаб, простор, политическая актуальность, выдающиеся актёрские удачи, есть звучащий потрясающе современно гоголевский текст – особенно «пробивающий», когда произносится Богданом Ступкой (бывшим министром культуры украинского правительства, движущегося в НАТО). А стремление Владимира Бортко в наше депрессивно политкорректное время говорить в полный голос о единстве (этническом и религиозном) русских и украинцев и необходимости воссоединения разделённого народа вызывает уважение.

Пепел Тараса стучит в сердце создателей фильма, и это самое главное. А вышеперечисленные «отдельные недостатки»?.. Они, конечно, изрядно снижают впечатление от картины, однако затмить или даже смазать его ни в коем случае не в состоянии.

Александр КОНДРАШОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
22.04.2021

Библионочь близится

Началась аккредитация представителей СМИ на открытие Всероссийской акции.
22.04.2021

«Carpe diem»

В Москве пройдет студенческий фестиваль поэзии.
22.04.2021

Андрей Болконский в Et Cetera

Объявлена дата премьеры оперы-драмы Алексея Рыбникова.
21.04.2021

Учимся любить Россию

Выходит книга немецкого писателя Ханса-Йоахима Фрая, предисловие к которой написал Владимир Путин.
21.04.2021

«Иду на грозу!»

«Сибирские огни» объявили литературный конкурс произведений, посвященных российской науке.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть миру

Если две недели назад приходилось задаваться вопросом, быть ли войне, то сегодня...

События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда