САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Жаждал универсума и стремился к нему

17.04.2021
Жаждал универсума и стремился к нему Невеселые размышления Александра СЁМОЧКИНА к сороковинам Валентина КУРБАТОВА.

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».
ЛГ плюс

Сколько смешано судеб…

18.04.2021
Сколько смешано судеб… Стихи Георгия КОЛЬЦОВА, трагически погибшего в подмосковной Кашире, мало кого оставят равнодушными.

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Сибирская фантастика – первый сборник готов!

20.04.2021
Сибирская фантастика – первый сборник готов! В книге «Ничьи следы» собраны рассказы сибирских писателей-фантастов начала XXI века.

Орудийный мастер

19.04.2021
Орудийный мастер Михаил СИНЕЛЬНИКОВ размышляет о Николае ГУМИЛЕВЕ в связи со 135-летием последнего.

Аристократ, левак и гуманист

17.04.2021
Аристократ, левак и гуманист О выдающемся французском писателе Эрве БАЗЕНЕ, которому 17 апреля исполняется 110 лет, рассказывает Руслан СЕМЯШКИН.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Не Беларусь, а Белоруссия!

16.04.2021
Не Беларусь, а Белоруссия! Популярный российский певец Юрий ЛОЗА считает, что мы не обязаны называть другие страны так, как им самим хочется.

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №16 (6220) (15-04-2009)
  • В поиске смысла

В поиске смысла

В поиске смысла

Искусство
Луконин Сергей

ГОД ГОГОЛЯ

Тот самый «Нос» Шостаковича–ПокровскогоВ первую апрельскую декаду в центре Москвы на Никольской, 17, прошёл фестиваль под названием «Н.В. Гоголь на сцене Театра Б.А. Покровского». Каждому истинному ценителю разнообразнейшего и бескрайнего, подобно гоголевскому Днепру, космоса великого писателя была предоставлена редкая возможность услышать (и увидеть) за 12 дней целое собрание великих произведений, претворённых музыкой.

Чем отдалённее Николай Васильевич от нас, тем разнообразнее и причудливее формы, в которых воплощается его наследие на сцене и на экране. И это вполне естественно, ибо каждое время повелевает людьми (а значит, и художниками) своими законами, а на протяжении как минимум последнего столетия оно чем дальше, тем больше требовало от творцов «зрелищных видов искусств» в первую очередь самовыражения. Особенно полюбилось нам самовыражаться за счёт Гоголя. Потому как и востребован, и необходим любому поколению, а притом и забавен, смешон, и с чертовщинкой…

Между тем отнюдь не только его одного у нас на все лады перетолковывали, «углубляли» и приближали к современности. И не одни лишь режиссёры в этом грехе повинны – значительную часть его должен по справедливости принять на себя наш брат критик. Вот вам, пожалуйста, цитата (речь идёт о первой опере Дмитрия Шостаковича, сочинённой им по повести Гоголя «Нос»):
«Не в историю уходил Шостакович, когда брался за гоголевский сюжет. Ему Гоголь понадобился для разговора о времени прошедшем, но ещё слишком близком, неостывшем, о режиме, недавно рухнувшем.

Шостакович «продлил» сюжет Гоголя в десятые годы XX века, чтобы разделаться с прошлым, расквитаться в своей сатире с царским самодержавием». Так писала «ЛГ» 25 сентября 1974 года.

Сегодня нам достаточно трудно разглядеть в Шостаковиче яростного обличителя Российской империи. А созвучия, переклички писателя и композитора продолжают быть очевидны. У Шостаковича – настоящая музыкальная парафраза гоголевской прозы: те же сарказм, мистерия, фантасмагория, гротеск…

Путь патриарха оперной режиссуры Бориса Александровича Покровского к гоголевской теме начался давно. Ещё в 1947 году в Большом театре была поставлена «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова, а три десятилетия спустя – «Мёртвые души» Р. Щедрина. Но то были, можно сказать, только намётки, подступы к гоголиане Покровского, которой – вот парадокс! – оказались тесны рамки Большого театра.

На театральной карте страны в 1972 году появился его собственный Камерный музыкальный театр. А два года спустя, 12 сентября 1974 года, на сцену помещения бывшего кинотеатра на Соколе вышли персонажи оперы Шостаковича «Нос». Постановка во многом определила тональность как всех последующих гоголевских исканий режиссёра, так и творческого лица театра, в котором до сих пор служат многие участники первых представлений: Е. Болучевский, Б. Дружинин, Б. Тархов, Л. Колмакова, И. Бартенева, Л. Соколёнеко, М. Лемешева, В. Боровков…

Борис Покровский и дирижёр Геннадий Рождественский создали поистине шедевр музыкального оперного искусства. Разумеется, обоих мастеров увлекали романтика и новизна форм музыкальных структур «Носа», а также последовавшей за ней постановки оперы «Игроки». Но вот что интересно: сам Гоголь оставался поначалу для Покровского, по его же собственному признанию, гениальным автором литературной основы, которая не менее гениально воплощена Шостаковичем в опере. Поэтому большая часть творческой энергии тратилась постановщиками на партитуру. Но куда денешься от Николая Васильевича? По прошествии многих лет всё встало на свои места: в ответ критикам, жаждущим причислить Покровского к лику новаторов оперного искусства, он однажды скажет: «Любовь моя к Гоголю определена очень давно – с детства, с воспитания, которое я получил в школе. Мы изучали его драматургию, нам нравились его очаровательные «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Тарас Бульба». Мы даже играли на школьной сцене спектакли по его произведениям… с Гоголем связана моя деятельность как режиссёра. Я давно вынашивал идею поставить на сцене великого классика, ибо до сих пор меня увлекают поиски смысла его драматургии».

Вдохновлённый Гоголем, режиссёр придаёт репертуару Камерного музыкального театра не только особый, ни с чем не сравнимый художнический колорит, но и краску величавой державности. Ведь устами Гоголя Покровский утверждает веками отчеканенные в русском искусстве нравственные и эстетические ценности. Это всегда, при любых режимах, оставалось непреложной истиной. Она, истина, красной нитью прочерчена в последующих постановках Покровского одноактных опер А. Холминова «Шинель» и «Коляска», «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского. В 2003 году художественный руководитель театра Б.А. Покровский и главный дирижёр Л.М. Оссовский за спектакль «Сорочинская ярмарка» были удостоены Государственной премии Российской Федерации.

Юбилей, конечно, удобный случай, чтобы вспомнить, подумать, осознать значимость творческого наследия Николая Васильевича в истории национальной культуры; почувствовать необходимость его мыслей, его «смеха и слёз», так пронзительно искрящихся и в наши дни, когда искусству нужны не ёрничество (что всегда избегал Гоголь), а сострадание к своему народу и любовь к нему.

Характерная особенность Камерного театра состоит в том, что вот уже на протяжении более чем 30 лет он подкрепляет и развивает эти слова делом: поставлено восемь спектаклей по произведениям, написанным Николаем Васильевичем (уникальный случай в истории музыкальных театров!). Напомню: «Нос», Шинель», «Игроки», «Женитьба», «Коляска», «Сорочинская ярмарка», «Ревизор», «Черевички». Путь – через слово к музыке, потом к режиссуре, потом к артистам и сценографам – тернистый и крайне сложный, он способен в итоге начисто размыть литературную основу, пусть даже прекрасную. И каким нужно обладать режиссёру-постановщику талантом, тонким чутьём, музыкальным слухом, чтобы взять под руку эти две Музы и привести их к источнику, наполненному свежим дыханием и ясностью мыслей.

Рядом с мэтром работают и другие режиссёры, его единомышленники, чей талант проявился особенно именно в гоголевских произведениях. Повод для подобных заключений дают работы режиссёра Ольги Ивановой, недавнего постановщика опер Владимира Дашкевича «Ревизор» и «Черевички» П.И. Чайковского. Собственной интерпретацией Гоголя – темпераментной, искромётной – весь творческий коллектив Камерного музыкального театра не замутил образ и величие писателя, он ещё на шаг приблизил нас к нему. Сам же Николай Васильевич приходит на Никольскую, 17, не только в фестивальные дни, посвящённые его юбилею, а, кажется, пребудет в этом театре всегда.

Вглядитесь внимательно: вот он снимает шляпу…

Сергей ЛУКОНИН


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
20.04.2021

«Сон о Бродском. Голоса и тени»

В  киноклубе-музее «Эльдар»  состоится  московская премьера фильма.
20.04.2021

Норвегия, Россия и Достоевский

В Мурманске проходит форум, посвященный диалогу культур двух стран.
19.04.2021

Роулинг за Навального

Известные писатели требует допустить врачей к оппозиционному российскому политику.
19.04.2021

Пушкин – нерусский писатель?

Престарелый Владимир Познер «открыл» нам глаза на Солнце русской поэзии.
19.04.2021

Впервые – «Первые»

На Storytel выходит подкаст космонавта и Героя Советского Союза Юрия Гагарина.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Кто тут «убийца»?

Администрация Байдена, казалось, вернёт американскую дипломатию к приличиям посл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда