САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.

Писатель, незаслуженно оставшийся в тени

23.11.2019
Писатель, незаслуженно оставшийся в тени Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о творчестве А.К.Толстого.
ЛГ плюс

«Как невозможно быть...»

09.12.2019
«Как невозможно быть...» Евгений В. ХАРИТОНОВЪ долгие годы остается верен себе. Стиль его узнаваем, но порой сложен для восприятия неподготовленного читателя.

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«И однажды становится странно…»

30.11.2019
«И однажды становится странно…» Станислав ЛИВИНСКИЙ по образованию фотограф. Неудивительно, что детали в стихах он выписывает с фотографической четкостью.
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Неизвестный Летов

10.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Встречи на белорусской земле

11.12.2019
Встречи на белорусской земле К 20-летию Договора о создании Союзного государства. О визите российских военачальников, общественных деятелей, писателей в Белоруссию.

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №18 (6170) (30-04-2008)
  • Два века белорусской поэзии

Два века белорусской поэзии

Два века белорусской поэзии

Совместный проект ЛАД

Владислав ГОЛУБОК (1882 – 1937)

Имя Голубка в 20-е и в начале 30-х годов прошлого столетия было на слуху у всей Белоруссии. Его передвижной театр знали все. Трудно было найти такой уголок в республике, где бы не побывала со своим ярким и увлекательным репертуаром передвижная «труппа Голубка». Удивляя, радуя, просвещая… 

Родился Владислав Иосифович Голубок (Голуб) на небольшой станции Лесная неподалёку от Барановичей в семье рабочего-железнодорожника. Вскоре семья переехала в Минск, где Голубок пошёл в церковно-приходскую школу. Но доучиться ему не удалось. В 1895 году трагически погибает его отец, и он начинает свой трудовой путь. Работает грузчиком на железной дороге, приказчиком в магазине, слесарем в паровозном депо. Одновременно занимается самообразованием. Посещает художественные курсы, осваивая навыки рисовальщика, учится играть на различных музыкальных инструментах, участвует в любительских спектаклях. 

В 1906 году экстерном сдаёт экзамены за полный курс Минского городского училища. Пробуя себя на литературном поприще, сближается с авторским активом «Нашай нiвы», на страницах которой в 1908 году дебютирует стихотворением «Доля мужика», подписавшись «Голубок». Немного изменённая настоящая фамилия – Голуб – становится отныне его литературным, а в дальнейшем и артистическим псевдонимом. В 1913 году частное издательство Антона Гриневича в Петербурге издаёт прозаический сборник Голубка «Рассказы». Но молодого литератора влечёт сценическое искусство. Осенью 1917 года Голубок входит в состав формирующегося «Первого товарищества белорусской драмы и комедии» и начинает писать для него пьесы, одновременно работает и действующим актёром. В декабре 1917 года на сцене клуба Либаво-Роменской железной дороги в Минске были поставлены две его первые пьесы «Последняя встреча» и «Именины писаря». 

В 1920 году, сразу же после освобождения Минска от белополяков, открылся Белорусский Государственный театр, куда вошли все артисты «Первого товарищества белорусской драмы и комедии». Голубку было предложено параллельно создать и возглавить отдельную труппу передвижного театра. Вначале эта труппа представляла собой семейный коллектив, состоящий из самого Голубка, его жены и четырёх дочерей да небольшой «группы поддержки» из нескольких человек, которые умели буквально всё: и поставить декорации, и осветить керосиновыми лампами сцену, и спеть, и сплясать, а если нужно, и сыграть эпизодическую роль. Через некоторое время эта полусамодеятельная труппа приобрела профессиональные навыки и превратилась в популярную «труппу Голубка», которую знала и любила вся Белоруссия. В работе труппы полностью проявился всесторонний талант Голубка не только как прекрасного организатора, но и как неповторимого мастера театральных ремёсел – драматурга, режиссёра, актёра, художника-оформителя и музыканта. Почти все свои спектакли он ставил сам. Его постановки отличались сочностью, были полны народного юмора, насыщены песнями, музыкой, пленяли ярким народным колоритом. Это был подлинно народный театр, и присвоение Владиславу Голубку правительством Белоруссии в декабре 1928 года почётного звания Народного артиста БССР (первому в республике) было лишь официальным признанием этой любви. 

Начавшееся в конце 20-х годов преследование национальной интеллигенции с высылкой многих её представителей за пределы Белоруссии в какой-то мере задело и Голубка. В 1931 году он был отстранён от руководства театром, но оставался его директором и актёром. 

В марте 1935 года БГТ-3 (так к тому времени стал называться театр), у истоков которого стоял Голубок, отмечал своё 15-летие. В юбилейном поздравлении Народного поэта БССР Янки Купалы по этому поводу говорилось: «Приветствую Третий Белорусский Государственный театр и его главного основателя, моего милого друга, Народного артиста республики Голубка в день 15-летия неутомимой, плодотворной театральной работы на радость и счастье трудящегося народа Советской Белоруссии…» 

Тёплые слова Янки Купалы, адресованные давнишнему другу Владиславу Голубку, были не только признанием его заслуг, но и моральной поддержкой в трудное время. 1935 год был, пожалуй, последним годом известности и творческого благополучия Голубка. В том же году была поставлена и его последняя пьеса «Рикошет». За 17 лет работы в театре им написано около 40 драматических произведений. Кстати, режиссёром последней своей пьесы был уже не сам Голубок. 

В 1937 году Третий Белорусский Государственный театр был расформирован. Пьесы Голубка сошли с театральных сцен, а его книги исчезли с полок библиотек. Имя самого Голубка растворилось в неизвестности. После реабилитации в 1957 году в первых статьях о нём появилась расплывчатая дата смерти – трагически погиб в 1937 году. Впоследствии эта дата обрела беспощадную точность: первый Народный артист Белоруссии Владислав Голубок был расстрелян 28 сентября 1937 года… 

Иван БУРСОВ

Доля мужика

Весною как-то, в воскресенье,
Забрел я в вёску Липняки, –
Все хаты поврастали в землю,
В них голь ютится – мужики.

Почти на четвереньках в двери
Залез я – в хату мужика.
Сам бы не видел – не поверил,
Как доля бедняка горька.

От влаги стены почернели,
На них грибы, течёт вода.
Детей клопы и вши заели –
Хворобы давят и нужда.

Оконце – в два вершка – чуть светит,
Не видно солнца, смрад и чад.
Вокруг в лохмотьях грязных дети:
Один скулит, пять – голосят.

Лежит хозяйка на полатях,
Нет ей ни отдыха, ни сна.
В неубранной и грязной хате
Лежит болезная она.

А с нею рядышком в корыте
Лежит младенец, в сыпи весь.
Накрыт какой-то грязной свиткой,
Негромким плачем просит есть.

А остальные, как волчата,
Глядят на гостя – кто такой?
Для них весь мир – вот эта хата
Да двор, заросший лебедой.

Хозяин тяжело вздыхает –
Никак не одолеть беды,
Как накормить детей, не знает,
Напрасны все его труды.

На заработки утром рано
Он к панскому двору идёт.
Гнёт спину, трудится на пана,
А сам весь век в нужде живёт.

И чем он жив, откуда силы –
Ни круп, ни хлеба, ни горшка.
Казалось, я попал в могилу,
А не в жилище мужика.

Вот где мы горе видеть можем,
Жизнь горемычных бедняков.
А сколько их на свете Божьем,
Таких липняцких мужиков?
Сермяжник

Скажи мне, сермяжник, скажи, бедолага,
Откуда ты с долей несчастной своей?
Скажи, почему вся в заплатах сермяга
И сам всех на свете бедней и темней?

Быть может, родился ты в злую годину?
А может, страдаешь за чьё-нибудь зло?
А может, кто чары такие накинул,
Чтоб вечно страдал,
чтоб ни в чём не везло?

До слёз больно видеть,
как губишь ты силы
С бедой и недолей в неравной борьбе:
Голодный, холодный до самой могилы,
Ты хлеб добываешь, и всё – не себе.

А люди? Что люди? Не их то кручина,
Что голоден ты
и что труд твой тяжёл.
Глядят свысока,
ты для них лишь скотина,
Им главное, чтобы трудился как вол.

Терпи ж, бедный брат мой –
сермяжник бесштанный,
Верь только – взойдёт твоей доли звезда:
Хозяином ты на земле своей станешь,
Осилить сумеешь злой рок навсегда.

Пока же, во мгле без дороги блуждая,
Неправду от правды всегда отделяй:
Пусть нынче и мачехой нива родная, –
Ты помни, что здесь и народ твой,
и край. 

***

Земельки бы мне, гибну я без работы,
Пока я при силе – трудиться бы мог.
Работать я рад до кровавого пота –
Мне только бы кто для начала помог.

А люди с достатком, их много на свете,
И знать не хотят, что такое нужда.
Голодным они – тем, кто нищ
и кто беден, –
И корки не бросят сухой никогда.

Смотрите, земли вокруг
сколько бесплодной,
Которой соха не касалась вовек!
А я бы её оживил своим потом, –
Не может ведь жить без труда человек…

Перевод Ивана БУРСОВА


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
11.12.2019

«Большую Книгу» дали за Веничку

В Москве состоялось вручение национальной литературной премии «Большая книга».
11.12.2019

Сквозь «Вселенную Книг»

Библиотеки Москвы проведут большой зимний книжный праздник для всей семьи.
10.12.2019

Премия Андрея Белого подвела итоги

Лауреаты были объявлены на ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction.
10.12.2019

«Мурзилка» награждает

Премию имени Юрия Коваля вручили в Москве.
10.12.2019

«Большая книга» объявит победителей

В Доме Пашкова пройдет награждение лауреатов XIV сезона национальной литературной премии.

Все новости

Книга недели
Откровенно о себе

Откровенно о себе

Евгений Водолазкин раскрывает подробности создания своих знаменитых романов
Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

События и мнения
Воеводина Татьяна

7 лет в ВТО

Вроде только вчера вступила Россия в ВТО, а мину­ло семь лет.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика