САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Отгибает от покоя

22.02.2021
Отгибает от покоя Заслуженный деятель искусств России Александр ПУДИН поздравляет поэта Александра МЕДВЕДЕНКО с днем рождения.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №19 (6171) (7-05-2008)
  • Неожиданный Ваншенкин

Неожиданный Ваншенкин

Васькин Александр

Неожиданный Ваншенкин

Победители
Васькин Александр

РАКУРС 

Сегодня о творчестве замечательного поэта-фронтовика размышляет не критик, не коллега-стихотворец, а издатель. Нечасто сейчас встречаются энтузиасты, готовые выпускать действительно художественную современную литературу, и в частности поэзию. Один из них – автор публикуемого материала. Правда, он известен ещё и как автор интересных книг об архитектуре Москвы, о которых не раз писала «ЛГ». 

Предлагая Константину Яковлевичу Ваншенкину издать его новую книгу «Шёпот. Интимная лирика», я был уверен, что эти стихи нужны не только ему, мне, но и многим любителям поэзии. Читая Ваншенкина, не раз удивлялся совпадению моих чувств и впечатлений с тем, о чём пишет поэт. Если бы не знал, сколько лет автору, – никогда бы не подумал, что в его возрасте могут приходить такие строки, во время чтения которых «душа поражена помимо вашей воли».
Начинается книга стихотворением «Купающаяся девушка», которое в своё время подвергалось критике за чрезмерную откровенность. А что в нём, собственно, откровенного по сегодняшним-то меркам? Нынче изображениями обнажённых женщин в разных ракурсах напичкан любой газетный киоск. Но как пишет об этом Ваншенкин! Читаешь стихотворение, пребывая в плену тонкого лиризма автора. Девушка «разделась суетливо», затем пошла «тревожно, торопливо, стыдясь своей же наготы». А в это время «спокойно и невозмутимо природа смотрит на неё». Невозмутимость природы и стыдливость девушки как бы противопоставляются друг другу, подчёркивая смущение купающейся.
В последние годы поэзия Ваншенкина наполнилась подробностями, которые могли бы повергнуть советских цензоров в шок. Таковы, например, стихотворения «Поездка», «Ученица», «С французского», «Благодарность». Но и ранее поэт не чуждался Эроса. Так, в давнем «Возвращении» («Вернулся муж с большой войны») жена солдата «Шинели тронула рукав, Щекой припала, вся зарделась, Потом прошла за старый шкаф, Свет погасила и разделась». Зарделась – в одном только слове сколько сосредоточено воспоминаний о прошлой, довоенной жизни! В нём и любовь, и несбывшиеся, перечёркнутые войной надежды, и планы на будущую жизнь, теперь-то уж точно счастливую и безоблачную.
«Воспоминанья ощущений – они нам душу бередят». Бередит душу память о войне, запечатлённая и на пожелтевших фотоснимках. Автор смотрит на старое фото «чуть со стороны»: 

Той давней, той немыслимой весной,
В любви мужской почти
не виноватая,
У низенькой земляночки штабной
Стоишь ты, фронтовая,
франтоватая.

(«К портрету»)

Через много лет поэт замечает в облике когда-то любимой им женщины и неестественную стройность ног, «как в удлинённом кадре телевизора», «и две твои медали на груди почти в горизонтальном положении» и «тихий взгляд, и в нём оттенок вызова».
И совсем другой образ женщины, от которой поэт «услышал в первый раз: «Война всё спишет» – фразу ходовую», также остался в его памяти: 

Мы с ней расстались на исходе дня.
Нет, не запричитала, не завыла,
А через день она уже меня
Легко и так естественно забыла.


Любовь на войне – тема, нашедшая в поэзии Ваншенкина новое, необычное воплощение. После войны некоторые её участники привезли с фронта кто аккордеон, кто машину, а кто-то и новую жену. Но многих фронтовых подруг постигла незавидная участь – они оказались ненужными – «и они сошли со сцены, и отнюдь не под венец». Такая вот драма.
Интимная лирика – это ещё и лирика семейных отношений. Отношений, ограниченных стенами квартиры. Иногда из-за этих стен доносятся звуки чужой, скрытой от нас жизни. Это своеобразные позывные семейного счастья или его отсутствия. О том, что несчастливые семьи несчастливы по-своему, писал ещё Л.Н. Толстой. А вот как об этом пишет Ваншенкин в стихотворении «Сцены»: 

Ты слышишь? Я не виновата! –
И утверждению вослед,
Как если б то была граната,
Метнула чашку на паркет.

Гранату обычно бросают, чтобы поразить противника. А здесь женщина кинула её так, что осколками и себя задеть может. Она этой самой гранатой-чашкой хотела подорвать и себя, и его. Значит, желала она уничтожить и их отношения. Но какими средствами удалось поэту передать накал страстей! Неудивительно, что в следующем четверостишии между героями происходит прощание.
Горечью утраты пронизаны стихотворения, посвящённые жене Константина Яковлевича – поэту и прозаику Инне Гофф. Потеря эта невосполнима, и для автора заслонила многие драматические события начала 1990-х годов. Память о ней – в стихах, «растравляющих душу». Эти стихи выходят за рамки отдельной человеческой трагедии, тревожащих воспоминаний о потере близкого человека: «Скажи: скорбящею невестою из нашего угла к какому ангелу небесному ты от меня ушла» или: «Но для меня с твоим уходом жизнь потеряла интерес». Поэт убеждён: «Только любовь верит в загробную встречу».
Как драгоценные жемчужины бережно и аккуратно нанизывает поэт слова на тонкую нить повествования, где «проявляются полною мерой такт, изящество, тонкость и вкус». Многие стихи написаны в безличной форме. Но от этого, пожалуй, они ещё более выигрывают: 

Заупрямилась, не пожелала,
Подбородок склонила к плечу:
«Моего объяснения мало?
Было, да! А сейчас не хочу».
(«Отказ»)

Лапидарность стиля позволяет нам яснее постигнуть смысл написанного – в этой связи вспоминаются слова критика Ал. Михайлова о «щеголеватой, фирменной короткой строке» К. Ваншенкина. В стихотворении «Расставание» нет ни одного глагола, обозначающего, как известно, действие. Но стихотворение тем не менее очень живое:

Маленький городок.
Северный говорок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.

Рябь тёмно-серых вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме. 


Динамичность достигается здесь образными средствами: подразумевается, что музыка звучит, теплоход плывёт, воды текут. Читаешь, и представляешь девушку, провожающую парня. Куда? Может, в другой город, а может, на большую войну. Но и тогда ещё есть надежда на встречу. А может быть, они расстались навсегда...
У Инны Гофф есть дневниковая запись, что у мужчин-поэтов стихи рождаются от женщины, как дети. Сказано прежде всего о Ваншенкине. Женщина в его стихах – «золотая частица пейзажа». Героини поэта – это женщины, исполненные решительности: «Начала раздеваться с перчаток»; «Всё сняла с себя – и даже обручальное кольцо»; «Обняла его сама и поцеловала»; «И всегда при ней была инициатива»; «Его любила целый год захватническою любовью»; «Я хочу уже давно от тебя родить ребёнка». Почему именно женщине отдаёт поэт такое право – может, от того, что «женщина гораздо чаще не только хочет получить, но и доставить наслажденье».
Из сравнительно недавних произведений хочется особо выделить своеобразные стихотворные новеллы: «На балконе», «Лейтенант молоденький», «Баллада о слуге», «Сёстры». Очаровательно стихотворение «Арагви». 1964». Прежде всего живостью деталей – характерным свойством лирики Ваншенкина. Это хорошо известное читателю свойство с годами только усиливается. Стихи становятся более концентрированными, наполняются оттенками и штрихами, позволяющими автору идеально точно выразить свои чувства. А для этого и существует поэзия. 

Александр ВАСЬКИН, генеральный директор издательства «Компания Спутник+»


Оценить:

Оценка: 9 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
28.02.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
28.02.2021

«Близкий Достоевский»

Библиотека имени Ф.М.Достоевского и творческое объединение «Станция Дно» запускают любопытный видеопроект.
27.02.2021

Сеславинский сожалеет о смерти Петрова

Роспечать выражает соболезнования в связи с кончиной главреда издательства «Молодая гвардия».
27.02.2021

Замшев в гостях у Шаргунова

Главный редактор «Литературной газеты» выступил в популярной передаче «Открытая книга».
27.02.2021

«Великий Гэтсби» станет мультфильмом

Знаменитый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда выйдет в неожиданном формате.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда