САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

Зрелые не по годам

11.12.2019
Зрелые не по годам Новые литературные имена объявили на премии «Русские рифмы», «Русское слово».

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.
ЛГ плюс

«Наверно, вы правы – тот мир невозможен…»

16.12.2019
«Наверно, вы правы – тот мир невозможен…» Поэты Грузии в гостях у «Литературной газеты». Публикуем стихи участников молодежного лито «Молот О.К.» и «Ассоциации литераторов – АБГ».

Позывной: Москвич (часть четвертая)

13.12.2019
Позывной: Москвич (часть четвертая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«Как невозможно быть...»

09.12.2019
«Как невозможно быть...» Евгений В. ХАРИТОНОВЪ долгие годы остается верен себе. Стиль его узнаваем, но порой сложен для восприятия неподготовленного читателя.
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Мифологические хроники метафизической войны

15.12.2019
Мифологические хроники метафизической войны Владимир МОЖЕГОВ разбирает новую книгу Максима ШМЫРЕВА «Гавань».

Неизвестный Летов

10.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Не ждите от пожилых людей новых решений!

14.12.2019
Не ждите от пожилых людей новых решений! Немолодые руководители обычно застревают в прошлом, полагает Николай ТРАВКИН.

Встречи на белорусской земле

11.12.2019
Встречи на белорусской земле К 20-летию Договора о создании Союзного государства. О визите российских военачальников, общественных деятелей, писателей в Белоруссию.

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №19 (6171) (7-05-2008)
  • Неожиданный Ваншенкин

Неожиданный Ваншенкин

Васькин Александр

Неожиданный Ваншенкин

Победители
Васькин Александр

РАКУРС 

Сегодня о творчестве замечательного поэта-фронтовика размышляет не критик, не коллега-стихотворец, а издатель. Нечасто сейчас встречаются энтузиасты, готовые выпускать действительно художественную современную литературу, и в частности поэзию. Один из них – автор публикуемого материала. Правда, он известен ещё и как автор интересных книг об архитектуре Москвы, о которых не раз писала «ЛГ». 

Предлагая Константину Яковлевичу Ваншенкину издать его новую книгу «Шёпот. Интимная лирика», я был уверен, что эти стихи нужны не только ему, мне, но и многим любителям поэзии. Читая Ваншенкина, не раз удивлялся совпадению моих чувств и впечатлений с тем, о чём пишет поэт. Если бы не знал, сколько лет автору, – никогда бы не подумал, что в его возрасте могут приходить такие строки, во время чтения которых «душа поражена помимо вашей воли».
Начинается книга стихотворением «Купающаяся девушка», которое в своё время подвергалось критике за чрезмерную откровенность. А что в нём, собственно, откровенного по сегодняшним-то меркам? Нынче изображениями обнажённых женщин в разных ракурсах напичкан любой газетный киоск. Но как пишет об этом Ваншенкин! Читаешь стихотворение, пребывая в плену тонкого лиризма автора. Девушка «разделась суетливо», затем пошла «тревожно, торопливо, стыдясь своей же наготы». А в это время «спокойно и невозмутимо природа смотрит на неё». Невозмутимость природы и стыдливость девушки как бы противопоставляются друг другу, подчёркивая смущение купающейся.
В последние годы поэзия Ваншенкина наполнилась подробностями, которые могли бы повергнуть советских цензоров в шок. Таковы, например, стихотворения «Поездка», «Ученица», «С французского», «Благодарность». Но и ранее поэт не чуждался Эроса. Так, в давнем «Возвращении» («Вернулся муж с большой войны») жена солдата «Шинели тронула рукав, Щекой припала, вся зарделась, Потом прошла за старый шкаф, Свет погасила и разделась». Зарделась – в одном только слове сколько сосредоточено воспоминаний о прошлой, довоенной жизни! В нём и любовь, и несбывшиеся, перечёркнутые войной надежды, и планы на будущую жизнь, теперь-то уж точно счастливую и безоблачную.
«Воспоминанья ощущений – они нам душу бередят». Бередит душу память о войне, запечатлённая и на пожелтевших фотоснимках. Автор смотрит на старое фото «чуть со стороны»: 

Той давней, той немыслимой весной,
В любви мужской почти
не виноватая,
У низенькой земляночки штабной
Стоишь ты, фронтовая,
франтоватая.

(«К портрету»)

Через много лет поэт замечает в облике когда-то любимой им женщины и неестественную стройность ног, «как в удлинённом кадре телевизора», «и две твои медали на груди почти в горизонтальном положении» и «тихий взгляд, и в нём оттенок вызова».
И совсем другой образ женщины, от которой поэт «услышал в первый раз: «Война всё спишет» – фразу ходовую», также остался в его памяти: 

Мы с ней расстались на исходе дня.
Нет, не запричитала, не завыла,
А через день она уже меня
Легко и так естественно забыла.


Любовь на войне – тема, нашедшая в поэзии Ваншенкина новое, необычное воплощение. После войны некоторые её участники привезли с фронта кто аккордеон, кто машину, а кто-то и новую жену. Но многих фронтовых подруг постигла незавидная участь – они оказались ненужными – «и они сошли со сцены, и отнюдь не под венец». Такая вот драма.
Интимная лирика – это ещё и лирика семейных отношений. Отношений, ограниченных стенами квартиры. Иногда из-за этих стен доносятся звуки чужой, скрытой от нас жизни. Это своеобразные позывные семейного счастья или его отсутствия. О том, что несчастливые семьи несчастливы по-своему, писал ещё Л.Н. Толстой. А вот как об этом пишет Ваншенкин в стихотворении «Сцены»: 

Ты слышишь? Я не виновата! –
И утверждению вослед,
Как если б то была граната,
Метнула чашку на паркет.

Гранату обычно бросают, чтобы поразить противника. А здесь женщина кинула её так, что осколками и себя задеть может. Она этой самой гранатой-чашкой хотела подорвать и себя, и его. Значит, желала она уничтожить и их отношения. Но какими средствами удалось поэту передать накал страстей! Неудивительно, что в следующем четверостишии между героями происходит прощание.
Горечью утраты пронизаны стихотворения, посвящённые жене Константина Яковлевича – поэту и прозаику Инне Гофф. Потеря эта невосполнима, и для автора заслонила многие драматические события начала 1990-х годов. Память о ней – в стихах, «растравляющих душу». Эти стихи выходят за рамки отдельной человеческой трагедии, тревожащих воспоминаний о потере близкого человека: «Скажи: скорбящею невестою из нашего угла к какому ангелу небесному ты от меня ушла» или: «Но для меня с твоим уходом жизнь потеряла интерес». Поэт убеждён: «Только любовь верит в загробную встречу».
Как драгоценные жемчужины бережно и аккуратно нанизывает поэт слова на тонкую нить повествования, где «проявляются полною мерой такт, изящество, тонкость и вкус». Многие стихи написаны в безличной форме. Но от этого, пожалуй, они ещё более выигрывают: 

Заупрямилась, не пожелала,
Подбородок склонила к плечу:
«Моего объяснения мало?
Было, да! А сейчас не хочу».
(«Отказ»)

Лапидарность стиля позволяет нам яснее постигнуть смысл написанного – в этой связи вспоминаются слова критика Ал. Михайлова о «щеголеватой, фирменной короткой строке» К. Ваншенкина. В стихотворении «Расставание» нет ни одного глагола, обозначающего, как известно, действие. Но стихотворение тем не менее очень живое:

Маленький городок.
Северный говорок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.

Рябь тёмно-серых вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме. 


Динамичность достигается здесь образными средствами: подразумевается, что музыка звучит, теплоход плывёт, воды текут. Читаешь, и представляешь девушку, провожающую парня. Куда? Может, в другой город, а может, на большую войну. Но и тогда ещё есть надежда на встречу. А может быть, они расстались навсегда...
У Инны Гофф есть дневниковая запись, что у мужчин-поэтов стихи рождаются от женщины, как дети. Сказано прежде всего о Ваншенкине. Женщина в его стихах – «золотая частица пейзажа». Героини поэта – это женщины, исполненные решительности: «Начала раздеваться с перчаток»; «Всё сняла с себя – и даже обручальное кольцо»; «Обняла его сама и поцеловала»; «И всегда при ней была инициатива»; «Его любила целый год захватническою любовью»; «Я хочу уже давно от тебя родить ребёнка». Почему именно женщине отдаёт поэт такое право – может, от того, что «женщина гораздо чаще не только хочет получить, но и доставить наслажденье».
Из сравнительно недавних произведений хочется особо выделить своеобразные стихотворные новеллы: «На балконе», «Лейтенант молоденький», «Баллада о слуге», «Сёстры». Очаровательно стихотворение «Арагви». 1964». Прежде всего живостью деталей – характерным свойством лирики Ваншенкина. Это хорошо известное читателю свойство с годами только усиливается. Стихи становятся более концентрированными, наполняются оттенками и штрихами, позволяющими автору идеально точно выразить свои чувства. А для этого и существует поэзия. 

Александр ВАСЬКИН, генеральный директор издательства «Компания Спутник+»


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
16.12.2019

Подпишись на «ЛГ» в СПб

Наша газета принимает активное участие во втором Санкт-Петербургском Новогоднем книжном салоне.
16.12.2019

У могилы Пушкина вырубили деревья

Незаконная вырубка может грозить оползнями.
16.12.2019

Супер-Успенский

О детском писателе Эдуарде Успенском снимут документальный фильм.
15.12.2019

Книги – важнейшая тема

Премия шейха Заида и Институт востоковедения РАН поддержат новые российско-арабские проекты.
14.12.2019

Премия Арсеньева наградила победителей

Торжественная церемония прошла в рамках мероприятий «Дней Дальнего Востока в Москве».

Все новости

Книга недели
Другой Фатьянов

Другой Фатьянов

В сборник вошли неизвестные стихотворения Алексея Фатьянова (1919–1950)
Колумнисты ЛГ
Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Два кулака

Законопроект «О профилактике семейно-бытово­го насилия» стал линией разлома. Но...

События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика