ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №20 (6172) (14-05-2008)
  • Чужая война

Чужая война

Чужая война

Телеведение
Соколов Пётр

ТЕЛЕПРАЗДНИК

Пётр СОКОЛОВ

После просмотра очередной серии новой телепродукции, приуроченной к Дню Победы, пришла очень простая мысль... Скажите, а вы можете представить себе настоящую статью о настоящей войне на страницах, к примеру, такого журнала, как Playboy? Издание с огромным тиражом, поступает в открытую продажу. То есть написать-то о Второй мировой они могут, но мы же понимаем – как. И читать этого не будем. Потому что «формат» издания непригоден и оскорбителен. Так вот пока что почти весь телеэфир главных каналов очень напоминает умело сколоченный в 90-е годы гигантский медиапроект под условным названием PlayRussia. Задача проекта элементарна – лишить население исторической памяти, не дать снова стать народом. Затолкать сознание в такой «формат», который опрокинет все духовные ценности, которые пронесла великая страна через время, страдания, подвиги и жертвы. Нет ни смысла, ни желания скрупулёзно анализировать все эти «форматные» новоделы, выпущенные в виде сериалов и фильмов, но на некоторых характерных особенностях следует остановиться. 

ИТАР-ТАСС Перед самым праздником, естественно, в самый «прайм-тайм» многосерийные опусы, по первому каналу – «Разведчики. Последний бой». Щёлкаешь кнопкой – по ТВЦ «Под ливнем пуль». А в самый праздник – подарок в виде фильма «В июне 41-го» по Первому, плавно переходящий в «Мы из будущего» на «России». Сюжеты, чтоб народ не заскучал, секретное оружие, летающие тарелки, перемещения во времени... Да годится это всё, годится. Для сценариев компьютерных бродилок и стрелялок. Вот и получаются «кинострелялки» и «телебродилки» с актёрами, крутыми спецэффектами и абсурдными постановочными сценами вроде ритуальной лезгинки у вымазанной кровавым гримом актрисы и гранатой, брошенной внезапно ожившим мертвецом, которую он терпеливо несколько часов сжимал в руке. Потом ожил, выпустил и опять умер. Весь этот бред можно было бы не заметить, если бы это не касалось НАШЕЙ ВОЙНЫ. Никакой это не современный «киноязык», это, вполне вероятно, осознанная цель выбить у поколений истинное ощущение боли, крови, горечи поражений и радости победы. Превратить это в виртуальный «телекомикс», где после сеанса будет не «конец фильма», а game over. Кстати, об их «киноязыке», который все эти и подобные им изделия тоже объединяет. Попробуйте произвольно, на диалогах, сценах действия посчитать количество склеек. На одной минуте их можно насчитать десятки. Планы по полторы-две секунды мелькают в пулемётном ритме. И это не только где пальба и взрывы. В разговорах персонажей. Текст идёт, а в кадре – то крупно лицо партнёра, вот уже руки, потом ведро, окно, ещё что-то... Всё это под навязчивую музыку, шумы. Тут за игрой не уследишь, содержание бы не растерять. Примерно так делаются новости: прибежал репортёр, наговорил быстро текст, а его потом монтажёр перекрыл картинками на тему. А ещё все эти современные изыски очень напоминают видеоклипы, только очень длинные. Зачем делается видеоклип? В подавляющем большинстве – чтобы навязать какую-нибудь очередную посредственность, скрыв её недостатки. Мал ростом? Поставим на каблуки, снимем снизу. Некрасив(а)? Гримёры-визажисты вымажут как куклу. Голоса и слуха нет? Компьютер подтянет, эквалайзер углубит тембр. Коряво двигается? А мы – тут крупно бедро, тут рука дёрнулась в ритме, а тут все разом голову повернули. Нарежем в ритме – танцор готов. 

В этих длинных видеоклипах, которые называют фильмами, за «крутым» монтажом исчезает литература, прячется актёрская беспомощность. Все аккуратно загримированы и все какие-то одинаковые. Понимаешь, что разные, но как похожи все эти стандартно-симпатичные актрисы, манеры и приёмы актёров. Как... китайцы. И те и эти – чужие. Но китайцы хоть далеко... Не захочешь, вспомнишь Достоевского, когда Верховенский в романе «Бесы» мечтает: «Мы всякого гения потушим в младенчестве. Всё к одному знаменателю, полное равенство». Современные «телестандарты», «форматы» и есть это самое управляемое равенство посредственностей, каждую из которых можно легко заменить. Гениям здесь не место: или становись как все, или – вон. Поймите, они не напишут и не снимут о НАШЕЙ ВОЙНЕ. Не потому, что не хотят, а потому, что не могут. Установка другая – прорваться в теле-бизнес-тусовку, известность, раскрученность, «бабло»... А для этого в горячие точки ехать совсем не обязательно, в грязи от пуль прятаться, друзей терять. Можно и тёплой постелью обойтись, раболепством да настырностью. 

Но не всё так безнадёжно. Довелось 9 Мая наблюдать группу совсем ещё молодых людей, потешающихся над похождениями артиста Безрукова в уже упоминаемом «Июне 41-го». Над сытой, гримированной массовкой, несуразицами и штампами. И вдруг – переключили в паузе на канал «Культура», где шёл фильм 63-го года «Живые и мёртвые». И всё, больше на Первый не вернулись. Затихли и жили настоящим фильмом. Безруков – отличный артист, убедительный «бандит», милый участковый – в общем, классный «пацан». Но, когда смотришь кино о НАШЕЙ ВОЙНЕ, – этого мало. Вдумайтесь, сравните: ведь тогда Лаврову, играющему Синцова в «Живых и мёртвых», было почти столько же, сколько Безрукову сегодня. Ефремов – вообще ровесник. Да и Папанов в роли Серпилина всего на пять лет старше. А какие это наши характеры! Какие мужики, воины! И тут никто за нарезкой из кадров не прячется, тут планы по минуте бывают. И напряжённые диалоги – это сцены, где оба в кадре, где следишь, живёшь, веришь. Потому что война для них – НАША ВОЙНА. Наша испытание, боль и Победа. 

Замечательный режиссёр-документалист Игорь Беляев, профессор, телеакадемик, назвал всё происходящее сегодня в российском телеэфире войной за людские души. Он прав, это тоже война, пусть не в виде трагедии, а скорее, фарса, но война. Потому что цель та же: подчинить, навязать свои ценности, а значит – уничтожить как народ. И он говорил о необходимости нашего телеканала. Я возражал, говоря, что не хватит творческих сил, достаточно пока добиться рубрик, циклов на уже действующих. Теперь понимаю: он прав. Другие телепрограммы за редким исключением – чужая территория, где можно существовать лишь в глухой обороне. Нужен именно канал, но такой, который бы открыто противостоял тому, что происходит. Не сосуществовал в вялотекущей конкуренции, а давал внятный и талантливый отпор и был защищён от «вирусов». Не надо никого бить или сажать, достаточно говорить правду, освещать, и тогда одно слово правды перевесит тонны лжи. Какая может быть «журналистская солидарность»? Какая может быть солидарность между солдатами Паулюса и Чуйкова? Нужен русский национальный телеканал. Да почему в конце концов президент, а ныне премьер-министр не стесняется на пресс-конференции открыто заявить, что и он, и нынешний президент «В лучшем смысле этого слова русский националист»? А в лучшем смысле этого слова – это антипод нацизма. Потому что не было в паспортах до 17-го года графы «национальность». Было вероисповедание. Поэтому грузин Багратион – русский полководец, чистокровный татарин св. Пётр Царевич Ордынский – русский святой, не говоря уже о Пушкине. Просто славян, живущих на территории православной России, статистически было большинство, поэтому при слове «русский» возникает, скорее, славянский образ. А русский – наднациональное понятие. И это, видимо, не «титульная» национальность, а государствообразующий народ. Который не доминирует, а прекрасно сочетается с мусульманами, буддистами и всеми народами, живущими на континенте Россия. Кстати, эти слова Путина только Пушков и процитировал в «Постскриптуме». И «Литературная газета». 

А ещё русский националист в лучшем смысле этого слова – тот, для кого культура России – это Пушкин и Астафьев, Рахманинов и Нетребко, а не «Тату», Донцова и Сорокин. Для кого Отечественная война – великий подвиг терпения, а не повод соорудить очередную стрелялку с параллельной «распилкой» бюджета. И если кто-то посмеет по привычке извратить эти слова – имеем полное право обратиться к президенту и премьеру за защитой чести и достоинства. Которые у нас, что бы с нами ни делали, имеются.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
30.03.2023

Представят «Слова и смыслы»

4 апреля состоится презентация нового литературно-публицистического альманаха.
30.03.2023

Себе навстречу

Литклуб «Некрасовские пятницы» подходит к важному рубежу и зовет в гости… своего ведущего.
29.03.2023

Академик – академику

В выставочном пространстве в Серебряническом переулке прошла презентация памятника Н.И.Толстому.
29.03.2023

Поэтическая весна на Балтике

В Калининградской городской библиотеке имени А.П.Чехова прошел вечер, посвященный Всемирному дню поэзии.
28.03.2023

«Вокруг него бурлило время...»

Павел Басинский и Ирина Минералова вспомнят Максима Горького как «главную, ключевую фигуру Серебряного века».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда