КРУГЛЫЙ СТОЛ
5 июня в Вологде откроется выставка «Народное искусство России», которую проводит Союз художников РФ совместно с правительством Вологодской области (мы уже обращались к этой теме, «ЛГ» № 6, 2008). В рамках выставки состоится научно-практическая конференция, посвящённая проблемам народных промыслов. Одна из главных задач конференции – выработка предложений для разработки закона, направленного на защиту народного искусства. Но законотворчество – процесс долгий и трудный. Да и эффективность многих законов, на которые возлагаются большие надежды, не всегда достаточно высока. Одним словом, перед большинством мастеров встает дилемма – ждать, пока государство наконец обратит внимание на бедственное положение отрасли, или рассчитывать на собственные силы. Предлагаем вниманию наших читателей мнения участников круглого стола, проведённого в Союзе художников России накануне открытия выставки.
Геннадий ЛИРИШЕВ, секретарь Союза художников, член экспертного совета Ассоциации художественных промыслов России, лауреат госпремии РСФСР им. Репина, народный художник РФ, Федоскино:
– Конечно, закон нужен. И нужна структура при правительстве, которая будет следить за его исполнением. Но самое важное – кто в этой структуре будет иметь право решающего голоса: чиновники или художники? Если ситуация будет под контролем у чиновников, то художественное творчество будет заменено «производством» бумаг.
Лев ФОМИЧЁВ, народный художник России, лауреат Государственной премии РСФРФ им. Репина, Мстёра:
– Важно, чтобы проблемы отрасли не заслонили конкретного человека. Ведь народный промысел испокон веку стоял на мастере. Творческий процесс трудно втиснуть в жёсткие рамки. Чтобы работать, художник должен подпитывать себя внешними впечатлениями, он должен осознавать своё место в мире, у него должен быть доступ к сокровищам мировой культуры. Раньше мастерам выделялись средства на поездки по музеям, а сейчас художник варится в собственном соку и не всегда даже в соседний город съездить может. О столицах я уж и не говорю. Как не говорю и об условиях, в которых он, как правило, работает. Чуткое отношение к таланту, создание для него максимально благоприятных условий – это один из главных признаков сильного, благополучного государства.
Николай ГУЩИН, народный художник России, Хохлома:
– С кадрами у нас, как и везде, беда. Раньше к мастеру «подсаживали» ученика и тот передавал ему все секреты, которыми сам владел. Но нынче молодёжь учиться не идёт – непрестижно да и неденежно. Ведь продать свои изделия – тоже проблема. Тем промыслам, что поближе к столице, может, полегче. А мы – за 500 км от Москвы и за сто с лишним от Нижнего Новгорода. Приходится свои работы перекупщикам продавать. Ждать настоящего покупателя, который купит вещь за ту сумму, что она стоит, возможности нет. Но это ещё полбеды.
У нас в Ковернинском районе (Нижегородская область. – В.П.) сложилась просто парадоксальная ситуация. Хохлому пишут на нескольких предприятиях, есть художники, работающие самостоятельно: наш район – историческая родина Хохломы, так что приёмы росписи, традиции соблюдают все. Но только два предприятия внесены в государственный реестр. С остальных требуют свидетельств, доказывающих законность выпускаемой ими продукции. Но оформить нужные документы – процедура долгая и весьма затратная. Не каждому по силам с ней справиться. А без этих документов продукция считается контрафактной! Не та хохлома, что делается где-нибудь во Пскове или Владивостоке (есть, как выяснилось, и такая), а наша – ковернинская! Вот и получается, что государство весьма своеобразно защищает интересы настоящих хохломских мастеров.
Владимир БИДАК, заслуженный художник РФ, Гжель:
– Пока государство о народных художниках заботиться не в состоянии, мы сами должны о себе позаботиться. Когда всё рухнуло, я у себя дома мастерскую открыл. И дом я своими руками строил. Вот тут всё про законы говорят. Сколько при советской власти постановлений о развитии народных промыслов было принято? Четыре! Не знаю, как где, а у нас ни одно не работало, пока на нашем предприятии не появился заинтересованный человек – директор. Ему очень хотелось славы и почёта, всяких там переходящих знамён и грамот. Он изучил ситуацию и начал действовать. Детей к народному искусству начали приучать с… детского сада. Там все стены синей краской расписаны были. Самых способных отбирали в детскую художественную школу, а потом они шли учиться в школу при заводе. Всё, что нужно для обучения, – всё предоставлялось. Когда директор художественной школы пожаловалась, что ребятам тесно, за лето над школой ещё один этаж надстроили. Гжель тогда на подъёме была.
А потом государство, дававшее ему знамёна и звания, развалилось, да и сам директор постарел и всё ему надоело. И в один прекрасный день он сказал: я сам загибаюсь и вас загну. Это я к чему всё рассказываю: можно правильные законы написать, принять их, но сами по себе они работать не будут, нужны люди, которые ради того, чтобы они действовали, будут готовы стены прошибать.
Владимир ВОРОПАНОВ, искусствовед, директор Вологодской областной картинной галереи, заслуженный работник культуры РФ:
– Государство – вертикальная структура, и решения сверху вниз идут порой очень долго. И тут многое зависит от руководства на местах. Правительство Вологодской области разработало долгосрочную программу поддержки народных промыслов и народной культуры. И существует она не на бумаге. Она работает: проводятся выставки, ярмарки, создаётся музей русского кружева (для этого из особняка XIX века банк выселили!), будем строить новое здание для картинной галереи и там откроем экспозицию народных промыслов.
Что разумнее – ждать, пока президент подпишет соответствующий указ, или на местах решать возникающие проблемы? Не думаю, что на этот вопрос можно ответить однозначно. Если мастер может сам предпринять какие-то шаги, честь ему и хвала. Вот у нас мастер-керамист есть. Она сама построила дом и создала центр «Куракинская керамика». Есть люди, которые ничего не ждут, а действуют сами. В рамках активизирующегося тоталитарного режима надо на местах укреплять принципы демократического бытия. И Союз художников должен поддерживать тех, кто что-то делает своими силами. С другой стороны, я думаю, что сейчас всё-таки к руководству приходят корневые русские люди. Старая номенклатурная система всё-таки не вечна. Вот наш губернатор – просто какой-то генератор идей. «Великий Устюг – родина Деда Мороза» – это его идея. Многие смеялись поначалу, а всё получилось: и город отреставрировали, и средства нашли. И все теперь празднику радуются.
Татьяна БОЙЦОВА, искусствовед, руководитель отдела информации Союза художников России,
заслуженный деятель искусств РФ:
– Конечно, субъекты Федерации имеют очень большие полномочия. Но едва ли на этом уровне можно что-то существенное сделать. Увы, я думаю, что Вологда – это нехарактерный пример. Не согласна я с тем, что в регионах к власти приходят люди, корнями связанные с той землёй, которой они собираются руководить. Таких примеров немного. Среди номенклатурщиков немало бывших военных и бизнесменов.
Мне кажется, что создать при правительстве комитет, который занимался бы только проблемами промыслов, которые сейчас растасканы по различным министерствам и ведомствам, – идея очень здравая. Сейчас существует ассоциация, но это общественная, а не государственная организация. К тому же в её составе очень много бизнесменов, то есть людей, которые торгуют продукцией народных промыслов, а не собственно художников. В 90-е ассоциация многое сделала, чтобы хоть как-то сохранить промыслы, чтобы люди могли продавать результаты своего труда, но сейчас она больше разрушает, чем созидает. А вот государственной структуре нужно дать максимальные полномочия, чтобы этот комитет мог создавать в очагах промысла небольшие альтернативные предприятия, чтобы мастера могли развивать традиции, заниматься творчеством, а не гнать ширпотреб в заботе о хлебе насущном. Если бы поддержка и развитие народных промыслов были объявлены национальной программой – ситуация изменилась бы в корне!
Мария НЕКРАСОВА, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, лауреат госпремии РСФСР им. Репина:
– Проблем у промыслов много, но причина у всех одна: дискредитированы и само понятие культуры, и ценность народных промыслов как составной её части. Именно этот пласт культуры связывает человека с историей его земли, с духовными ценностями народа: промысел – это чувство дома, чувство своей земли. Увы, эти ценности девальвируются день ото дня. Мы уже одно поколение потеряли, потеряем и следующее. Да, учить молодёжь так, как раньше, уже нельзя. Значит, нужно создать специальное учебное заведение. Причём готовить оно должно не только мастеров, но и экономистов, управленцев, то есть кадры, которые понимают специфику промыслов. Молодые мастера не верят, что их труд престижен и будет оценен по достоинству. Но поднимать престиж промыслов необходимо на государственном уровне.
На конференции, которая пройдёт в рамках выставки, будут разработаны предложения, с которыми мы войдём в правительство: закон, защищающий народные промыслы, всю цепочку – территорию, систему обучения, производство, музейную и научную работу, нужен как воздух. Усилия отдельных мастеров заслуживают уважения, но ситуацию в целом они не изменят. Это вопрос государственный. Опираться надо на нравственную ответственность за свою страну, за национальную культуру, за то, что оставим мы будущим поколениям.
Подготовила Виктория ПЕШКОВА
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться