ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №20 (6172) (14-05-2008)
  • О «Чёрном квадрате»

О «Чёрном квадрате»

О «Чёрном квадрате»

Штрих-код
Усватов Александр

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

О «Чёрном квадрате» и слишком буйных побегах воображения

Зацепила меня бурная, противоречивая, какая-то «пьяная» статья Алексея Воробьёва «Как убить художника» («ЛГ», № 10, 2008). Зацепила не жёстким пассажем в адрес Кулика, Ерофеева, Бажанова, с чем я вполне согласен. И не пренебрежительно брошенным: «Ещё с эпохи Реформации и всеми нами обожаемого Возрождения началась атака на ХУДОЖНИКА», с чем я вполне не согласен. И не сомнительным утверждением: «На место художника пришёл академик – мастер, смотрящий на мир через проём окна».

Меня покоробило кощунственное сравнение русского авангарда с древнерусским искусством. Дабы не быть уличённым в предвзятости, позволю цитату. 

«Трудно понять, каким образом в трещине, образовавшейся между эпохой Романовых и «эрой» коммунистической, появилась возможность прорасти корням, сохранившим древнерусское мироощущение. И, как ни парадоксально, именно в лице русского авангарда эти корни дали буйные побеги... Именно поэтому творчество Малевича, Кандинского и Филонова можно смело поставить в один ряд с творчеством Андрея Рублёва, Феофана Грека и Дионисия». 

Я не маститый искусствовед, а скромный провинциальный живописец, и моё мнение никому не интересно. Поэтому вместо комментария хочу сослаться на тексты и оценки людей, чей авторитет неоспорим. 

Для начала обращусь к Стоглаву, 1551 год: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы, не грабежнику, не убийцы, наипаче же хранить чистоту душевную со всяким спасением». 

Могли похвастать такими качествами наши авангардисты? О какой кротости и благоговейности можно говорить, если многие из них были большевистскими комиссарами? А как насчёт того, что подобает художнику быть «не грабежнику»? Вот что пишет об этом один из моих учителей Василий Николаевич Бакшеев. 

«В 1918 году начались реформы в Училище живописи, ваяния и зодчества: классы были уничтожены, последовательное изучение предметов считали ненужным; были созданы общие мастерские, туда поступали все, кто хотел, никаких экзаменов: поступали люди, ничего не знающие, ничего не умеющие... Из художников-реалистов в Училище оставили К.А. Коровина,
А.Е. Архипова, С.В. Малютина; а в другие мастерские были назначены руководителями Малевич, Штеренберг и пр.». 

И далее: «...происходило что-то совершенно непонятное: все античные, гипсовые фигуры выбрасывали, их разбивали. В школе не было никаких программ преподавания...».
А зачем? Авангардистам, так же как и древним иконописцам, не нужно было учиться?
Посмотрим. 

«Кандидат в иконописцы Оружейной палаты проходил предварительное испытание: писал иконы, демонстрируя своё мастерство. Если вывод комиссии был благоприятен («иконное художество... писать горазд»), то мастера зачисляли на жалованье». («Родина», № 1, 1994).
А на что горазды наши авангардисты? Конечно, на «Чёрный квадрат»! 

Вот что писала об истории его появления на свет в одной из своих искусствоведческих статей писательница Татьяна Толстая: «В 1913, или 1914, или 1915, в какой именно день – неизвестно, русский художник польского происхождения взял небольшой холст: 79,5 х 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал чёрным цветом. Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребёнок – правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом...» 

Вот такого человека А. Воробьёв смело ставит в один ряд с великими иконописцами, которые две недели молились и постились, прежде чем приступить к работе. 

Александр Бенуа, современник Малевича, сам великолепный художник и критик искусства, на которого ссылалась Толстая, так говорил о картине: «Чёрный квадрат в белом окладе – это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик... а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведёт всех к гибели». 

No соmmеnts. Впрочем, «...быть живописцу смиренну, кротку...».
Простите великодушно за пространные цитаты. Но апологеты всего левого (где встречаются порой истинные таланты) так задурили головы любителям живописи своим восхвалением всяческих «модернов», что замалчивать это недопустимо. 

Искусство – это не только (и не столько!) ЧТО, но и КАК. «Что, диктующее как» (М. Цветаева).
Положим, ЧТО – это некая прогрессивная идея, определённая философия (сюжет-то отсутствует). Ну а КАК? А никак! О каком качестве живописи можно говорить у художников-авангардистов... «КаКчество», как говаривал незабвенный Райкин. Однако воздержусь называть фамилии, опасаясь праведного гнева возможных наследников. Ведь многие из них профуровнем похвастать не могли, писать были не «горазды». 

Ну а сами-то они понимали, чего стоят? Конечно, понимали! Извините, ещё одна цитата.
«Я не раз замечал, что самые ярые революционеры, заклятые враги академического рисунка, сокрушившие не одну гипсовую голову, эти ниспровергатели канонов, дожив до седых волос – не поздновато ли? – начинают украдкой рисовать в самой строгой академической манере – именно так, как их обучали на тех самых злосчастных головах» (Сальвадор Дали).
Нужны примеры? Пожалуйста! 

В 1933 году Малевич написал «Портрет В.А. Павлова. (Х.м. 46,5 х 36,5)». И хотя находится этот шедевр (как же иначе? Ведь это Малевич!) в Третьяковской галерее, но (прости меня, Господи!) его уровень соответствует уровню не самого успешного второкурсника художественного училища.
Подобных примеров тьма, о них знает любой профессионал.
И ещё. Что-то часто нынешние авангардисты (постмодернисты, актуалисты, перформансисты и т.д.) стали вещать с экрана (см. телеканал «Культура»), поучать, просвещать, удивлять и поражать наш слух изысканными фразами. Почему? Или показать совсем уж нечего?
 
Александр УСВАТОВ, член СХ РФ (и СССР), НИЖНИЙ НОВГОРОД


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
30.03.2023

Представят «Слова и смыслы»

4 апреля состоится презентация нового литературно-публицистического альманаха.
30.03.2023

Себе навстречу

Литклуб «Некрасовские пятницы» подходит к важному рубежу и зовет в гости… своего ведущего.
29.03.2023

Академик – академику

В выставочном пространстве в Серебряническом переулке прошла презентация памятника Н.И.Толстому.
29.03.2023

Поэтическая весна на Балтике

В Калининградской городской библиотеке имени А.П.Чехова прошел вечер, посвященный Всемирному дню поэзии.
28.03.2023

«Вокруг него бурлило время...»

Павел Басинский и Ирина Минералова вспомнят Максима Горького как «главную, ключевую фигуру Серебряного века».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда