ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №20 (6172) (14-05-2008)
  • Поэтарх

Поэтарх

Мнацаканян Сергей

Поэтарх

Литература
Мнацаканян Сергей

РВАНОЕ ВРЕМЯ

Из будущей книги «Ретроман, или Роман-Ретро»

Неожиданный ракурс. Редкий снимок 1967 года   фото:  Архив «ЛГ»Редкая удача в поэзии, когда не надо называть фамилию: поэта узнают по имени. Достаточно сказать: Андрей Андреевич – и всё ясно. Блистательный талант, невероятная судьба. Сегодня Андрей Андреевич – Поэтарх: патриарх русской поэзии. Это его неологизм. Это и его автопортрет. Он один из тех, кого читают всю жизнь. Или... не читают вообще. 

С Андреем Вознесенским меня познакомил мой краснопресненский приятель, один из недавних «смогистов» Володя Шлёнский. Как сейчас помню, это было в декабре 1969 года в холле ЦДЛ. У меня только-только вышла первая книжечка, в которой было тридцать страниц. Я не без волнения извлёк её из портфеля и подписал, почти не думая: «Андрею Вознесенскому – сердечно». Даты точно не помню – 29 или 30 декабря. 

Для меня, двадцатипятилетнего, Андрей Андреевич уже стал воплощённой легендой. Ещё бы – прославленный поэт, академик – да не одной мировой академии искусств, автор стихов, которые были на слуху целого поколения. Его любили и безоговорочно принимали одни, для других он был версификатором и, как бы сказали сегодня, популистом в поэзии. Для меня он был, несомненно, большим поэтом. С годами оказалось, что возрастная разница между нами не так уж и велика – всего одиннадцать лет. Всего-то – до-и-послевоенное поколения. 

Когда сам пишешь стихи и знаешь, как это происходит, нельзя не увидеть того, что скрыто за уже завершёнными поэтическими строчками. Сумма приёмов в искусстве, если вспомнить Виктора Шкловского, всегда свидетельство уровня. Кто говорит, что это не так, тот или ничего не понимает в творческой работе, или попросту лицемерит. Сумма приёмов, доступных Андрею Вознесенскому, говорила о его незаурядных возможностях. Ну и, конечно, у него была судьба. А такое редко выпадает даже очень талантливым людям. 

Мне хорошо запомнилась очередь на второй этаж Книжной лавки писателей. Поэты и прозаики стояли за подпиской на... трёхтомник Вознесенского. Первый том уже вышел – переплетённый в тёмно-синий штапель. Один из ненавистников поэта на язвительное замечание соседа по очереди ответил: «Я стою не за его стихами, а за собранием, которое имеет книжную ценность...» Вот так-то! Но собрания просто так, если не за что-то феноменальное, книжной ценностью не становятся. Книги Вознесенского в те давние годы становились ценностью – от первой «Мозаики» до новых его «Антимиров», «Тени звука», «Соблазна», «Безотчётного», «Рва», «Прорабов духа» и других, наполненных спрессованной в метафоры поэзией новых времён. 

Конечно, сам он учился у многих. Здесь и Цветаева, и Хлебников, и Заболоцкий (сравните «Левого крайнего» А.В. с «Форвардом» Н.З.!), и, конечно, Владимир Маяковский. Вознесенский безошибочно выбрал в свои учителя Великого футуриста. Он не только воспринял у Владимира Владимировича технологию метафоры, но и развернул по-своему это блистательное искусство цепкого взора:

Вместо каменных
истуканов
Стынет стакан
синевы –
без стакана!


И дальше уже прямая полемика с Маяковским, со знаменитым «Бруклинским мостом»:

Бруклин – дурак,
твёрдокаменный чёрт.
Памятник эры –
Аэропорт!


Попробуйте – оцените уровень соперничества, в которое вступил наш современник с гением революционного авангарда! 

Во времена антисоветской пропаганды после 1989 года не раз по ТВ крутили фрагмент выступления Хрущёва на печально известной встрече руководителей страны с советской интеллигенцией. Тогда рассказ об этом разошёлся изустно по всей стране. Сегодня стало возможным и увидеть, как это было. Невежественный генсек кричит на поэта и трясёт кулаком. От него в истории останется абзац о том, как он разоблачил культ личности, но... только наполовину (иначе каяться пришлось бы самому), отнял у крестьян последнюю корову, уничтожил несколько тысяч церквей (больше, чем при Сталине!), заставил всю страну выращивать кукурузу (смеялись все!), уничтожил пастбищные земли целины, расстрелял рабочую демонстрацию в Новочеркасске, в припадке самодурства подарил Украине российский Крым и т.д., и т.п. Не об этом ли написал Вознесенский: «Векам остаются – кому как удастся: штаны от одних, от других – государства...» Сам Андрей Вознесенский подарил будущему семь томов своих творений, изданных уже в этом веке, плюс новое... 

Первая книга поэта вышла полвека назад во Владимире, вторая – в Москве, в «Советском писателе». Знатоки оценили экспрессию поэта, его современный говорок, острый взгляд. Поэма «Мастера» о возведении храма Василия Блаженного была написана новым поэтом. Лирический герой тоже был новый, это был свой парень, который говорил на языке своих сверстников:

Не ищи меня,
Верка-Вега,
Я и сам посреди лавин
Вроде снежного
человека
Абсолютно неуловим...

Его взрывная книга «Тридцать отступлений из поэмы «Треугольная груша», напечатанная в журнале «Знамя», принесла Андрею Вознесенскому славу. Хочется добавить: мировую. Скоро вышла книга – непривычно вытянутая по горизонтали – «Треугольная груша». Практически каждое стихотворение этой книги просится в цитату. 

Андрей Вознесенский «пробивал» неслыханные в российской поэзии темы. Его первое крупное избранное «Дубовый лист виолончельный» вышло в свет в 1975 году. Писал он запойно, но не признаваясь в этом:

Лень – двигатель
прогресса.
Ключ к Диогену – лень.
Я знаю – ты прелестна,
всё остальное – тлен...

Читая его книги, понимаешь, что цензура, призраком которой до сих пор пугают сегодняшнего читателя, в Советском Союзе зачастую была явлением весьма либеральным. Всё зависело от людей, которые сидели в цензорских кабинетах. Наша страна была многоуровневой, во многом непредсказуемой. Подняться на новый уровень в те годы было сложно, но реально. Сегодня цензуры как бы нет, но почему-то нет и таких пронзительных, кричащих о душевной боли за своё время, за свою страну стихов. Вот один из парадоксов нашей современности. Когда порушена творческая иерархия, о каком-либо уровне творчества говорить нелепо. Тогда были иные противоречия... 

Андрею Вознесенскому, не скроем, многие завидовали. Завидуют и сейчас, когда вроде бы нечему... разве что таланту. Внешне он был баловнем жизни, любимцем судьбы. Поездки за рубеж, стихи из Америки, Канады, Франции и т.д. Его путевые тетради всё же не были поэтической журналистикой в отличие от текстов некоторых его коллег, допущенных на Запад. Вознесенский всегда был больше художником, чем общественным деятелем. Мне всегда казалось, что по возможности он старается держаться от этой «деятельности» подальше. Он верил и верит в искусство поэзии, встречался с Пастернаком, написал о своих отроческих встречах с ним замечательную прозу «Мне четырнадцать лет». 

В самом конце 1993 года он подарил мне одну из своих книг, причём весьма неожиданную. Это был красиво изданный каталог его выставки «Видеомы» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. На второй странице обложки Андрей смотрел на мир, стоя перед огромным пасхальным яйцом своего собственного изобретения. Это скульптура на углу Брюсова переулка рядом с церковью Воскресения. Отколупнутая часть скорлупы повторяет очертания бывшего Советского Союза на новой карте мира, и пасхальные буквы ХВ. В каталоге воспроизведено полтора десятка его живописных работ и выразительных коллажей и композиций, в которых отразился пёстрый и трагичный мир этого большого поэта. Он ещё раз подтвердил своё право называться художником – в живописи ли, в слове ли, а в широком смысле – художником жизни. На обложке своих видеом Андрей Андреевич, словно бы вспомнив мой давний автограф шестьдесят девятого года, своим резким нервным почерком повторил его: «Сергею – сердечно. Ан. Вознесенский. 1993». 

На одной из встреч в Музее Маяковского в начале этого века Саша Ткаченко огласил знаменательное решение Русского ПЕН-клуба о выдвижении Андрея Вознесенского на соискание Нобелевской премии. Мне довелось поздравить поэта с выдвижением. Андрей Андреевич воспринял это сообщение философски. Он, наверное, хорошо понимал, что реальных шансов получить «нобелевку» в наши дни нет, тем более что десять лет назад лауреатом уже стал русский поэт – Иосиф Бродский. Но согласился со мной, что само решение тоже приятно как акт признания лучшего из того, что он смог сделать в русской поэзии. 

В середине 90-х годов недавнего ХХ века группа молодых уральских творцов нарекла Андрея Вознесенского своим учителем и присвоила ему гордый титул Папы Русского Авангарда. Такое бескорыстное звание можно только заслужить своим беззаветным творчеством. 

В поэзии он всегда раскован и праздничен. Его метафоры – воплощённые парадоксы. Его поэма «Авось» стала знаменитым спектаклем в Ленкоме. Была и ленинская поэма – «Лонжюмо». Эта поэма о времени, о намерении хотя бы разобраться в собственной – непонятной и невероятной – стране. Можно говорить о неудаче, но для тех, кто обвиняет Вознесенского в услужении властям, даже такие неудачи недосягаемы.
Изумительно щемящее дыхание его лирики:

Загляжусь ли на поезд
с осенних откосов,
забреду ли
в вечернюю деревушку –
будто душу
высасывает насосом,
будто тянет
вытяжка или вьюшка,
будто что-то
случилось или случится –
ниже горла
высасывает ключицы.


А кто ещё так выдохнет, что горестные строки запоминаются сразу:

Подарили, подарили
золотое, как пыльца,
сдохли б Вены и Парижи
от такого платьица.
Обольстительная сеть,
золотая ненасыть...
Было нечего надеть –
стало некуда носить.


Однажды я встретился с ним за кулисами Театра на Таганке после первого в истории России Дня мировой поэзии, отмечаемого ЮНЕСКО в день весеннего равноденствия. 

Поэт только прилетел из Австрии и с трудом говорил. То ли устал с дороги, то ли просквозило... В Австрию он ездил с женой – писательницей Зоей Богуславской, которая в своё время стала героиней его поэмы «Оза». На лечение, что по вполне понятным причинам не афишировалось.
– Теряю голос, – сказал он действительно почти шёпотом и улыбнулся, – я об этом в «Независимой газете» написал. Моя подборка так и называется – «Теряю голос...». 

Улыбка эта показалась мне немного растерянной и очень усталой. Он не привык, чтобы его подводил голос. Если бы не микрофон, он не смог бы выступить со сцены любимой Таганки.
– Разве Вознесенский может потерять голос? – сказал я ему и понял, что слова поддержки были ему не только приятны, но и по-человечески, может быть, просто необходимы. 

На прощание мне хочется вернуться на несколько лет в прошлое и вспомнить вечер поэзии Андрея Вознесенского в Концертном зале имени Чайковского, где с периодичностью в несколько лет он появляется на сцене. Он читал новую поэму «Карфаген должен быть разрушен...». Конечно, Карфаген – это символ Советского Союза, который сделал его поэтом и неожиданно уплыл из-под ног у всех нас. 

И я снова обратил внимание, что над трубами знаменитого органа под потолком парит на стене запылённый исторический символ – герб нашей бывшей страны. Серп и молот, лежащий на обвитом колосками земном шаре. А потом Андрей прочитал своё знаменитое давних лет стихотворение «Ностальгия по настоящему»:

Я не знаю,
как остальные,
но я чувствую
жесточайшую –
не по прошлому
ностальгию –
ностальгию
по настоящему.


Он замечательно угадал. Я тогда подумал, что это стихотворение останется вечным символом российской жизни – тоска по всегда неосуществлённому. 

Он всегда понимал свою поэзию как беспрестанное служение Отечеству:

В воротничке я,
как рассыльный,
в кругу кривляк,
но по ночам я пёс России
о двух крылах...


Одна из его книг называется «Витражных дел мастер». Это он и есть. Его книги, как многоцветные витражи мира. Здесь аукнулась школа Архитектурного института, который он прославил юношеским стихотворением «Пожар в Архитектурном». Один из самых ярких поэтов ХХ века, Андрей Вознесенский естественно перешёл из недавнего прошлого в новый непредсказуемый ХХI век.
12 мая Вознесенскому исполнилось 75 лет. Это возраст мудрости. Можно спокойно взглянуть на всё сделанное и... несделанное. Понятно, что этому сопутствуют проблемы возраста. Но и редкое по интенсивности вдохновение, которое не иссякает уже более полувека. 

Положены юбилейные пожелания. Будь здоров, Андрей Андреевич! Пожелаем выдающемуся русскому поэту мужества перед лицом неведомого грядущего. 

Сергей МНАЦАКАНЯН


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
30.03.2023

Представят «Слова и смыслы»

4 апреля состоится презентация нового литературно-публицистического альманаха.
30.03.2023

Себе навстречу

Литклуб «Некрасовские пятницы» подходит к важному рубежу и зовет в гости… своего ведущего.
29.03.2023

Академик – академику

В выставочном пространстве в Серебряническом переулке прошла презентация памятника Н.И.Толстому.
29.03.2023

Поэтическая весна на Балтике

В Калининградской городской библиотеке имени А.П.Чехова прошел вечер, посвященный Всемирному дню поэзии.
28.03.2023

«Вокруг него бурлило время...»

Павел Басинский и Ирина Минералова вспомнят Максима Горького как «главную, ключевую фигуру Серебряного века».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда