Библиоман. Книжная дюжина
Соломон Волков. История русской культуры ХХ века от Льва Толстого до Александра Солженицына. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с., 10 л. ил. – (Диалоги о культуре).
Книга анонсируется как первый пример всеобъемлющего описания культуры упомянутого периода. Но слово «всеобъемлющий» – слишком громкое, чтобы его можно было с полным правом употреблять сейчас, когда и десяти лет не прошло с тех пор, как кончился ХХ век. Да и русская культура этого бурного столетия едва ли поместится в одной, пусть и большой книге. Но в одном отношении книга несомненно может быть полезна. Знакомясь с ней, читатель получит прекрасный повод задуматься, что же лично для него означает русская культура ХХ века и с какими именами ассоциируется.
Во вступлении автор пишет, что рассуждать о культуре, игнорируя политику, – большая ошибка. Что ж, может быть, и так. Но писать о культуре, руководствуясь не общекультурными критериями, а политическими соображениями разной степени загадочности, – недочёт куда более значительный. Начинается книга, как и обещано в названии, со Льва Толстого, точнее, с его смерти. Продолжается подробными описаниями декадентских развлечений Серебряного века, игривым пересказом историй о том, как Шолохов с Фадеевым пьянствовали, и завершается даже не анализом творчества Солженицына, хотя ему уделено изрядное внимание, а пёстрым перечислением нынешних деятелей культуры. Разных, порой несопоставимого масштаба. Не надо ждать сто лет, чтобы понять, например: Сорокин и Пригов – фигуры, мягко говоря, не равнозначные Валентину Распутину. О самом Распутине автор пишет вроде и с уважением, но всё ж пеняет – мол, не оценил талантливый писатель-деревенщик ни рок-музыку, ни гомосексуализм, да мало того, что не оценил, начал активно бороться за нравственность и протестовать против пропаганды вышеупомянутых достижений прогрессивной цивилизации. Вот так. Впору, как в известном анекдоте, напомнить, что русскую культуру мы всё же любим «не за это».
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться