ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №20 (6172) (14-05-2008)
  • Противоречивый космос

Противоречивый космос

Противоречивый космос

Штрих-код
Чайковская Вера

КНИЖНЫЙ РЯД

Светлана Богатырь. Персональная Вселенная. – 2008. – 164 с.: ил.

Бывшая московская художница, много лет живущая во Франции, выпустила книгу – очень красиво изданную, с тщательно подобранным форматом, цветом и качеством бумаги, где новейшая авторская графика перемежается текстами. Сразу вспоминаешь, что начинала Богатырь в кругу концептуалистов. Но у них тексты порой подменяли собой визуальный ряд. Тут же, как я понимаю, мыслилось некое единство текста и изображения. Увы, единства, как мне кажется, не получилось. Всё же Богатырь прежде всего – художник, и когда она вступает на зыбкую почву «философических» построений, получается механистично и упрощённо, словно читаешь популярную брошюру. 

Побудительным мотивом книги, как можно понять, явился некий «мистический» опыт, полученный автором некоторое время назад. С нетерпением ждёшь какого-то живого рассказа, подлинного яркого переживания. Ведь именно такой опыт часто лежит в основе творческих открытий. Именно о нём написал свою замечательную книгу «Хлыновск. Пространство Эвклида» Петров-Водкин, который в простых картинах своего детства и отрочества запечатлел удивительные интуиции, открывшиеся ему в природном мире. И зрелая живопись художника с её необычной «сферической» перспективой – результат этих таинственных открытий. Здесь – живое авторское лицо, уникальный опыт глухо скрыты под маской догматичного «учёного», который без запинки даёт объяснение всем «проклятым» вопросам мироздания и человека. Поразительно сухое, добавлю я, без выдумки и полёта. Оказывается, мы – «конструкты» (так назван один из разделов) внутри общей системы, управляемой замыслом некоего Конструктора (Главного, надо полагать). Речь идёт не о творении, не о чуде живого и одушевлённого, а именно о «конструировании» Персональных Вселенных – какое уж тут лицо с его неповторимой мимикой, страстями, противоречиями! Нет, автор с загадочным упорством повторяет мысль о «непротиворечивости» входящих в эту Персональную Вселенную образов. А я-то думаю: почему всё так мертвенно, так уныло – энтропийно, так расчеловечено? Да тут отбрасывается важнейший принцип живого бытия – его противоречивость, борьба разнородных тенденций, тот самый Гераклитов «огонь», из которого и возникает живая жизнь, горячее пристрастное слово, безумие творчества… 

Пушкин. 2004Странно, что художница, которая в своей живописи все эти «невыразимости» может виртуозно выразить и запечатлеть, принялась нам объяснять, что такое жизнь, смерть, любовь, тайна, безжизненным языком «научного» исследования. Просто вздрагиваешь, читая: «Уровни иерархии ТАМ обеспечиваются естественными параметрами метафизики духа». А вот слова о своём теле, которое в некий момент «функционировало в необычном для него режиме». Может, и в самом деле «конструкт»? В таком «режиме» перестаёшь слышать чужой лирический голос, положим, автор цитирует знаменитое отступление из «Евгения Онегина» «Блажен, кто смолоду был молод…», иллюстрируя им мысль о бесконечной смене поколений. Но для Пушкина тут горестный опыт несовпадения с общими путями, того самого «противоречия», которое автор пытается отбросить… 

Одним словом, текстовая составляющая «Персональной Вселенной» вызвала у меня недоумение и досаду в отличие от изобразительной. Графика последних лет удивляет в хорошем смысле! Если в текстах художница странно безлика, то тут она не просто узнаётся, но и добавляет к своему прежнему образу новые черты. Тут вновь, как в живописи, излюбленные «прозрачные» пространства, мастерство импровизации, плавность и безошибочность проводимых линий. Но ещё и какая-то детская, безудержная стихия игры, прежде не столь очевидная. 

Особенно впечатляют графические портреты в первой части книги, сплошь составленные из цифр (на чёрном фоне белой тушью) и из нотных знаков (на белом фоне чёрной тушью). Как соотносятся цифры и ноты с Вселенским Разумом и идеей «конструктов»? Вероятно, для автора как-то да соотносятся, и ему, возможно, хотелось бы, чтобы за каждой работой проглядывало что-то «философическое» или даже «мистическое». Слава Господу, не проглядывает! Тут естественное творческое волшебство, выдумка, азарт. Та спонтанная детская игра, которая всё на свете может сделать материалом для своих бесцельных и увлекательных упражнений. Помню, как в детстве я привезла из летнего лагеря два пакета древесной коры – захотелось что-нибудь из неё вырезать, и кора представлялась драгоценной. А ещё все мы в детстве рисовали «человечков» на асфальте, альбомном листе, на морском песке, приговаривая «точка, точка, два крючочка…» и восхищённо обнаруживая, что и в самом деле из этих закорючек получается «человечек». 

И у Светланы Богатырь получаются «человечки» из виртуозного кружения и сплетения цифр, из невероятного и безошибочного соединения нот, диезов, бемолей, басовых и скрипичных ключей. Конечно, мистика. Но мистика творчества, невыразимая и необъяснимая словесно. И какие причудливые, неожиданные лица, выражения, гримасы! Тут тебе люди разных культур, национальностей, поколений, простолюдины и знать, персонажи из прошлого и из современности – Пушкин, Бернард Шоу, Наполеон… Да и не названные по имени, они обладают какой-то «детской», условной, но незабываемой характерностью, как тот юноша, что смешно скосил глаза-ноты («Смотрящий влево»). Запоминаются еврей с пейсами, сотворённый из нотных знаков, и экспрессивная африканская красавица, на создание которой пошли в основном пятёрки и шестёрки. 

Композиции второй части книги более претендуют на «научность» и, вероятно, оттого более утяжелены и «скелетообразны» – не рыбы, а остовы рыб, не листья, а их структуры. Словно мы попали в чёрный мир Танатоса, где нас встречают эфемерные светящиеся эйдосы или, скорее, и впрямь «конструкты». Композиции сопровождаются древнегреческими надписями и пронизаны отражённым влиянием архаической античной вазописи, древнерусской иконы, японской гравюры, африканской и индийской скульптуры – весь постмодернистский арсенал мировых прототипов. Но и тут остаются безудержность фантазии и полётность руки, держащей кисть, динамичность и неожиданный для «мистических» откровений юмор в изображении физиономий и невероятных поз беседующих в этом причудливом царстве. 

Да, противоречий между обезличенными текстами и авторским лицом, механикой «конструктов» и органикой живого творчества избежать не удалось. Но не в этом ли залог дальнейшего плодотворного авторского развития? 

Вера ЧАЙКОВСКАЯ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
30.03.2023

Представят «Слова и смыслы»

4 апреля состоится презентация нового литературно-публицистического альманаха.
30.03.2023

Себе навстречу

Литклуб «Некрасовские пятницы» подходит к важному рубежу и зовет в гости… своего ведущего.
29.03.2023

Академик – академику

В выставочном пространстве в Серебряническом переулке прошла презентация памятника Н.И.Толстому.
29.03.2023

Поэтическая весна на Балтике

В Калининградской городской библиотеке имени А.П.Чехова прошел вечер, посвященный Всемирному дню поэзии.
28.03.2023

«Вокруг него бурлило время...»

Павел Басинский и Ирина Минералова вспомнят Максима Горького как «главную, ключевую фигуру Серебряного века».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда