ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №20 (6172) (14-05-2008)
  • Возобновить нельзя осовременить

Возобновить нельзя осовременить

Пешкова Виктория

Возобновить нельзя осовременить

Искусство
Пешкова Виктория

СОБЫТИЕ

Рождение праздника из духа музыки

Отгремел, отзвенел, отпел и даже оттанцевал VII Московский Пасхальный фестиваль – праздник высокой музыки во всех её видах и проявлениях, акция, сумевшая за совсем короткий срок стать одной из наиболее значимых в ежегодном музыкальном календаре российской столицы, а впрочем, и куда более широкого ареала. Сегодня временной отрезок между Пасхой и Днём Победы для всякого истинного меломана, надо полагать, прочно ассоциируется с божественными во всех смыслах звуками, с обилием первоклассных концертов и выдающихся исполнительских имён, среди которых первым по праву должно быть названо имя Валерия Гергиева. 

Хотя особенно важно отметить, что «культурная инициатива», рождённая семь лет назад организационно-творческим тандемом худрука Мариинского театра и мэра Москвы и получившая благословение патриарха, с самого начала предполагала ориентацию не только на сообщество присяжных посетителей консерватории, но на гораздо более широкий социальный охват. И этой своей изначальной установке Московский Пасхальный с его многочисленными программами, в том числе хоровой и региональной, с неизменной «Звонильной неделей», со всевозрастающим числом благотворительных мероприятий продолжает усердно и неуклонно следовать. 

Отсюда – невозможность рассказать обо всём, что предложил на сей раз МПФ. Мы ограничились тремя сюжетами: естественно, «смыслообразующей» симфонической программой, гастрольным представлением последней Мариинской оперной премьеры – явившейся, возможно, главным фестивальным открытием, и балетным гала – наиболее ожидаемым московской публикой. Да, не всё вышло в итоге одинаково блестящим и безупречным. Но у живого организма по-иному и быть не может. А Московский Пасхальный – мало сказать что живой. Он в полном соответствии со своим «званием» – животворящий.
 

«Псковитянку» можно назвать премьерой только с известной степенью условности, поскольку она является капитальным возобновлением постановки 1952 года (режиссёр Евгений Соковнин, декорации и костюмы выдающегося оперного художника Фёдора Федоровского). Новую жизнь «Псковитянке» дала команда, собранная Юрием Лаптевым. Известный баритон, весьма успешно совмещающий сольную карьеру с обязанностями советника президента по культуре, решил попробовать себя и в режиссуре. В конце апреля состоялась петербургская премьера, а буквально через десять дней её услышала и московская публика. 

Для «воскрешения» оперы нашлось немало, так сказать, официальных причин. Во-первых, Мариинский театр отмечает пусть и не очень круглый, но всё-таки юбилей – 225-летие создания оперной труппы (сохранился указ Екатерины II о том, что в императорском театре не только комедии с трагедиями ставить должно, но и оперы давать). В юбилей принято вспоминать о наиболее удачных постановках, а именно таковой и считалась в советские времена Псковитянка» образца 1952 года. Во-вторых, у самой оперы сразу две значимые даты: 135 лет со дня первой постановки (в 1873-м состоялась, как это принято теперь называть, мировая премьера) и 105 лет постановке, в которой партию Ивана Грозного пел великий Шаляпин. И в-третьих, в этом году исполняется сто лет со дня смерти Николая Александровича Римского-Корсакова, выдающегося композитора, чьё творчество ознаменовало собой начало золотого века русской оперной школы.
Но относить восстановленную «Псковитянку» к категории исключительно «датских» спектаклей всё-таки было бы ошибкой. Причина глубже. Публика, не вся, конечно, но какая-то, не исключено, что весьма значительная её часть, истосковалась по той особой театральной реальности, которую так сложно описать словами, но в которую так легко поверить, если создана она со знанием дела. Если можно ставить «Евгения Онегина» на практически пустой сцене, то почему нельзя погрузить «Псковитянку» в пышные декорации, весьма близкие к реалиям XVI века? Если на сцене «бушует гроза», то что странного в том, что деревья и кусты качаются? Если царь-государь едет по лесу, то не на деревянную же лошадку его сажать! Если народ на вечевой площади Пскова собирается, то не чёрным же задником белокаменные храмы заменять. 

Никто не имеет права лишать зрителя права сравнивать и выбирать. И если кому-то по душе барочная пышность, сочные краски, яркие костюмы и театральная ирреальность происходящего на сцене, то этот кто-то должен иметь возможность сходить именно на такой спектакль и получить от него удовольствие, на которое рассчитывает. Между прочим, судя по реакции публики, таких в зале Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко было немало. 

Работа режиссёра по восстановлению старого спектакля в чём-то сродни работе археолога или художника-реставратора. Тут не новации нужны, а бережное отношение к первооснове. Согласитесь, если реставратор вдруг решит «подправить» работу старого мастера в соответствии с последними тенденциями в искусстве, его сочтут в лучшем случае профнепригодным, в худшем – сумасшедшим. Надеть на псковских бояр джинсы, а на их дочек мини-юбки, заставить их двигаться по сцене в темпе жителя мегаполиса, спешащего утром на работу, – и это сделает более ясным для зрителя/слушателя то, что стремился вложить в свою музыку Римский-Корсаков? 

Оркестр под управлением Валерия Гергиева звучал в этот вечер и мощно, и ярко, и сочно. Вот только обидно было, когда в этой лавине звуков время от времени тонули голоса исполнителей. Каждое слово было слышно только у князя Юрия Токмакова (Геннадий Беззубенков) да у боярина Матуты (Василий Горшков). А уж о чём печалилась боярская дочь Ольга (Ирина Матаева) да к чему призывал земляков своих посадский сын Михайло Туча (Максим Аксёнов), зачастую можно было догадаться только по либретто. Когда же очередь доходила до хора, то тут оставалось только наслаждаться красотой звучания. Понять, что конкретно заключает в себе глас народа, было совершенно невозможно. 

У восстановленной «Псковитянки» будет немало критиков, что неудивительно. Многим постановка покажется стопроцентно «музейной», но простите, если бы не музеи, то где бы хранилась овеществлённая история человечества? В музеи традиционного искусства, между прочим, тоже люди ходят. И вряд ли поклонники Шишкина придут в восторг от «Утра в сосновом бору», обработанного в духе Энди Уорхола. 

Виктория ПЕШКОВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
29.03.2023

Академик – академику

В выставочном пространстве в Серебряническом переулке прошла презентация памятника Н.И.Толстому.
29.03.2023

Поэтическая весна на Балтике

В Калининградской городской библиотеке имени А.П.Чехова прошел вечер, посвященный Всемирному дню поэзии.
28.03.2023

«Вокруг него бурлило время...»

Павел Басинский и Ирина Минералова вспомнят Максима Горького как «главную, ключевую фигуру Серебряного века».
28.03.2023

«Орфей» для малышей

Популярная радиостанция запускает цикл концертов «Музыкальные истории дядюшки Дениса для самых маленьких и не очень».
27.03.2023

Юрий Соломин в Библиотеке для молодежи

В Особняке Носова состоится встреча с Юрием Соломиным, народным артистом СССР, худруком Малого театра.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда