САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.

Писатель, незаслуженно оставшийся в тени

23.11.2019
Писатель, незаслуженно оставшийся в тени Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о творчестве А.К.Толстого.
ЛГ плюс

«Как невозможно быть...»

09.12.2019
«Как невозможно быть...» Евгений В. ХАРИТОНОВЪ долгие годы остается верен себе. Стиль его узнаваем, но порой сложен для восприятия неподготовленного читателя.

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«И однажды становится странно…»

30.11.2019
«И однажды становится странно…» Станислав ЛИВИНСКИЙ по образованию фотограф. Неудивительно, что детали в стихах он выписывает с фотографической четкостью.
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Неизвестный Летов

10.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.

Видеомост Москва-Минск

02.12.2019
Видеомост Москва-Минск О чем говорили мусульмане на совместной встрече с православными?
  • Статьи
  • 2008 год
  • №21 (6173) (21-05-2008)
  • «Воспроизвести русскую историю…»

«Воспроизвести русскую историю…»

«Воспроизвести русскую историю…»

Искусство
Степанян Карен

ДВА МНЕНИЯ ОБ ОДНОЙ ПРЕМЬЕРЕ

Фильм этот шёл смотреть с интересом, во-первых, потому, что всё, что связано с ролью св. блгв. князя Александра в русской и мировой истории и с пониманием этой роли в наши дни, меня очень интересует; во-вторых, из-за развернувшейся в последние годы яростной атаки на память о нём с участием российских и зарубежных действующих лиц, стремящихся развенчать «миф» о победителе шведов и немцев и об одном из решающих этапов истории нашего государства. Ведь семидесятилетней давности фильм С. Эйзенштейна для этих разоблачителей едва ли не второй по значимости объект «деконструкции» после истории знаменитых битв на Неве и Чудском озере. Конечно, ожидать, что фильм И. Каленова станет следующим шагом в осмыслении кинематографом судьбы великого князя, было несколько наивно, но всё же…

Фильм ожиданий не оправдал, но и не разочаровал. Простое, незамысловатое изложение того, о чём большинство зрителей знает по нескольким абзацам в школьном учебнике истории (добавление романтических деталей вроде благородного спасения Александром от разбойников магистра Ливонского ордена Андреаса фон Вельвена, одного из главных организаторов и участников агрессии ордена против Новгорода, вполне допустимо). Психология и драматизм присутствуют в самых малых дозах, не мешающих восприятию «картинки», но неправды нигде нет, а те, кто знает обо всём этом побольше, могут необходимое домыслить. Единственно, что жаль: убрано одно из тяжелейших испытаний в жизни великого князя – необходимость смирять и удерживать себя и своих соотчичей от военного противостояния татарам, выплачивать им дань, вплоть до насильственного усмирения антитатарских бунтов – дабы спасти Русь от полного уничтожения до тех пор, пока она сумеет «стряхнуть» иго с себя. (Здесь это дано в изящной куртуазной беседе Александра с татарским посланником.) Хорошо бы, однако, в следующем фильме (который, думаю, воспоследует) – уже непосредственно о Ледовом побоище и последующих событиях – эту тему всё-таки решить поглубже. 

Критики фильма недовольны тем, что у врагов и изменников сплошь неприятные лица. Но почему должны быть иные лица у людей, творящих зло? Ведь лицо – зеркало души. Батальные сцены вполне на уровне: во всяком случае, никто не стоит в углу кадра с открытым ртом, как нередко бывает в фильмах многих популярных ныне режиссёров. Исполнитель главной роли малоизвестный А. Пампушный больше похож на современного молодёжного лидера, и его не сравнить с мощным Черкасовым, но плюс здесь в том, что самому-то Александру в те годы (1239–1240) было 19–20 лет и он был – в нашем понимании – вовсе не мужем в зрелых летах (как у Эйзенштейна), а, по сути, юношей; вот пусть его нынешние сверстники подумают, каково брать в таком возрасте ответственность за судьбу страны (в сей час и на века). А это напряжение и ответственность актёр передаёт хорошо. Упрекают фильм также за слишком очевидные параллели с нынешним временем (сильный лидер, заботящийся о сохранении государственной и культурной самостоятельности, и «оппозиция» – бояре и купцы, стремящиеся к интеграции с Западом, и т.п.). Но воссоздать эпоху почти тысячелетней давности вряд ли возможно и при гораздо больших усилиях, а подчеркнуть некоторые неизменные константы русской истории не помешает. 

Ну и, наконец, главное. Как ни относиться к этому фильму, он – одна из первых ласточек в той работе, которую необходимо разворачивать. Русская история – богатейший кладезь интереснейших и драматичнейших сюжетов для кинематографа, именно в этой сюжетной сфере испытывающего очевидную нехватку кислорода. В своё время Достоевский в письме к своему другу А. Майкову советовал тому написать цикл былин из русской истории: «...воспроизвести, с любовью и с нашею мыслию (здесь и далее курсив Достоевского. – К.С.), с самого начала с русским взглядом, – всю русскую историю, отмечая в ней те точки и пункты, в которых она, временами и местами, как бы сосредоточивалась и выражалась вся, вдруг, во всём своём целом <…> Ну вот схватить эти пункты и рассказать в былине, всем и каждому, но не как простую летопись, нет, а как сердечную поэму, даже без строгой передачи факта (но только с чрезвычайною ясностию), схватить главный пункт и так передать его, чтоб видно, с какой мыслию он вылился, с какой любовью и мукою эта мысль досталась. Но без эгоизма, без слов от себя <…> только чтоб одна любовь к России била горячим ключом» (ПСС, 29 (I), с. 39). И далее Достоевский перечисляет некоторые из таких тем: царствование Ивана III и его женитьба на Софье Палеолог (передача преемственности от Византии к России), судьба Петра Первого, загадочный, полный тайн и великих свершений XVIII век. Сюжеты эти уж точно ничем не скучнее историй из жизни рыцарей Круглого стола, Людовиков и Генрихов, заполнивших наши экраны. Работы тут непочатый край, в том числе и просветительской; возвращаясь к нашей теме: точно так же, как настойчиво внушается ныне мысль, что Вторую мировую войну выиграли американцы, а наступлению «большевизма» на Европу воспрепятствовали поляки («ЛГ» писала об этом недавно), многие до сих пор убеждены, что германская экспансия на Восток в Средние века была остановлена лишь в битве при Грюнвальде… 

Карен СТЕПАНЯН, доктор филологических наук


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
10.12.2019

Читатели «ЛГ» выбирают литературу

На нашем сайте было проведено голосование по поводу популярности разделов газеты.
10.12.2019

«Большая книга» объявит победителей

В Доме Пашкова пройдет награждение лауреатов XIV сезона национальной литературной премии.
09.12.2019

Евгению В. Харитонову – 50!

9 декабря известный поэт, редактор, критик, культуртрегер отмечает юбилей.
09.12.2019

Олега Куваева вспомнят в МДК

На Новом Арбате состоится представление книги о «русском Джеке Лондоне».
08.12.2019

Валерию Попову – 80!

8 декабря известный писатель отмечает юбилей.

Все новости

Книга недели
Откровенно о себе

Откровенно о себе

Евгений Водолазкин раскрывает подробности создания своих знаменитых романов
Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

События и мнения
Воеводина Татьяна

7 лет в ВТО

Вроде только вчера вступила Россия в ВТО, а мину­ло семь лет.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика