САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Жаждал универсума и стремился к нему

17.04.2021
Жаждал универсума и стремился к нему Невеселые размышления Александра СЁМОЧКИНА к сороковинам Валентина КУРБАТОВА.

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».
ЛГ плюс

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.

«Никакая она не стерва…»

03.04.2021
«Никакая она не стерва…» Все годы войны в Донбассе Александр САВЕНКОВ живет в родной Горловке. Это не могло не отразиться в его стихах.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Аристократ, левак и гуманист

17.04.2021
Аристократ, левак и гуманист О выдающемся французском писателе Эрве БАЗЕНЕ, которому 17 апреля исполняется 110 лет, рассказывает Руслан СЕМЯШКИН.

Казанская рапсодия Бетховена

14.04.2021
Казанская рапсодия Бетховена Мария ЗАЛЕССКАЯ рассказывает о десятом Международном музыкальном фестивале «Рахлинские сезоны».

Книга о природе, человеке и человечности

10.04.2021
Книга о природе, человеке и человечности Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о книге Павла КРЕНЁВА.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Не Беларусь, а Белоруссия!

16.04.2021
Не Беларусь, а Белоруссия! Популярный российский певец Юрий ЛОЗА считает, что мы не обязаны называть другие страны так, как им самим хочется.

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №21 (6225) (20-05-2009)
  • Великий Восток на Гоголевском бульваре

Великий Восток на Гоголевском бульваре

Великий Восток на Гоголевском бульваре

Искусство
Олюнина Валерия

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

В 1991 году, что по-своему знаменательно, Государственный музей искусства народов Востока Указом российского президента был отнесён к особо ценным объектам нашего культурного наследия. Его собрание действительно уникально: здесь представлено искусство Кореи, Китая, Японии, стран Юго-Восточной Азии, Кавказа и Закавказья, Средней Азии и Ирана, Индии, Бурятии, Монголии, народов Севера… Особое место среди постоянных экспозиций музея занимают работы Николая и Святослава Рерихов. Наряду с постоянными экспозициями в музее регулярно проводятся интереснейшие выставки. О перекрёстках и диалогах древних и современных культур мы решили поговорить с генеральным директором музея, доктором исторических наук Александром СЕДОВЫМ.

– Александр Всеволодович, а с чего начался ваш «личный» Восток – с книги или путешествия?

– Я по образованию археолог, окончил исторический факультет МГУ и с тех пор занимаюсь археологией Востока. Профессор Леонид Романович Кызласов, у которого я учился в университете (к сожалению, в прошлом году он ушёл из жизни), и «совратил» меня заниматься Востоком.

– Жерар де Нерваль писал: «Для того, кто не бывал на Востоке, лотос по-прежнему остаётся лотосом», а для него после поездки он стал «неким сортом лука». Вы тоже разгадали восточную загадку?

– Для меня Восток никогда не окрашивался в мистические тона. Археологи имеют дело с предметами материальной культуры. Мне с самого начала понравились аура Востока, менталитет восточных людей. Cтепи, горы и пустыни Южной Сибири и Средней Азии мне нравятся больше, чем природа средней полосы России. Может, я говорю ужасные вещи, но это так. Хоть я родился и вырос в Москве, отец мой – из терских казаков, а мать из-под Рязани, я себя очень хорошо чувствую на Востоке.

– Вот вы сказали про восточный менталитет… Слышала, что про индийцев говорят, что это люди-дети, открытые миру, и поэтому их легко обмануть, завоевать, как сделала это Британская империя…

– Да нет, конечно! Я не думаю, что следует мыслить столь элементарными категориями – «люди-дети», «люди-подростки» или «люди-взрослые». Всё относительно. Британцы завоёвывали не только восточные народы, да и сколько крови пролилось при этих завоеваниях… Обмануть людей можно где угодно: в Европе, Северной Америке, в Африке, на Аляске… А индийцы, наследники великой цивилизации древности, сейчас сами «завоёвывают» Запад.

– А можно говорить о некой общей восточной ментальности и о западной так, как Киплинг их понимал?

– «Восток есть Восток», и что-то общее есть во всех восточных культурных парадигмах. Но каждая восточная культура, как, собственно, и западная, по-своему уникальна. Многое обусловливается и местом проживания людей. К примеру, культурные традиции Китая и Индии совершенно разнятся. Ментальность йеменца кардинально отличается от ментальности жителя других арабских стран. Да и в самом Йемене, например, ментальность жителя горной части страны отличается от ментальности обитателя его прибрежной части.

– А для Музея искусств народов Востока является плодотворной идея межкультурных диалогов? Вам интересно искать «восточное» в «европейском» и наоборот?

– Безусловно. Начнём с того, что все великие цивилизации древности зародились на Востоке. В долинах великих рек: мы говорим о Египте и Месопотамии, Индии и Китае как о прародине человеческой цивилизации. Все достижения древности, включая письменность и изобразительное искусство, появились на Востоке. И если брать большие пространства в современном мире, то традиции будут в чём-то едины. Это проявилось уже в период эллинизма, когда Александр Великий объединил Восток и Запад.

– Вы говорите о синтезе восточной деспотии и греческой демократии?

– Не совсем так. Я говорю о слиянии или, скорее, о взаимовлиянии культур. Рождение новой формы правления было, скорее, следствием объединения культурных традиций, обогативших друг друга. И сегодня нужно всячески способствовать диалогу культур. Мы вместе с другими российскими и украинскими музеями, нашими румынскими, немецкими и венгерскими коллегами не так давно открывали в Будапеште выставку «Золото скифов». Скифы – это группа племён, проживавших на громадной территории от Великой Китайской стены до Карпатско-Дунайской низменности. Весь этот громадный пояс степей две тысячи лет назад населяли люди со сходной культурой, говорившие, скорее всего, на родственных языках, и все культурные и технические достижения, возникая в одном месте, оказывались известными в другом. Я подчёркиваю, что диалог культур и цивилизаций существовал с глубокой древности. В прошлом году в нашем музее состоялась выставка «Средняя Азия, Москва, Иерусалим – в творчестве еврейских художников». Еврейское искусство – это вообще отдельная большая тема, ведь лишь с конца XIX века оно перестало быть по преимуществу ритуальным, постепенная секуляризация и ассимиляция еврейской культуры способствовали появлению еврейских художников, которые влились в европейское и русское искусство: был Марк Шагал, Хаим Сутин…

– Европе, как известно, японскую живопись открыли братья Гонкуры – Эдмон даже выпустил иллюстрированные монографии об Утамаро и Хокусаи. А в России с чего началось увлечение Востоком?

– А в России всё началось гораздо раньше – с византийского влияния. И с татаро-монгольского нашествия, как ни банально это звучит. Русь впитала в себя и переработала много восточных традиций. В нашем быту есть масса вещей, изобретённых кочевниками. Но настоящая мода на Восток появилась в XVIII веке, когда купцы и миссионеры стали завозить китайские вещи из Европы и из самого Китая. Вспомним про тот же фарфор, который был изобретён в Китае в VII веке, за тысячу лет до европейского.

– А есть ли примеры обратного влияния?

– Ещё какие! Прогуляйтесь по залам нашего музея. Каджарская живопись создавалась под сильным влиянием европейских придумок: светотени и перспективы. Да это вообще уникально, что в XVIII веке в Иране стали писать масляными красками, а в первой трети XIX века складывается особый живописный стиль – официальный парадный портрет! Это удивительный феномен переплетения западных и восточных изобразительных традиций!

– Есть мнение, что при слишком тесной дружбе происходит размывание оригинальных культур…

– Тут как в мире людей: с кем-то вы хотите дружить, с кем-то нет. Но и живя с собственной женой и во многом сливаясь с ней, вы всё же остаётесь самим собой. То же самое и с культурами. Конечно, можно найти в истории массу примеров, когда одна культура растворялась в другой, более агрессивной или развитой. Всё это, на мой взгляд, осталось в прошлом. Например, такие великие культуры, как русская и китайская, могут сосуществовать, обогащаться, но ни одна из них не поглотит другую. Что далеко за примером ходить, когда наша Россия – многонациональное государство, и в этом котле столько варится! Но обычно вы точно знаете, к какой культуре принадлежите, несмотря на иногда возникающие сложности с национальной самоидентификацией. Кстати, ежегодно на острове Родос в рамках Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» собираются представители разных культур, религиозных конфессий, есть там и агностики. И все сходятся в одном: у нас масса общих проблем, общих тем, их гораздо больше, чем поводов для размежеваний.

– Сергей Аверинцев однажды заметил, что на Востоке не было «непризнанных гениев», писцы, мудрецы не выделяли себя из толпы. Сейчас ломаются эти устои?

– Многие люди из стран Востока, получившие образование на Западе и подолгу жившие там, на родину возвращаются чуть-чуть другими. Такие, как Салман Рушди, позиционируют свою индивидуальность. Сейчас мир похож на единый плавильный котёл, обмен ценностями и достижениями формирует некую надкультуру. В России существует очень много стереотипов в восприятии Востока. Считается, что Коран запрещает изображать человека. Коран запрещает изображать Бога, а мастера во все времена изображали людей, зверей, птиц. В музейной экспозиции вы можете увидеть образцы прекрасной иранской керамики XII–XIII веков с изображениями людей и животных, есть великолепный иранский ковёр, относящийся к началу прошлого века: ковроткач изобразил там персепольские фрески. Хотя, конечно, в изобразительном искусстве исламских стран приоритетной тенденцией была всё-таки орнаменталистика…

– Восточные темы, видно, будят нашу фантазию... Здесь как в лавке древностей!

– Поэтому около 40 процентов посетителей нашего музея – организованные школьные группы. Сейчас проходит удивительная выставка «Дети рисуют сказку». В экспозиции представлены работы юных художников из стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества: из России, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Девизом проекта стал лозунг «Узнавая сказки, познаём друг друга». В его рамках работают и мастер-классы, которые проводятся художниками и дизайнерами, друзьями музея Востока, где ребёнок может узнать о чайной церемонии в Китае, нарисовать «Хлебную сказку» или цветочную историю…

Беседу вела Валерия ОЛЮНИНА


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
17.04.2021

И снова «Русский детектив»

Второй сезон популярной премии детективного и остросюжетного жанров стартовал в России.
16.04.2021

В декабре выйдет «Декабрь»

Фильм о последних днях Сергея Есенина представят в конце года.
16.04.2021

«Библионочь: Это факт!»

Российская государственная библиотека для молодежи запустила познавательный сериал видеороликов.
15.04.2021

«Большая книга» объявит лонг-лист

На платформе ТАСС Совет экспертов Национальной литературной премии в шестнадцатый раз огласит «Длинный список».
15.04.2021

Минская «Дорога в космос»

В Национальном историческом музее Белоруссии состоится открытие международного выставочного проекта.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Кто тут «убийца»?

Администрация Байдена, казалось, вернёт американскую дипломатию к приличиям посл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда