САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…»

01.03.2021
«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…» О книге Михаила МАНЧЕНКО, поехавшего добровольцем в Донбасс, рассказывает Владимир СПЕКТОР.

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2010 год
  • №21 (6276) (26-05-2010)
  • Похождения человека «с детским лицом»

Похождения человека «с детским лицом»

Блинов Владимир

Похождения человека «с детским лицом»

Штрих-код
Блинов Владимир

ЖИВАЯ КЛАССИКА

Уральский художник Николай Предеин проиллюстрировал Гоголя

Павел Иванович кисти Николая ПетровичаКак известно, Николай Васильевич Гоголь, хоть и был любителем путешествий, до Урала в своей земной жизни не добрался. Что не мешает уральцам любить и почитать классика практически как «своего». И гоголевский юбилейный год прошёл в регионе, в частности в Екатеринбурге, активно, продуманно и насыщенно. Так, целую серию интересных мероприятий организовал Литературный музей. Замечательными выдались встречи читателей (и писателей) с представителями украинского землячества, во время которых показывались отрывки из спектаклей, пелись малороссийские песни.

Специальная передвижная выставка екатеринбургских живописцев и графиков побывала во многих городах и весях Урала и Сибири. Был проведён конкурс на проект памятника великому писателю, выбран лучший (скульптор Геворк Геворкян) для установки вблизи улицы, которая аж с дореволюционной поры носит имя Гоголя.

Ещё одно важнейшее для современной гоголиады событие хотя и случилось в столице, но имело самое непосредственное отношение к Уральской возвышенности. Издательство «Московские учебники» выпустило в свет «Мёртвые души» с комментариями Игоря Золотусского и иллюстрациями живущего в Екатеринбурге художника Николая ПРЕДЕИНА. В первую очередь он известен как скульптор, но Гоголь заставил его на время сменить резец на перо и тушь.

– Николай Петрович, знаю, что ваше обращение к творчеству Гоголя – не календарная прихоть, а давний творческий замысел. Бывая в вашей мастерской, я всегда с интересом рассматриваю десятки графических листов и скульптур, где вижу Гоголя-мыслителя, Гоголя-мистика, Гоголя лукавого и веселящегося. Интересно, с чего всё-таки всё началось?

– Гоголь начинался с графических листов, которые появились после перечитывания «Выбранных мест из переписки с друзьями» и «Авторской исповеди». Я увидел там Гоголя в его прямой речи, где он выступает в роли литературного проповедника, где он сам выходит к читателю, не опосредуя себя литературными персонажами.

Отсюда и вышла графическая серия «Гоголь». Строго говоря, она не является серией портретов Гоголя. Это, скорее, о Гоголе, о том, что он говорит, как он это говорит, как он в себе это переживал. А техника, которую я использовал в работе, минимализм её линии, надеюсь, помогли мне хотя бы отчасти выразить гоголевскую метафизику.

– Наверное, мечта многих современных графиков – проиллюстрировать произведение Гоголя, получить реальный заказ. Как вам, человеку из провинции, удалось выйти на московское издательство? Или, может быть, оно само нашло вас?

– Работа над «Мёртвыми душами» началась благодаря знакомству с Игорем Петровичем Золотусским, известным литературным критиком, автором, может быть, самого глубокого исследования жизни и творчества Гоголя. Его биография писателя, вышедшая в серии «ЖЗЛ», недаром выдержала не одно издание.

Однажды я приехал в Переделкино и показал Игорю Петровичу свои рисунки и фотографии своих скульптурных работ. Ему мои работы показались интересными и достойными публичного внимания. Благодаря этому стала возможна гоголевская выставка в Доме-музее Марины Цветаевой, в Музее Льва Толстого на Пречистенке, в выставочном зале музея-заповедника «Михайловское». Здесь, кстати, я не могу не сказать слова благодарности Савве Васильевичу Ямщикову, недавно ушедшему от нас; он принимал самое активное участие в судьбе моих выставок.

Какое-то время спустя получаю неожиданное, признаться, предложение от Золотусского проиллюстрировать «Мёртвые души». Вместе с ОАО «Московские учебники» книгу готовила редакционно-издательская группа «Наша школа». Книга уникальна тем, что включила в себя обширные и глубокие комментарии И. Золотусского, составившие второй том издания под названием «Я человек, Ваше сиятельство».

Я, конечно же, понимал всю серьёзность этой работы. Сознавал, что иллюстрировать «Мёртвые души» сегодня, после Шагала, отчасти похоже на самоубийство. Действительно, пришлось работать, зная, что существуют замечательные иллюстрации Агина, Боклевского, нашего современника Алимова. Надо ли говорить, что работа была долгой, обширной и интересной. А Чичиков у меня нашёлся, признаться, без особого труда. Павел Петрович сам себя рисовал и подсказывал мне, как его изображать. Например, на протяжении всего графического ряда он не расставался со своей шкатулкой (даже в тюрьме; не совсем по тексту, но, мне кажется, – по Гоголю).

Главного героя «Мёртвых душ» я видел не вульгарным дельцом однозначно коммерческого свойства, не совсем плутом и хитрецом, к своей выгоде направляющим события. Это всё было в нём, но сквозь прозу «делового человека» проступало, окрашивая всю его меркантильность каким-то другим светом; при всём при том наивность, баловство, шкодливость, ребячество какое-то (сабля для устрашения, «мордашка этакая!», срывание украдкой афиш и т.д.). Во всех его действиях видна своеобразная игра. И вообще, говоря современным языком, скупка мёртвых душ смахивает на какую-то концептуальную игру. И этим всем моим ощущениям я нашёл подтверждение в одной фразе И. Золотусского: «Чичиков – это человек с детским лицом».

– Меня, не в последнюю очередь как родителя, особенно радует столь большое количество рисунков – их в книге более двухсот! Известно, что книга попадёт во многие школы России и благодаря вашему графическому прочтению «Мёртвых душ» дети отнесутся к великой поэме с куда большим интересом и вниманием… Как, кстати, и иностранцы, те из них, кому повезёт подержать в руках новое издание. Знаю, что Франция ваши иллюстрации недавно увидела.

– Прежде всего радует, что не забывают о Гоголе не только у нас, на Урале, но и во Франции: Франко-русский литературный комитет в день 200-летия Гоголя организовал посвящённый ему фестиваль. А чуть раньше директор этого фестиваля Ирина Рекшан, увидев мои работы, посвящённые Гоголю, от имени комитета заказала мне логотип фестиваля, и я получил приглашение приехать в Париж в составе российской делегации с выставкой иллюстраций к «Мёртвым душам».

Состав участников был весьма представителен. Президент фестиваля – известнейший славист Жорж Нива. В программе были доклады, литературные чтения, дискуссии. Участвовали французские литераторы и их российские коллеги: Юрий Манн, Сергей Бочаров, Игорь Волгин и другие.

– Кстати, не возникал ли в дискуссиях вопрос о переносе первого памятника Гоголю в Москве на его прежнее место? Сам я и многие мои коллеги, писатели, художники считаем такой перенос нецелесообразным. У вас как у ваятеля наверняка также имеется собственное мнение на сей счёт.

– Действительно, в один из дней возникло стихийное обсуждение идеи переноса памятника Гоголя работы скульптора Андреева. На мой взгляд, памятник надо, конечно же, оставить на месте. Он там и сюжетно (стоит во дворе дома, где Гоголь сжёг рукопись второго том, где окончил свои дни), и пространственно (объём двора, деревья – всё служит памятнику, всё работает на состояние, в котором пребывает андреевский Гоголь). Убрать его, перенести – значит десакрализовать этот дом, это пространство, намоленное Гоголем в прямом и переносном смыслах.

Беседу вёл Владимир БЛИНОВ, ЕКАТЕРИНБУРГ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
01.03.2021

«Поэзия» стартовала

1 марта 2021 года начался прием работ на соискание премии.
01.03.2021

Замшев в гостях у Шаргунова

Главный редактор «Литературной газеты» выступил в популярной передаче «Открытая книга».
01.03.2021

«Библиотека – место притяжения для молодежи».

В РГБМ обсудили роль библиотек в реализации молодежной политики страны.
28.02.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
28.02.2021

«Близкий Достоевский»

Библиотека имени Ф.М.Достоевского и творческое объединение «Станция Дно» запускают любопытный видеопроект.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда