САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

Зрелые не по годам

11.12.2019
Зрелые не по годам Новые литературные имена объявили на премии «Русские рифмы», «Русское слово».

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.
ЛГ плюс

«Как невозможно быть...»

09.12.2019
«Как невозможно быть...» Евгений В. ХАРИТОНОВЪ долгие годы остается верен себе. Стиль его узнаваем, но порой сложен для восприятия неподготовленного читателя.

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«И однажды становится странно…»

30.11.2019
«И однажды становится странно…» Станислав ЛИВИНСКИЙ по образованию фотограф. Неудивительно, что детали в стихах он выписывает с фотографической четкостью.
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Неизвестный Летов

10.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Встречи на белорусской земле

11.12.2019
Встречи на белорусской земле К 20-летию Договора о создании Союзного государства. О визите российских военачальников, общественных деятелей, писателей в Белоруссию.

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.
  • Статьи
  • 2011 год
  • №21 (6323) (25-05-2011)
  • Нужно идти навстречу читателю

Нужно идти навстречу читателю

Шаргунов Сергей

Нужно идти навстречу читателю

Библиотекарь
Шаргунов Сергей

Сергей ШАРГУНОВ, писатель

Я сторонник оцифровки книг, безусловно. Мои знакомые библиотекари жаловались, что книги, которые ветшают или кажутся не слишком востребованными, – уничтожают. При оцифровке произведение сохраняется навсегда. Нужно перевести в электронный вариант как можно больше книг. Это должны быть и различные справочники, и учебники, и альманахи, и наши классики, и советские писатели. Конечно, что-то у нас переиздаётся, но не слишком большими тиражами. Довольно сложно найти некоторые редкие произведения. Конечно, нельзя забывать и о современной литературе.

Создание единого электронного каталога – отличный проект. Вот, например, я заключил договор с издательством «Молодая гвардия», мне нужно написать книгу для серии «ЖЗЛ». Разумеется, необходимо множество источников. И что мне делать? Немедленно записываться во все библиотеки, дабы достать нужные книги, которые, повторюсь, часто не переиздаются? Электронный вариант книг бесконечно облегчил бы мою работу.

То есть идея создания «Национального библиотечного ресурса», который всем этим займётся, – прекрасна. Я поддерживаю этот проект, но очень хорошо понимаю обеспокоенность писательского и издательского сообщества. Эта обеспокоенность возникает от недопонимания сути «реформы».

Я тоже сначала ощутил недоумение: как это так – книга в свободном доступе? Легализуем пиратство, обеспечиваем свободный доступ к тому, что предназначено для продажи. Пушкин писал: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». А тут получается, что мы эту самую рукопись «выбрасываем», и писатель ничего за это не получает.

На самом деле подобный проект выгоден авторам. Известна история с Александром Иличевским, который сначала сильно возмутился, а потом публично написал, что вник во всю эту историю и с ней согласился. Необходимо, чтобы у писателей, и тем более востребованных, не возникало вопросов относительно безопасности их произведений, а также «вознаграждения за труды». Нужны гарантии.

Да, большинство произведений сейчас можно найти в Интернете. Но кто отвечает за их качество? Это важный аспект, который хочется отметить. Могу сказать о себе. Постоянно сталкиваюсь с тем, что студенты пишут курсовые или дипломы по моим произведениям, просят дать ссылки на качественные тексты. Это одна сторона. Кроме того, были ситуации, когда я участвовал в «общественных бурях». Легковерный человек, зайдя в Интернет, может прочитать обо мне всякую чушь, основанную на выдержках из книг. Реплики героев рассматривали как мои личные взгляды, хотя ко мне это не имело никакого отношения. С честным писателем можно бороться только через его творчество: выхватывать фразы из контекста. Сделать это проще, когда нет адекватно выложенного полного текста произведения. Поэтому я только порадуюсь, если мои тексты будут в доступе у читателей библиотек (только у читателей!). Важный нюанс: доступ к тексту должен быть открыт только в стенах библиотеки. То есть надо, чтобы человек туда пришёл, сел за монитор библиотечного компьютера и читал нужную ему книгу. А читать произведение страниц, скажем, в 350 с монитора не каждый сможет. Максимум – просмотреть какие-то ключевые места. «Каменный мост» Александра Терехова или «Чёртово колесо» Михаила Гиголашвили легко прочитать с монитора? По-моему, нереально. Проще купить бумажный вариант.

Я начал читать книгу Елены Колядиной «Цветочный крест» с монитора, она была в открытом доступе. Я просто увяз. То одно, то другое, глаза устают. Но моё мнение кардинально изменилось, когда я получил бумажный вариант. Это не значит, что я полюбил произведение, но я понял, что это всё-таки проза.

И если НБР действительно будет указывать ссылки на книжные магазины, где можно приобрести бумажную версию, то и автору, и издателю это будет выгодно. Конечно, необходимо сделать так, чтобы читатель не мог унести книгу с собой на флешке. Если ему надо отксерокопировать какую-либо часть, он должен платить, а отчисления соответственно поступать правообладателю. В общем, в идеале автор становится только богаче.

Предчувствую вопросы со стороны моих издателей, если я приду и скажу: «Вышла книга – ура! Сейчас её отсканируют и выложат в общий доступ!» А если книга небольшая? Её быстро просмотрят, и всё, в магазин идти не надо. Но дело в том, что и в магазине точно так же можно посмотреть произведение, а потом положить на полку, не купив.

Возникает вопрос: через какой срок после выхода из печати она будет доступна? Наверное, иногда должно пройти какое-то время после выхода книги, чтобы её успели распродать. Выждать какое-то время, дать возможность произведению «отстояться». Если, разумеется, не заключена предварительная договорённость с правообладателем о том, что книга выкладывается сразу.

Библиотечный ресурс должен всё-таки стать системой, выгодной как для писателя, так и для читателя. Системой. Чтобы подавляющее число писателей участвовало в этом проекте.

Может быть, это несколько пафосно прозвучит, но мне кажется, что настоящий писатель должен быть заинтересован в том, чтобы его книгу прочитало как можно больше людей. У нас страна когда-то была самой читающей, а теперь она самая пишущая. Но уже не читающая. Зачастую у людей нет времени на книгу, очень много дел, забот. Поэтому нужно идти навстречу читателю, вербовать его. Когда мы облегчаем доступ к произведению, мы расширяем читательскую аудиторию. Я не боюсь того, что стать участником «библиотечного клуба» будет легко. Я вообще считаю, что это должно превратиться в некую социальную сеть, где люди смогли бы обсуждать между собой новые произведения, дискутировать. Пускай критикуют и так далее. Есть же у нас «одноклассники. ру», может быть, будет «читатель. ру»?..

Ещё один плюс проекта, который я вижу: писатель узнает, кто интересуется его книгой. И если у него спросят: «А кто ваш читатель?», он сможет сказать примерно, что это за человек, где он живёт, сколько ему лет. Если вдруг окажется, что мой читатель – это человек, сидевший в тюрьме или со средним образованием, меня это нисколько не огорчит, но впечатлит. Думаю, что меня читают и подростки, и старушки. Увидеть этот коктейль, это странное сочетание – прижизненный подарок для литератора.

Желание просветить как можно больше людей, поделиться с широкой аудиторией тем, что ты написал, естественно. Оно в природе пишущего человека. Но труд писателя должен быть оплачен. И для того, чтобы в проекте «Национальный библиотечный ресурс» принимало участие как можно больше пишущих людей, у них не должно возникать вопросов относительно безопасности и оплаченности их труда. Авторам нужны гарантии.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
12.12.2019

Территория литературы и культуры

14 декабря 2019 года открывается второй Санкт-Петербургский Новогодний книжный салон.
12.12.2019

Великолепная шестерка

«Эксмо-АСТ» опубликует произведения победителей Национальной премии «Русские рифмы», «Русское слово».
12.12.2019

Работа с молодежью

Состоялось совещание молодых литераторов Москвы и Подмосковья.
11.12.2019

«Большую Книгу» дали за Веничку

В Москве состоялось вручение национальной литературной премии «Большая книга».
11.12.2019

Сквозь «Вселенную Книг»

Библиотеки Москвы проведут большой зимний книжный праздник для всей семьи.

Все новости

Книга недели
Другой Фатьянов

Другой Фатьянов

В сборник вошли неизвестные стихотворения Алексея Фатьянова (1919–1950)
Колумнисты ЛГ
Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Два кулака

Законопроект «О профилактике семейно-бытово­го насилия» стал линией разлома. Но...

События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика