ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Огонь, мерцающий в сосуде

31.05.2023
Огонь, мерцающий в сосуде К 120-летию выдающегося поэта Николая ЗАБОЛОЦКОГО.
Эссе Ефима ГАММЕРА.

Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии!

26.05.2023
Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии! Музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» предлагает придумать «Сказку о прекрасной царевне Лебеди».

Прекрасная необходимость

21.05.2023
Прекрасная необходимость В Санкт-Петербурге при участии «Литературной газеты» состоялся поэтический батл.
ЛГ плюс

Лицей-2023. Проза (часть вторая)

03.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть вторая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2023. Проза (часть первая)

02.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть первая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2023. Поэзия

01.06.2023
Лицей-2023. Поэзия Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Сергеевича Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Внимание: ретроспектива

04.06.2023
Внимание: ретроспектива Каждый месяц мы предлагаем для голосования книжные новинки в разных жанрах. Книга, которую выберут читатели, попадет на страницы «ЛГ».  

«Китап-байрам» в Уфе

02.06.2023
«Китап-байрам» в Уфе В столице Башкирии впервые прошла международная книжная ярмарка.

Парад талантов в Янтарном краю

30.05.2023
Парад талантов в Янтарном краю В Калининграде подвели итоги VIII Международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман- 2023».
Позиция

«Дай им волю, юмористы начнут всех убивать...»

04.06.2023
«Дай им волю, юмористы начнут всех убивать...» Известный философ, социолог и общественник Александр ДУГИН убежден, что юмор разлагает, опошляет и унижает человека.

Проведав учителя

30.05.2023
Проведав учителя Светлана МЕРЕЖКОВСКАЯ о том, как побывала на могиле поэта Владимира Цыбина.

Оказывается, так можно было…

25.05.2023
Оказывается, так можно было… Андрей ПЕСОЦКИЙ о том, какие суммы платят участникам специальной военной операции.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №22 (6174) (28-05-2008)
  • Власть аскетизма

Власть аскетизма

Власть аскетизма

Литература
Кириллов Илья

ЮБИЛЕЙ

О прозе Людмилы Петрушевской

Приступая к заметкам о творчестве Людмилы Петрушевской в дни её юбилея, испытываешь растерянность. Всякий юбилей наряду с психологической составляющей – явление социальное, особенно если речь идёт о писателях, артистах, художниках. О эти тоскливые попытки найти приемлемое соответствие между опытом и мастерством... Петрушевская – одна из немногих, чьё творчество всей своей сущностью противится такому подходу. 

Размышляя о творчестве Петрушевской в послесловии к её первому сборнику рассказов «Бессмертная любовь», изданному в 1988 году «Московским рабочим», критик Инна Борисова использует понятие «демократизм» и видит в нём «дух и плоть её таланта». Но что из этого следует? Как это связано с сущностью, именно духом её творчества? Самое понятие «демократизм» как духовная категория требует предварительной оценки: в понимании Белинского и Некрасова это желанное, в представлениях Ницше – неприемлемое, отвратительное явление. 

Предметом настоящего недоразумения её творчество стало позднее, когда литературная общественность всерьёз заговорила о женской прозе как о новом, оригинальном художественном явлении... Не каждый критик отваживался при этом ввести Петрушевскую в свои легкомысленные построения, и тогда её отсутствовавшее имя обесценивало их, лишало достоверности. Когда же ей отводили роль лидера женской прозы, она смотрелась в подобном собрании величаво, неуместно, трагикомично, и самый едкий полемист не мог бы более отчётливо подчеркнуть нарочитость, несостоятельность этой литературоведческой выдумки. 

Владимир БОГДАНОВДля критика и всегда-то недоступны, мучительны попытки передать сюжет любого художественного произведения: как отделить костяк от плоти? И всё-таки там, где текст наполнен отвлечёнными идеями, социальной полемикой, где повествование нанизывается на ощутимый, длительный событийный ряд, такое возможно. В случае с Петрушевской почти физиологически ощущаешь беспомощность: сюжет любого её рассказа пересказать легко, крайне сложно передать содержание. Оно всегда многомерно. Описанию действий героев присущ тщательный и вместе с тем ненавязчивый, естественный психологизм, что исключает не только однозначность оценки, но и полноценное изложение. Вместе с тем – без ущерба для художественного качества текста – повествование может оборваться на полуслове либо продолжиться сухой констатацией фактов или, напротив, многословным жалостливым лепетом, когда молниеносный рок вторгается в судьбы героев. Это важнейшая, заветная тема Петрушевской, которую она воплощает в уникальной, присущей только ей художественной манере.

Уже в ранних рассказах, не отказываясь в целом от реалистического письма, она позволяет себе пренебречь проверенными, общепринятыми художественными средствами: пейзажем, отчётливым портретом, формальной композиционной завершённостью, даже роль метафоры она сводит к минимуму. Среди бесчисленных клише соцреализма, в преддверии постсоветского литературного волапюка родилась уникальная, только ей присущая манера повествования. Изломанный синтаксис приближается к разговорной речи, а каждое слово точно находит своё прочное место во фразе, сообщая тексту энергию живого, напряжённого организма. Многих прельщал этот путь, внешне доступный, суливший внимание читателей и критиков, – и приводил к художественному фиаско. Может быть, потому что эти авторы, преследуя некие новаторские цели, экспериментировали ради самоутверждения, чего искусство не прощает. Скорее всего, им недоставало важнейшей, единственной темы, воплощение которой и оборачивается оригинальной художественной манерой. 

Неслучайно голос Петрушевской начинает звучать взволнованно и вместе с тем уверенно тотчас, как только сквозь необходимые разъяснения пролога проступают её темы и образы. Это неизлечимые недуги, детское и старческое сиротство, извращённое влечение, нелепая смерть, скитальчество, вырождение рода, непонятая любовь, разрушенная или разрушающая, – когда человека преследуют беды и «от судеб защиты нет». Если мы вправе говорить о «демократизме» автора, то только в этом смысле, когда патриций и плебей одинаково беспомощны перед судьбой. Это важнейшее обстоятельство определяет не только внутреннее содержание её прозы, но и форму. В качестве примера: рассказ «Гигиена», где речь идёт о смертельной эпидемии, охватившей город. Некоторые авторы, склонные всё на свете объяснять социальными факторами, использовали подобную тему для создания целых романов. Петрушевская ограничивается сжатой новеллой, и при этом ей удаётся сказать больше, чем авторам пространных антиутопий. Её взгляд узок, направлен внутрь семьи, где заражается ребёнок, и зорко следит за состоянием родственных отношений. Сколько духовных иллюзий связано с ними у человечества, сколько инстинктивного поклонения, и как стремительно рушатся они перед лицом смертельной опасности. При этом писательница избегает обличать, очевидно, не питая иллюзий относительно человеческой природы. В самых жутких сюжетах у Петрушевской нет назойливого желания удивить, обескуражить, её не разъедает склонность к сенсационности – болезнь, чрезвычайно распространённая в литературе и выдающая авторов с головой. 

Её неистощимое внимание к судьбам, терпящим крушение, к истреблённой жизни вызывало и вызывает многочисленные упрёки: в отказе от традиционного гуманизма русской литературы, в нежелании «сеять разумное, доброе, вечное» и т.д., вплоть до обвинений в личной жестокости. Это внешнее – и обманчивое – впечатление. 

В 1998 году издательство «Вагриус» выпускает в свет «Дом девушек», своего рода избранное, со значительной долей сюжетов, почерпнутых в новейшей реальности. 

Петрушевская словно ждала девяностых, прорицала их – время в некотором смысле инфернальное, обнажившее помимо неприглядных, говоря мягко, свойств человеческой натуры неумолимую жестокость бытия в целом. Её голос обретает в этот период мощное звучание, сосредоточенность, интонационную неопровержимость. «Мужественность и женственность», «Йоко Оно», «Краткая история забвения», «Как ангел», «Выбор Зины», «Бацилла» – мрачный букет, истинные fleurs du mal, цветы боли. «Дом девушек» ставит её в ряд самых крупных авторов, пишущих на русском языке. Общественным сознанием, однако, книга воспринимается с усталостью, с раздражением. Слишком глубокая, чтобы остаться незамеченной, слишком мучительная и правдивая, чтобы снискать признание. Эпоха беспредела смягчалась, не хотела помнить свой кровожадный расцвет, облагораживаясь и фальшивя, приноравливалась к другим настроениям. 

Непростительная ошибка или большая наивность заподозрить Людмилу Петрушевскую в ненависти к человеку, в мстительном отношении к миру. Неразрешимый конфликт, движущий её творчеством, лежит в иной плоскости. Она похожа на одну свою героиню, у которой умер малолетний ребёнок. Время спустя женщину уговорили родить опять. Здоровым, красивым младенцем любовались врачи, завидовали другие роженицы, но она, словно помешавшись, отказывалась его принять, рвала на себе волосы и кричала: «Не хочу! Не нужен! Отдайте мне моего ребёнка!» 

Как забыть, каким обманом утешиться, над чем смеяться или плакать? И не остаётся ли до конца дней сокрушаться, беспричинно казнить себя, взывать об этой непостижимой ни умом, ни сердцем потере. «Отдайте мне моего ребёнка!» Моего, унесённого из жизни безвинно и безвозвратно, незаменимого ни вторым, ни третьим. 

Нельзя сформулировать более внятно эту фактически неизъяснимую тему Л. Петрушевской – её «тему существования».
Неудивительно, что всю жизнь важнейшим жанром для неё остаётся рассказ – замкнутый тесный мир, заменяющий многоликое, красочное, необозримое пространство бытия. 

Только иногда встретишь у неё одну-две фразы, скупые, обронённые вроде бы невзначай, в них мелькнёт солнечное утро, чья-то очаровательная улыбка, но, как монахиня, она тотчас отводит взор, возвращается в келью. Поразительна эта власть художественного аскетизма над нею. Какое тяжёлое, горестное нужно иметь сердце, чтобы с таким уверенным безразличием миновать в творчестве все прелести бытия, посчитав их суетой, нелепой забавой!

Впрочем, есть у Петрушевской единственный в своём роде рассказ «Два царства», полный дивного света. Героиня рассказа Лина умирает в больнице от рака или от какой-то неопознанной болезни (в прозе Петрушевской редки конкретные диагнозы). Боль укрощают только наркотики, и тогда физические страдания уступают отчаянным терзаниям о ребёнке, остающемся сиротой, и старухе-матери. А потом обрываются мысли, тревоги, жар, и она оказывается в безмятежном краю, где царит уютная, нежная прохлада и сами собой решаются вопросы, где жить, что есть, во что одеваться. Лина только волнуется о ребёнке и матери и всё надеется как-то связаться с ними, переправить их в удивительную страну. Но она сама только в преддверии рая; рай утратил бы своё назначение, если и там человеческие души хранили бы память о прежнем, земном существовании. И скоро, разомкнув вереницу светлых, бесплотных образов, она вливается в их непрерывное ликующее вращение, теряя воспоминания о сыне и матери – навсегда. 

К пониманию творчества Людмилы Петрушевской невозможно приблизиться, игнорируя эту безотчётную религиозность, не соответствующую отчётливым представлениям какой бы то ни было конфессии, далёкую от торжественной обрядовости и личной экзальтации. 

Илья КИРИЛЛОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
04.06.2023

Новый фестиваль появится в Татарстане

На книжном фестивале «Красная площадь» заявит о себе новый региональный книжный фестиваль МИГ.
03.06.2023

«Тайны и загадки литературной Волхонки»

Предлагается прогулка по Москве, рассчитанная как на поклонников, так и на знатоков литературы.
03.06.2023

Осмысляя Великую степь

ЦСИ М'АРС приглашает зрителей к знакомству с живописью Зорикто Доржиева.
02.06.2023

«ЛГ» на Красной Площади

2-6 июня в Москве пройдет книжный фестиваль, в котором «Литгазета» традиционно принимает участие.
02.06.2023

Хренников у стен Кремля

Оркестр имени Силантьева исполнит музыку Тихона Хренникова в рамках фестиваля «Красная площадь».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Дмитрий Воденников

На золотой лестнице Ламарка

Знаете, это такое шестое чувство, для которого, если верить Гумилёву, ещё орган ...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Несите денежки

Вечнозелёная тема – финансовые пирамиды. Дело не во временах года, но бывают сов...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Циничный Генри

«В политике жить нужно долго», – гласит мудрость на многих языках. Генри Киссинджер...

Культура
 Фёдор Шеремет

Время крупным планом

Ускоренная съёмка, или, как любили говорить раньше, рапид – один из немногих тех...

События и мнения
Кабыш Инна

Ребёнок как ЭЕ

Как только 2023-й был объявлен Годом педагога и наставника, естественно, самым ч...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда