ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.

Книга, помогающая в деле спасения

11.03.2023
Книга, помогающая в деле спасения 14 марта отмечается День православной книги. О значении этого праздника рассказывает председатель Издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент.
ЛГ плюс

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.

Неколебимо веруя в удачу

04.03.2023
Неколебимо веруя в удачу Стихотворная подборка Игоря ФАРМАЗЮКА – о том, что сейчас волнует любого здравомыслящего человека.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

«Молодость – богатство старости»

19.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Мемуары, письма, документы: три новинки

17.03.2023
Мемуары, письма, документы: три новинки Предлагаем для голосования книжные новинки. Книга, которую выберут читатели, попадет на страницы «ЛГ».

Всевышний никогда не опаздывает?

13.03.2023
Всевышний никогда не опаздывает? 25 января 2023 года «ЛГ» в материале «О Зимнем театре замолвите слово...» подняла тему аварийного состояния, в котором, возможно, оказалась одна из визитных карточек Сочи...
Позиция

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

Биографию не переписать

09.03.2023
Биографию не переписать О том, как бандеровцы Леонида Быкова приватизировать решили.

Наши граждане и военнослужащие превратились в смертников

05.03.2023
Наши граждане и военнослужащие превратились в смертников Политик и общественник Виктор АЛКСНИС о непростой ситуации с военными складами в Приднестровье.

  • Статьи
  • 2012 год
  • №22 (6371) (30-05-2012)
  • Дионис или Аполлон?

Дионис или Аполлон?

Дионис или Аполлон?

Литература
Мамукина Анна

ДИСКУССИЯ «ПОСТМОДЕРНИЗМ: 20 ЛЕТ СПУСТЯ»

Сложность толкования термина «постмодернизм», на мой взгляд, прежде всего заключается в том, что само направление стало частью не только литературного процесса, но и движения общественной мысли, современного мировоззрения и миропонимания.

Мы видим блики яркой рекламы на замусоренных улицах, слышим однообразную, плоскую музыку из радиоприёмников в автобусах и маршрутках и не можем понять, как её вообще пускают в эфир, устаём от пестроты, суеты, сенсаций, балагана, гламура, пошлости и безрассудства. И само собой возникает вопрос: а не привела ли к этому массовая литература, которая создала новых отрешённых от мира и потерянных в нём, эгоистичных, помешанных на вещах героев? Ведь ни для кого не секрет, как сильно литературный процесс влияет на общественное сознание.

Но влияние испытывает и сама литература. Со стороны истории. Если представить исторический процесс как цикличность периодов, то станет очевидно, что все явления современности вполне закономерны. Подобные культуры уже возникали.

В статье «За дискурс отвечаете?» автором Фёдором Вотинцевым выявлены основные черты постмодернизма: «цитата без кавычек», свобода исторического (и не только, если вспомнить жанры фантастики и фэнтези) перемещения и т.д. Но присущи ли они только современному направлению? А раз так, то, может быть, он несёт в себе больше, чем видится на первый взгляд. Черты, присущие постмодернизму, проявляли себя и в других эпохах. Для архаического сознания мир был целостен, един. Это нашло отражение и в памятниках народного творчества. У них, как правило, нет конкретного сочинителя, а сами сюжеты узнаваемы и просты. В европейской культуре имеют место бродячие сюжеты, которые давали свободу самовыражения при узнаваемости персонажей, в отечественном фольклоре главенствуют сказания и былины. И те, и другие передавались из уст в уста, интерпретировались каждым новым рассказчиком по-своему. Суть термина «цитата без кавычек» в узнаваемости и интерпретации, поэтому он вполне уместен в архаических культурах. Что же касается временны´х (и не только) параллелей, то за примерами дело не станет. Всё многообразие злодеев, героев-богов, чудовищ, драконов и скромных домовых; великих битв, предательств, сокрушений и любовных интриг было частью того мира.

В Средние века появляется поэзия менестрелей, вагантов, трубадуров. Складываются баллады. Опять автору отводится скромное место, а вот его произведению – что ни на есть основное. Об авторском праве, разумеется, никто не задумывается. Это было бы просто абсурдно в картине мира, где, как известно, можно увидеть «единый мир в зерне песка» (Блейк). Поэтому человек осознавал себя всего лишь крупицей, но был счастлив от того, что был частью целого. Особой популярностью в то время пользовались мистерии, задачей которых было не столько развлечь зрителей, сколько вовлечь их в происходящее.

Разумеется, многие представления превращались в балаганный театр, но часть из них всё же достигала своей первоначальной цели и переносила зрителей-участников в великие исторические, часто на основе библейских сюжетов, события.

Также черты постмодернизма присущи многим литературным и философским течениям европейской (пост­классический период немецкой философии) и отечественной (Соловьёв, Бердяев) мысли.

Проводить параллели можно и далее, но важно другое – единое сознание, которое сформировалось в подобные исторические периоды и которое свойственно и современному человеку. Именно благодаря целостному сознанию весь гам обрывков новостей и поток рекламы укладывается в общую картину мира.

Желание быть не только зрителем, но и участником событий сегодня более чем актуально. На массовом уровне это выражается в постоянном улучшении спец­эффектов, создании элемента присутствия и т.д. В литературной сфере – в языковой игре и тех же скрытых цитатах, намёках.

Да, ощущать себя частью чего-то может быть воодушевляюще опасным. На общем подъёме теряется личность и возникает эффект толпы: так участвовали в вакханалиях, так шли на бунт и разбой. Говоря о подобных культурах, нельзя умолчать о шутовстве и карнавальности, разгуле, когда «правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух». Но именно сопричастность способна привести к глубокому состраданию и возвышению души через него.

В работе «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше определил подобные культуры как дионисийские, противопоставляя им светлые аполлонические периоды. Также он указал, что мир настолько един, что на пике счастья может раздаться крик ужаса. Но тогда справедливо и обратное: только спустившись по всем кругам ада, можно оказаться на небесах (Данте). Значит, и во мраке, в самом мареве дионисийского культурного периода, может возникнуть свет.

Разговор о постмодернизме практически невозможен без обращения к эстетической стороне вопроса. К ней не раз обращались авторы, которые вели дискуссию на страницах газеты. Евгения Чуприна начала свою статью с говорящим названием «Постмодернизм для гопников» так: «Я украинка. Я анархистка. Я куртуазная маньеристка. Закономерно, что актуальный российский литпроцесс кажется мне скопищем гопников-постмодернистов». Однако автор всё же не может не отметить, что «сам по себе постмодернизм очень привлекателен для мыслящего эстета, он нужен современному искусству». Такая позиция отнюдь не говорит, что не сложилось целостного представления о направлении. На мой взгляд, противоположность высказываний связана именно с эстетикой оценок.

В своей статье «Восстание попугаев» Александр Мелихов также касается темы: «…барыгам всё равно на чём зарабатывать – на созидании или на разрушении, а позёры проникнуты искренней, интимной и бескорыстной ненавистью к красоте и величию». Но только ли в конкретных «позёрах» дело?

Многие не без оснований замечают, что на смену эстетическим идеалам реализма приходит нечто иное, принимающее формы возмутительного или ужасного. Но, возможно, прекрасное как одно из составляющих красоты, как стремление и потребность в строгих и ясных формах вообще не свойственно дионисийским периодам.

Кант в «Эстетике прекрасного» выделяет две основные категории красоты: прекрасное и возвышенное. И если сопоставить эстетический вопрос с культурологическими периодами, то не относится ли прекрасное к возвышенному точно так же, как аполлонический период к дионисийскому? И подобное не притягивается ли подобным?

Иными словами, не близка ли по духу дионисийскому периоду трагедия? Трагедия как средство душевной работы. Не отрезвляющий ли трепет заставит нас не останавливаться на достигнутом, отделять зёрна от плевел? Искать и находить то, что заслуживает внимания. Мифотворческие культуры вымирающих народов, почти утерянные исторические факты, альтернативные мнения и многое другое. Всё то, что при свете аполлонического периода было бы затемнено. И раз так, не создаём ли мы сами свой мир и не сами ли должны отвечать за это творение? Может, нам необходимо возвышение не только над пороками и страстями, но и над самими собой?

Анна МАМУКИНА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
20.03.2023

От дебютантов до мэтров

Вручены национальные литературные премии «Поэт года» и «Писатель года».
20.03.2023

2300 заявок – это рекорд!

Более ста претендентов вошли в длинный список фестиваля молодой поэзии «Филатов Фест».
19.03.2023

Уникальные фото из прошлого

В филиале РГБМ открывают к показу семейный альбом купца В.Д.Носова.
19.03.2023

Золотая книжная лихорадка

Московский прозаик Валентин Лавров станет гостем Клуба книголюбов ЦДЛ.
18.03.2023

Объявят «Поэта года» и «Писателя года»

18 марта, в канун празднования Всемирного дня поэзии, состоится торжественная церемония вручения премий.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Шестеро на яхте

Раньше в США созданием «легенд» вокруг специальных мероприятий занимались люди к...

Общество
Мысловский Евгений

Бывает ли справедливость без истины?

Когда в законе не прописаны важнейшие понятия, это ведёт к ошибкам в приговорах
...

События и мнения
Захра Мохаммади

Под слоями снега

За более чем пятьсот лет взаимодействия Ирана и России в приоритете было развити...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Чего ждёт Китай?

Российские надежды на активную поддержку со стороны Китая расцвели с началом спе...

Литература
Сазанович Елена

Поднявший целину

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда