Министерство культуры Российской Федерации Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Музей современного искусства Тренто и Роверето (МАRТ)
представляют выставку «Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия»
К 100-летию художественного движения
(Из музеев и частных собраний Италии, России, Швейцарии, США, Израиля) 17 июня – 24 августа
Первая в России панорамная экспозиция футуристического искусства подготовлена ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Музеем современного искусства Тренто и Роверето (Италия). В проекте принимают участие более 30 музеев и частных коллекций.
В экспозиции представлено около 300 произведений, созданных крупнейшими мастерами нового направления: Балла, Северини, Боччони, Кара, Ларионовым, Гончаровой, Маяковским.
Творчество художников-футуристов стало откликом на стремительно менявшуюся жизнь в начале ХХ столетия. Динамизм эпохи паровоза и аэроплана, головокружительность перспектив века техники заставили мастеров нового направления искать художественные средства, способные передать движение, скорость, технический прогресс. Они призывали к тотальному обновлению искусства с помощью новых технологий и материалов.
Довольно быстро футуризм вышел за рамки чисто живописного направления, многие художники обратились к экспериментам в других видах искусства. Впервые российские зрители смогут увидеть футуристические эксперименты в области скульптуры, архитектуры, графического дизайна.
Идеи «искусства будущего» быстро распространились по Европе, находя себе новых сторонников в разных странах. Однако значительное объединение художников, именовавших себя футуристами, кроме Италии существовало лишь в России. Провозглашённые Маринетти задачи были во многом близки русским мастерам, но методы воплощения оказались совсем иными. Живописцы Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Давид и Владимир Бурлюки, Кирилл Зданевич, Казимир Малевич, Ольга Розанова, Александра Экстер сблизились с поэтами-будетлянами (русский аналог слову «футуризм») Владимиром Маяковским, Василием Каменским, Велимиром Хлебниковым, Алексеем Кручёных, составлявшими ядро общества «Гилея». Результатом тесного сотрудничества поэтов, художников и критиков «футуристической» направленности стало создание не только принципиально нового живописного языка, но и издание целой серии авторских книг, а также постановка в 1913 году оперы «Победа над солнцем» (музыка Михаила Матюшина, либретто Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова, декорации Казимира Малевича). Интерес кубофутуристов к театру проявился и в скандально известных выходах вроде прогулки с раскрашенными лицами или деревянными ложками в петлицах.
Многочисленные публичные диспуты и лекции о новом искусстве, издание поэтических сборников, теоретических манифестов и деклараций – вся эта футуристическая деятельность определяла в 1910-е годы ХХ века атмосферу художественной жизни. Форма манифестаций – энергичная, порой агрессивная, всегда подчёркнуто зрелищная, а порой и откровенно балаганная – сообщала русской художественной жизни совершенно новые черты. Мгновенная смена впечатлений в искусстве буйного ХХ века пришла на место размеренных ритмов прошлого.
Информационные спонсоры: «Радио России», «Радио Культура», «Литературная газета»,
«Московская правда»,
интернет-портал «Музеи России», журналы «Музей»,
«Чёрный квадрат»,
«Русское искусство»,
«Декоративное искусство»
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться