САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Юрий Кузнецов: предчувствие бессмертного полка

02.03.2021
Юрий Кузнецов: предчувствие бессмертного полка К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Михаила КИЛЬДЯШОВА.

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.
ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…»

01.03.2021
«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…» О книге Михаила МАНЧЕНКО, поехавшего добровольцем в Донбасс, рассказывает Владимир СПЕКТОР.

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

«Я его проклинаю...»

03.03.2021
«Я его проклинаю...» Политик и общественник Виктор АЛКСНИС о 90-летии Михаила ГОРБАЧЕВА.

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №23 (6227) (3-06-2009)
  • Достоинство оставаться собой

Достоинство оставаться собой

Достоинство оставаться собой

Театральная площадь
Щербаков Константин

ПРЕМЬЕРА

Мастер и его ученики вернули на московскую сцену одну из самых знаменитых пьес мирового репертуара

Предполагаю, что едва ли не каждый значительный артист в свою пору начинает думать о Маттиасе Клаузене или, к примеру, о короле Лире. Существенно: потому только думает, что она пришла, своя пора, или потому ещё, что с приходом её в великой роли обозначилось для него то, что прежде не замечалось?..

Герхарт Гауптман, «Перед заходом солнца». Вспоминаю виденных мною в этой пьесе Николая Симонова, Михаила Астангова, Михаила Царёва… Людей-глыб, погубленных окружением, толпой, массовкой, «подавляющим большинством». (Как же мы привыкли, притерпелись к этому «подавляющему», так что страшный смысл слова мимо проскакивает. Но это так – реплика в сторону.) Сколько десятилетий прошло, а перед глазами – детали, нюансы тех мощных сценических созданий.

Когда на сцену в знаменитой роли выходит Владимир Андреев, зал аплодирует (понятно, артиста любят), однако андреевского героя поначалу не очень-то отличаешь от этого самого окружения. Застенчивый интеллигент, не любящий быть на виду. Тихий и совестливый. Пожалуй, прекраснодушный… Чуть было не сказал: русский интеллигент. Если вспоминать о сценической истории, то ближе всех к Андрееву, пожалуй, Кирилл Лавров из спектакля БДТ. Но в Лаврове моментами просвечивал вдруг постаревший доктор Астров, а в Андрееве угадываются чёрточки… ну да, постаревшего дяди Вани. Ассоциации спорные, произвольные, разумеется, не абсолютные, но вот – возникают, однако…

Похоже, Андреев и режиссёр-постановщик спектакля Валентин Тепляков оказались чутки к вызовам времени и сыскали в пьесе, в себе самих возможности на эти вызовы отозваться. В спектакле отсутствуют подробности эпохи – образ Германии на переломе 20–30-х годов прошлого века. Просто в истории человечества возникают – увы, с регулярностью – такие полосы, когда понятия благородства, порядочности, совестливости из основополагающих становятся назойливо побочными, упоминаемыми всуе, от случая к случаю. Из вежливости, скажем так. А потом забывается и о вежливости.

Клаузен Владимира Андреева пережил своё время, когда он, гуманист и просветитель, был востребован, а его незащищённость, ранимость не оказывались помехой, напротив, воспринимались окружающими как неотъемлемая часть облика интеллигента. Господи, опять чуть не сказал – русского. Он был кумиром толпы, вот только не подумал, с какой лёгкостью меняет толпа своих кумиров. Этот Клаузен оказался не готов к тому, что станет не нужен новой эпохе, которую начнёт энергично прибирать к рукам бессовестный и циничный прагматик Эрих Кламрот, муж дочери Маттиаса, полноправный член обширной и переменчивой семьи-толпы, к которому она и обратит с поспешностью свои взоры. А Маттиас… Что ж, пусть старичок побудет пока, всё-таки вывеска. Имидж, как нынче принято говорить. Пусть побудет, пока не мешает. Пока вредные завиральные фантазии не начнут приходить в его старомодную голову. Ну а уж если зайдёт речь о наследстве… В спектакле получается – не просто о наследстве, но о праве человека быть свободным, жить не по правилам, установленным толпой для своего спокойствия и комфорта, а в согласии с самим собой.

В первые минуты сценического действия мы застаём Маттиаса начинающим понимать, что он и новая эпоха несовместимы. Что его органическая потребность быть самим собой, неспособность приспосабливаться к вкусам, суждениям, способу существования «подавляющего большинства» неизбежно чревата резким, открытым конфликтом с ещё недавно обожавшим его окружением. И оно покажет, что это значит – подавляющее. Только как далеко зайдёт – этого не могло привидеться даже в страшном сне.

Андреев замечательно играет и робость, и трепетность любовного объяснения старого человека с юной девушкой. И за его неодолимо вспыхнувшей потребностью соединить свою судьбу с Инкен Петерс угадывается страстное желание вернуться в прежний, ускользающий мир – мир чистых намерений, искренних привязанностей, доверия и открытости. Только где взять силы, чтобы противостоять семейству-толпе, – на восьмом-то десятке? Сильным Маттиас Клаузен не был и прежде.

И здесь надо сказать, к чести совсем молодой актрисы Екатерины Поповой, что в спектакле В. Теплякова она не подыгрывает мастеру, нет, здесь Маттиас и Инкен – личности, друг друга достойные. Поначалу, пожалуй, коробит её резкость, жёсткость, отсутствие девичьей робости (робость, как я уже заметил, в отношениях этих, скорее, Маттиасу свойственна), откровенность желания выйти замуж за тайного советника Клаузена. Но суть в том, что она – из нового времени и понимает его лучше Маттиаса, а время это – не в том ли надежда? – порождает не только циничных делателей денег, но и людей, подобных Инкен, готовых этим делателям не уступать жизненного пространства. Самостоятельная, отчаянно смелая девочка, но куда ей и Маттиасу против Эриха Кламрота с его семьёй-сворой, с его уже созданной машиной «подавляющего большинства».

Неравны силы.

Только вот чего не дано понять Кламроту и подобным. Победно корёжа и уничтожая ценности, на которых извечно держался мир, которые в моменты критические не давали ему сорваться в пропасть, они, Кламрот и ему подобные, стремительно движутся к собственному краху, к этой самой пропасти. И страшно подумать, сколько утянут за собой ни в чём не повинных людей. Ибо общество, которое пренебрегло любовью, состраданием, милосердием, которое с брезгливостью покинула духовная субстанция, такое общество деградирует объёмно и всесторонне, включая и экономическую, и политическую составляющие. Ладно, господа, уберёте вы с вашего пути Инкен, Маттиаса и прочий, с вашей точки зрения, мусор – с кем, с чем останетесь? Ну всё, что можно и что нельзя, продадите и купите. Ну, в конце концов, купите и продадите друг дружку. Дальше-то – что?

Константин ЩЕРБАКОВ

P.S. Спектакль «Перед заходом солнца» сделан в рамках творческого проекта РАТИ «Владимир Андреев и его ученики». В нём играют ученики Андреева разных лет, составляя достойный ансамбль – от известных ермоловских артистов Алексея Шейнина и Бориса Дергуна до выпускников 2008 года. Спасибо руководству РАТИ – без его активного творческого, дружеского участия проект состояться не мог. Но вот сколько раз пройдёт «Перед заходом солнца» на крошечной сцене Учебного театра? Конечно, перенос этого спектакля на большую сцену потребует и усилий, и дополнительной работы, но, право же, он того стоит. А большая сцена – вот она, поблизости, на Тверской, в десяти минутах пешего хода. Театр имени Ермоловой, которым руководит Владимир Андреев.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
05.03.2021

Датчане в гости будут к нам

РГБ открыла выставочный сезон плакатами известных датских дизайнеров.
05.03.2021

Длинный «Зиновьев»

Обнародован лонг-лист Международной ежегодной премии интеллектуальной литературы имени Александра Зиновьева.
04.03.2021

«Премия Читателя» запускается

Оргкомитет объявляет о старте шестого сезона престижной награды.
04.03.2021

«Сослагательное наклонение»

На Storytel выходит документальный аудиосериал Сергея Минаева.
03.03.2021

Премия шейха Заида – теперь и в России

Одна из крупнейших литературных премий мира приглашает к участию авторов из нашей страны.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Библиосфера
Сафронова Елена

Проза жизни

Герой Мольера Журден прожил сорок с лишком лет, пока узнал, что, когда он говори...

События и мнения
Елена Лаврова

Из-под обстрела

По окраинам Горловки с той же интенсивностью, что в 2014-2015 годы, из миномётов...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда