САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Юрий Кузнецов: предчувствие бессмертного полка

02.03.2021
Юрий Кузнецов: предчувствие бессмертного полка К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Михаила КИЛЬДЯШОВА.

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.
ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…»

01.03.2021
«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…» О книге Михаила МАНЧЕНКО, поехавшего добровольцем в Донбасс, рассказывает Владимир СПЕКТОР.

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №23 (6227) (3-06-2009)
  • Нежный возраст

Нежный возраст

Нежный возраст

Искусство
Маликов Евгений

ЗДЕСЬ ТАНЦУЮТ

Очередная молодость балета Театра Станиславского и Немировича-Данченко

Анжелина Воронцова в «Клеопатре» Морихиро Иваты; Олег ЧЕРНОУСПЕРВЫЙ ТОСТ
Уж не знаю, за кого принято поднимать первый бокал в формализованном застолье, – я подниму за родителей. Основателей балетной труппы театра. Не собираясь никого обидеть, упомяну я, правда, лишь Бурмейстера, поскольку есть повод, а потом равно забуду обо всех. Ибо меня интересует не прошлое, но будущее. Тот проект, который проясняется при новом главном балетмейстере – Сергее Филине. Его дела говорят о том, что он зряче проводит политику, которая позволит иметь театру одну из самых интересных балетных трупп в стране.

Гала-концерт балета предъявил нам Филина в действии: Сергей Юрьевич восстановил спектакль Владимира Бурмейстера «Штраусиана». Немного времени, чуть-чуть затрат – и результат оказался прекрасным: аскетичность сценического убранства парадоксальным образом превратилась в главное богатство, открыв пространство свету, придавшему действию визуальную прозрачность, а стандартная мебель преобразила подмостки в открытую площадку венского кафе. Гармония между реальностью и условностью была найдена без ущерба для составляющих. Ход, может быть, вынужденный, но требующий решительности и вкуса. Смелость обнадёживает.

Исполненная с лёгкостью и блеском, «Штраусиана» предъявила нам ту особенность труппы, которая для меня всегда являлась основной: неуёмную жажду танца. Ослепительная Татьяна Чернобровкина, утончённо-чувственная Кадрия Амирова, элегичная Наталья Крапивина – порадовали все. А ведь было ещё два акта! Резюме: из тех, кого я хотел увидеть, не удалось встретиться лишь с Натальей Ледовской.

Я очень люблю ту труппу, что сложилась к нынешнему дню, однако, сделав в её адрес все мыслимые реверансы, говорить буду не о ней. Как там сказал поэт? «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет». Вот-вот, о том, что будет, о танцовщицах нежного возраста и поразмышляем.

ОБРАЗ БУДУЩЕГО
Будущее не заявляет о себе с яростью, проявленность – удел настоящего. Чтобы прозреть грядущее, необходимо смотреть не на тех, кто выдвинут на авансцену «здесь и сейчас», а на тех, кто создаёт «атмосферу», лишь изредка вырываясь вперёд. За этими девочками нужно следить постоянно, но этого мало: нужно знать причину их появления в труппе.

Я не обещаю открыть какие-то тайны – я попросту их не знаю. Меня не связывают с героинями текста неформальные отношения. Я не пил на брудершафт с Филиным, я простой зритель и знаю лишь то, что и все.

Например, мне известно, что Виктория Зиновьева, Юлия Невдошенко и Анжелина Воронцова приглашены в труппу новым главным. Но как попала в театр Карина Житкова, не ведаю. Объединяет их одно: близкий возраст. А в случае первых трёх – ещё выбор Филина. Что позволяет предполагать систему.

Когда новый тренер футбольной команды начинает проводить собственную кадровую политику, есть все основания считать, что образ «команды-мечты» он имеет. Не то ли в случае балета? Параллель очевидна даже в том, что старый состав не разгоняется, но многие игроки получают иное качество.

Осмелюсь предположить, что политика нового руководителя позволит вскоре говорить о «театре Филина» точно так же, как говорили о «театре Бурмейстера» и «театре Брянцева».

У балета музыкального Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко вновь «нежный возраст».

СТИГМАТЫ
Опираясь на особенности ключевых фигур, можно добиться многого. Нужно лишь суметь правильно использовать наличное. Особенно если «игроки» разнятся по самому своему типу. Говорю не об амплуа, хочется копнуть глубже. Вопрос о стиле. О том, что несёт каждая танцовщица в себе, что олицетворяет. Оставим в стороне технику – порассуждаем об идеях.

Вика Зиновьева. Красивая, артистичная, хорошо выученная девочка. Её стихия – гротеск, буффонада, характерный танец. При этом Виктория напрочь лишена такого отрицательного качества, как вульгарность. Она – персонаж античного комоса, вертепа Возрождения. С последним её роднит сама кукольность внешности, причём это качество не уничижительно: не станем забывать, что вертеп говорил простым языком о священном. Трудно придумать спектакль, в котором девушка получит главную роль (хотя очень хочется), но уже сейчас смело можно утверждать, что украсить она способна любой.

Уверен, что Филин знает, где занять танцовщицу.

Иной случай – Карина Житкова. Она досталась Филину в наследство. Которым тоже нужно суметь распорядиться. Как? Балетмейстеру виднее, но главное, что выделяет Карину из общего ряда, – барочность, мягкая округлость движений, неприторная пышность и пикантная избыточность не переходящего в пародию танца. Карина – персона галантного века без малейшей примеси маньеризма. Её способности отмечены международным жюри в Риме. Оценит их Филин?

Гениален не тот, кто всё делает лучше всех, а тот, кто открывает в себе истину, хотя и многоликую в проявлениях, но имеющую универсальный и надындивидуальный характер. Красота – «цветущая сложность» и для здоровых эпох – живописный портрет вечности.

ИСПОЛНИТЬ ЦЕРЕМОНИАЛ
Качества Юлии Невдошенко многогранны. Но самая лёгкость её ног заставляет вспомнить о готической архитектуре, тех воздушных строениях, которые, выражая идеал возвышенности, основывались на строгих расчётах. Арки таких сооружений сколь эстетичны, столь же и функциональны. Таков и танец Юлии. Даже в мимических ролях ей свойственна экономность театрального жеста: он появляется лишь тогда, когда есть возможность наблюдателя. Остальное время – незаметность, быт.

Однако данный тип бытового существования относится к эпохе Средневековья, зрелой куртуазности, строжайшей кодификации движения. Юлин жест чист и ясен, ему присуще аполлоническое начало, в нём – господство совершенной формы. Это не значит, что её танец лишён огрехов, нет, но я говорю о его эссенции.

Подобно архитектурным доминантам средневековых городов, не разрушающим, но скрепляющим собой урбанистический ландшафт, Невдошенко способна держать на себе спектакли какой угодно сложности и какой угодно жанровой направленности. Ведь её сила не в следовании какому-то амплуа, а в самом аполлоническом духе личности.

Но церемониальность сценического бытия танцовщицы заставляет думать, что её оптимальное место – в классическом репертуаре.

ОСТОРОЖНО, ЗВЕЗДА!
Единственная танцовщица, способная претендовать на роль воистину современной балерины, – Анжелина Воронцова. В эпоху, когда преобладают деструктивные тенденции, исполнить волю богов – значит следовать нисходящей. Стихия Анжелины – дионисийство, оргиастическая исступлённость, языческие культы и варварские ритмы. Она пробуждает и пропускает сквозь себя такие энергии, что становится страшно: ещё чуть-чуть – и девушку сметёт, она не справится с теми силами, которые вызвала.

Анжелина олицетворяет самый архаичный и жестокий женский миф, она высвобождет хтонических чудовищ, но, как и подобает изначальной женщине, сама – ничто. Это не отрицательная категория, это потенция, способность быть оформленной и заполненной извне. Сама пустота спасает её от разрушения. Глядя на девушку, её победительную улыбку, невольно вспоминаешь слова Гумилёва про «злое торжество» в женских глазах.

Танцовщица богато одарена, но может стать главной проблемой русского балета. Не о характере речь, я о нём ничего не знаю, речь о хаосе.

Не сомневаюсь, что девушка будет танцевать много и в главных партиях. Беда в том, что, следуя своему предначертанию, она может разрушить любой спектакль, тогда как, сдерживая себя, она лишится главного достоинства, окажется заменимой. Её легко представить в балетах Начо Дуато или Мауро Бигонцетти, кровно связанных с дионисийской традицией Средиземноморья, и практически невозможно – в русской классике.

Отдаваясь хаосу, Анжелина завораживает и потрясает, исполняя экзерсис, обманывает ожидания. Лишённая онтологической сущности, она нуждается в хореографе, способном «оседлать тигра», ей необходим руководящий мужской принцип, иначе – саморазрушение. Или – уклонение от воли богов, измена себе и как итог – саморазрушение. Вариантов немного, и это трагично.

Найдётся такой мужчина – мы увидим уникальную для нашего балета звезду. Не сыщется – история Филина не простит: он нашёл драгоценность, но не смог её конвертировать в знаки вечного.

Впрочем, мой прогноз оптимистический. Имея в труппе типажи, показанные мною, Сергей Филин может создавать театр, которому по силам будет разговор не о том, как «мальчик девочку любил», а о рождении и смерти миров, непреложном законе необходимости и «смехе богов», сопровождающем любую попытку человека обмануть всесильную Ананке.

Рождение подобного театра – тоже необходимость.

Евгений МАЛИКОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
02.03.2021

Что нас ждет в шестнадцатом сезоне?

Завершен прием работ на соискание Национальной литературной премии «Большая книга».
02.03.2021

Ахматову вспомнят в Петербурге

В северной столице пройдет вечер памяти выдающейся русской поэтессы.
02.03.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
01.03.2021

«Поэзия» стартовала

1 марта 2021 года начался прием работ на соискание премии.
01.03.2021

Замшев в гостях у Шаргунова

Главный редактор «Литературной газеты» выступил в популярной передаче «Открытая книга».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда