САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Юрий Кузнецов: предчувствие бессмертного полка

02.03.2021
Юрий Кузнецов: предчувствие бессмертного полка К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Михаила КИЛЬДЯШОВА.

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.
ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…»

01.03.2021
«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…» О книге Михаила МАНЧЕНКО, поехавшего добровольцем в Донбасс, рассказывает Владимир СПЕКТОР.

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №23 (6227) (3-06-2009)
  • Последний герой

Последний герой

Последний герой

Искусство
Васильева Жанна

ВЕРНИСАЖ

«Другая жизнь» есть. В работах Константина Батынкова

В Московском музее современного искусства проходит одна из лучших выставок сезона – «Другая жизнь» Константина Батынкова, которая расстилается-плещется-отдыхает-бурлит на всех четырёх этажах (не считая первого, с раздевалкой) здания ММСИ в Ермолаевском переулке. И кажется, что даже четыре этажа для неё – маловато.

Считается, что Батынков – баскетболист, выпускник Института гражданской авиации – родом из митьков. То есть из хмельного братства, питерского андеграунда и московской вольницы. Одним словом – той художественной богемы, для которой слова «гусар» и «художник» выглядели почти синонимами. Батынков, конечно, гусар. В смысле лёгкости кисти и известной лихости. Но родом он всё же, скорее, из детства. Того, в котором, как он рассказывал, папа-лётчик пролетал в красном самолёте над его детским садом. Красном – потому что папа был полярным лётчиком, а полярные самолёты тогда красили в красный цвет. Оттуда, из детства, – силуэты самолётов на его картинах, и корабли с пушками, и фехтовальщики, и снеговики, и даже привидения, похожие на Карлсона, летающего в простыне.

Только не подумайте, что Батынков – детский художник. Хотя, между прочим, на выставку с детьми прийти – милое дело. Картины Батынкова – почти всегда приключение. Фигурки людей там обыкновенно маленькие. Иногда размером они похожи на птиц в небе. Или – на муравьёв на деревьях. В серии «Лес», к примеру, их сразу и не разглядишь. Чтобы разглядеть, надо подойти поближе и посмотреть повнимательнее. Но как только ты приближаешься к полотну, дистанция между картиной и зрителем сходит на нет, и р-раз – оказывается, что ты уже с головой в сюжетах, которые нарисованы. В этом смысле работы Батынкова обладают странным свойством – они втягивают в себя зрителя. Они похожи не на лабиринт, а на бескрайнее поле, бродя по которому можно обнаружить один сюжет, потом – другой, затем – третий и т.д.

Батынков объединяет детский и взрослый взгляд на мир. Причём детский взгляд никак не связан с детской темой. Напротив, одна из самых трагичных серий – именно «Дети» (2005). На самом деле внутри этой серии – ещё несколько. Просто у них тема одна – дети войны. На одних квадратах – только чёрно-белые портреты. На других, поменьше, – маленькие фигурки, сидящие, поднимающие руки вверх, словно сдающиеся на милость победителя. В ещё одной – на коричневатом фоне стремительный абрис мальчиков в мешковатых шинельках, топорщащихся гимнастёрках, кирпичиках-ушанках. Мальчики почти растворяются на темноватом фоне. Ни в их фигурках, ни в портретах, строго говоря, нет индивидуальных черт. Лица не разглядеть. Но при этом каждый портрет обладает выразительностью совершенно особой. Экспрессивность этих лиц, напряжённых, замкнутых, одиноких, возникает невесть откуда. Из контраста чёрных теней и белого листа, из крупных неуклюжих голов, из взгляда глаз-точек в овале… Строго говоря, Батынков не рисует ничего ужасного. Ни взрывов, ни виселиц, ни танков… Но от этих портретов веет ужасом войны. Имя Гойи возникает в голове, прежде чем понимаешь, откуда оно взялось. В серии «Дети» Батынков демонстрирует нездешнее мастерство. Он отказывается (почти) от цвета, от сюжета, большей частью даже от линии рисунка. Но сказать больше, чем он, об этих маленьких старичках, о страшной тяжести свалившегося на них опыта, кажется, невозможно, даже если разворачивать истории их жизни одну за другой.

Напротив, взгляд детский проявляется при взгляде на «большой» мир. Мир строек, подлодок, ледоколов и самолётов… Этот мир видится как одно большое приключение. Но иногда, как, допустим, в серии «Лес», вдруг потянет холодком недетской жути. А на полотне вроде опять ничего страшного. Какие-то стволы-кусты на первом плане. Словно ты смотришь из-за этого бурелома на то, что происходит чуть дальше. А дальше в углу – фигуры мужественных охотников, которые как-то совсем немужественно стреляют в упор в кого-то лежащего перед ними. Добивают, так сказать, дичь. Но эта трагедия – где-то там, на дальнем плане. Она выглядит обыденной и непонятной. Потому что не могут же взрослые (они же должны быть умными и справедливыми) убивать живое существо просто из прихоти.

Собственно, не один Батынков использует приёмы детского видения в своих работах. Обычно детский взгляд нужен, чтобы подчеркнуть абсурд, нелогичность взрослой жизни или, ровно наоборот, напомнить о свежести и яркости мира. Батынков не делает ни того, ни другого. Его детский взгляд напоминает, пожалуй, об ином. О героическом умении мечтать. Или ещё проще – о героическом как мечте. Если вы оглянетесь вокруг, то поймёте, что героев у нас не осталось. Почему – это другой вопрос. Дядя, который надул десятки тысяч человек и сел в тюрьму, героем не может быть по определению. Который надул сотни тысяч и не сел – тоже, потому что все знают, почему не сел. Тот, который сидит, хотя ни в чём не виноват, скорее, жертва, чем герой. Короче, проблема в том, что не только нет великих свершений, но нет даже и помысла о великом. И вот эта-то мысль о великом, о подвиге, о славе ушла в пространство детства. Туда, где она нужнее всего. Где без неё не вырасти людям. И Батынков эту мысль о героях и подвигах, сохранённую в жизни малого человека, в мире детского, и рисует. Причём не высмеивает, не хихикает понимающе: дескать, вырастете, поймёте, что всё это враки… Нет, он рисует её как мечту. Потому что другого места для неё не осталось.

Между прочим, в этих его рисунках можно найти отзвуки почти всех утопий ХХ века. И Циолковского с его мечтой о колониях в космосе, и Фёдорова, и полярников, осваивающих Северный полюс… Образ человечка, который прямо из баррикад лезет по верёвочной лестнице вверх, к облакам, может, и абсурден. Но образ нездешней «лествицы» за этим тоже просматривается. Точно так же в композициях его картин можно узнать мозаики Дейнеки и кадры чёрно-белых советских фильмов о войне… И в этом смысле он наследник утопий, который от наследства не отказывается.

Двухметровый художник, бывший баскетболист, инженер и замечательный мастер Константин Батынков, возможно, и есть последн ий хранитель героического в негероическую эпоху пошлого накопления жирка. Кто-то скажет – большой ребёнок. Кто-то – последний герой.

Жанна ВАСИЛЬЕВА

Выставка продлится до 14 июня


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
02.03.2021

Что нас ждет в шестнадцатом сезоне?

Завершен прием работ на соискание Национальной литературной премии «Большая книга».
02.03.2021

Ахматову вспомнят в Петербурге

В северной столице пройдет вечер памяти выдающейся русской поэтессы.
02.03.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
01.03.2021

«Поэзия» стартовала

1 марта 2021 года начался прием работ на соискание премии.
01.03.2021

Замшев в гостях у Шаргунова

Главный редактор «Литературной газеты» выступил в популярной передаче «Открытая книга».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда