ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Безымянный Евгений

06.06.2023
Безымянный Евгений К 224-летию со дня рождения Александра Сергеевича ПУШКИНА.

Огонь, мерцающий в сосуде

31.05.2023
Огонь, мерцающий в сосуде К 120-летию выдающегося поэта Николая ЗАБОЛОЦКОГО.
Эссе Ефима ГАММЕРА.

Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии!

26.05.2023
Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии! Музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» предлагает придумать «Сказку о прекрасной царевне Лебеди».
ЛГ плюс

Ушибленные Севером

08.06.2023
Ушибленные Севером В стихах Владимира СОРОКАЖЕРДЬЕВА природа нашей страны предстает во всей своей суровой красе.

Лицей-2023. Проза (часть вторая)

03.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть вторая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2023. Проза (часть первая)

02.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть первая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев на Красной площади

Смотреть все...

Спецформат

Греческий акцент

08.06.2023
Греческий акцент В рамках «Голосовалки» предлагаем читателям три книги, так или иначе связанные с Грецией.

От Чайковского до Чайковского

07.06.2023
От Чайковского до Чайковского Александр Сладковский: «Это настоящее счастье – любимая музыка, любимые солисты, любимый оркестр».

«Любите русскую поэзию, зачтется вам!»

05.06.2023
«Любите русскую поэзию, зачтется вам!» О книге Станислава МИНАКОВА «Вино с печалью пополам». Статьи о русской поэзии».
Позиция

«Дай им волю, юмористы начнут всех убивать...»

04.06.2023
«Дай им волю, юмористы начнут всех убивать...» Известный философ, социолог и общественник Александр ДУГИН убежден, что юмор разлагает, опошляет и унижает человека.

Проведав учителя

30.05.2023
Проведав учителя Светлана МЕРЕЖКОВСКАЯ о том, как побывала на могиле поэта Владимира Цыбина.

Оказывается, так можно было…

25.05.2023
Оказывается, так можно было… Андрей ПЕСОЦКИЙ о том, какие суммы платят участникам специальной военной операции.

  • Статьи
  • 2010 год
  • №23 (6278) (9-06-2010)
  • Прощание с Поэтархом

Прощание с Поэтархом

Мнацаканян Сергей

Прощание с Поэтархом

Литература
Мнацаканян Сергей

УТРАТА

Ещё один поэт навсегда покинул Россию.

Андрей Вознесенский и Валентин Катаев. 60-е годы.;  Семён ФУРМАН1 июня около 12 часов дня на своей писательской даче в Переделкине умер Андрей Вознесенский, почти через три недели после своего семидесятисемилетия. Последний его вздох приняла жена, писательница Зоя Богуславская, верная спутница его жизни, которую он назвал Оза в посвящённой ей поэме. В этот час закончилась эпоха великой советской поэзии. Андрей Вознесенский, конечно, был выдающимся русским поэтом – самым ярким из тех, кто определял лицо отечественной словесности в течение более полувека.

Книги Вознесенского становились событием литературной и культурной жизни страны. Это и «Сорок отступлений из поэмы «Треугольная груша», «Антимиры», «Витражных дел мастер», «Тень звука», «Соблазн», замечательное избранное «Дубовый лист виолончельный», книга воспоминаний «На виртуальном ветру», собрание сочинений в трёх томах, новые стихи и новые книги. Почти за полгода до смерти мастера, 26 октября 2009 года, в печать был подписан седьмой том его нового собрания сочинений, вобравшего в себя практически весь свод написанного поэтом, включая его прекрасную прозу и графические работы. Андрей Андреевич творил яростно, неутомимо, в поисках несказа’нного он уподоблялся своим любимым мастерам эпохи Возрождения и гениям начала ХХ века. Напутствие в поэзию ему дал Борис Пастернак. Тогда ещё молодой поэт, он любил Маяковского и Есенина, он любил стихи великого испанца Федерико Гарсия Лорки, ему были близки трагические судьбы Цветаевой и Велимира Хлебникова. Метафоры Вознесенского не знают себе равных по выразительности и парадоксальности. Он объединял, казалось бы, несовместимые явления мира.

Андрей Вознесенский в «ЛГ». 1992 год;  Евгений ФЕДОРОВСКИЙАндрей Вознесенский нарушал каноны, разрывал границы дозволенного, открывал неведомое, вторгался в невозможное. Сегодня это трудно понять тем, кто не помнит или уже не знает нашей советской жизни:

Дитя соцреализма грешное,
вбегаю в факельные площади,
ты – калька с юности, Флоренция!
брожу по прошлому!

Он стал действительным и почётным членом десятка мировых академий, лауреатом неисчислимых поэтических почестей и премий, он стал, если употребить его метафору, Поэтархом России (его неологизм – от «поэт» и «патриарх»!), а уральские поэты в середине 90-х годов прошлого века присвоили ему уникальный титул Папы Русского Авангарда. В начале нового века исполком Русского Пен-клуба выдвинул поэта на соискание Нобелевской премии. Это был факт оценки его творческого пути друзьями и коллегами, профессиональным окружением, что зачастую бывает дороже и объективнее присуждения любых премий.

Всё это время Андрей Андреевич был поэтом «Литературки» – от первой публикации в середине 50-х годов ХХ века и опубликованной вскоре в конце 50-х в «ЛГ» замечательной поэме «Мастера», от многих поэтических выступлений в 60–90-е годы до самого последнего времени. В нулевые годы «Литературная газета» не оставляла своего старейшего автора вниманием, отмечала его маршруты, не забывала о днях рождения поэта, выходе его новых книг.

О масштабе известности Вознесенского в ХХ веке говорит хотя бы тот факт, что его толстый том стихотворений и поэм «Ров», изданный в 1986 году двумя тиражами невероятным общим числом 200 тысяч экземпляров, попросту не появился на прилавках магазинов, он исчез по пути к этим прилавкам! Был расхватан читателями всех уровней на всём пространстве огромного Союза. Думаю, что такой тираж отдельной поэтической книги уникален до сих пор, и жаль, что не отмечен Книгой рекордов Гиннесса. Так читали и ценили Вознесенского в нашей стране.

Ценили и за рубежом. Там он в течение десятилетий был самым популярным посланцем русской поэзии. С ним встречались гении, его принимали президенты и премьер-министры, он дружил с Карденом и другими творцами Европы, Пикассо и Сальвадор Дали дарили ему свои работы, он встречался с философами Сартром и Хайдеггером, о котором написал своё эссе «Зубр мудрости», кстати, тоже увидевшее свет на страницах «Литературки».

Он был сыном своей страны и своего времени, поднимался и падал вместе со всеми, именно поэтому его стихи ловили и схватывали на лету, и многие его поэтические формулы становились, что называется, «крылатыми словами», как, например, строки «Все прогрессы реакционны, если рушится человек…». Один из немногих, он естественно перешагнул из давней жизни в реальность ХХI века.

В легенды отечественной культуры вошли спектакли, созданные из его творений, – «Антимиры», «Юнона и Авось», когда-то не разрешённый к показу на Таганке спектакль «Берегите ваши лица», песня «Миллион алых роз», архитектурный проект монумента российско-грузинской дружбы на Тишинке, многие другие работы поэта. Он осуществлял свой художественный дар – его кисти и перу принадлежат многочисленные акварели, рисунки, коллажи, которые он назвал «видеомами». Среди этих «видеом» есть подлинные шедевры.

Последние годы он болел, боролся со своим недугом, неутомимо творил новое. Он разгадывал загадки языка, обожал палиндромы и перевёртыши, ему в самом высоком смысле была подвластна магия слова. Его жена Зоя Богуславская самоотверженно поддерживала любимого мужа.

Многие помнят его в «фирменных» одеждах – белом костюме при белой капитанской фуражке, украшенной эмблемой знаменитой шхуны «Авось», которую он сам же и создал в своей историко-лирической поэме. Он и был капитаном этого корабля – флагмана современной поэзии, на котором была своя, особая дисциплина:

Руками ешьте даже суп,
но с музыкой – беда такая!
Чтоб вам не оторвало рук,
Не трожьте музыку руками.

Умер он, как и положено крупнейшему представителю русского авангарда, в соответствии со своим творчеством:
77 лет – это, если вглядеться, тоже идеальный палиндром из тех, что так любил Андрей Андреевич.

Судьба подарила и мне радость общения с этим уникальным человеком. Мы были знакомы более сорока лет – с 29 декабря 1969 года. Конечно, учитывая непреодолимую дистанцию – он был старше меня на одиннадцать лет и на свою фантастическую известность, но я всегда ощущал его внимательную отзывчивость. У меня хранятся подаренные им книги. Когда мне понадобился анонс для моей книги, выходящей в 2005 году, Андрей немедленно откликнулся и, уже не совсем послушной рукой, написал необходимые строки. Он с интересом и любовью относился к поэтам нового поколения, напечатал в «ЛГ» известную статью «Муки музы», посвящённую его молодым коллегам, в том числе нашему общему товарищу Саше Ткаченко. Сегодня я с печалью отдаю свой творческий и дружеский долг непревзойдённому классику русской поэзии.

Гражданская панихида прошла в любимом им Центральном Доме литераторов. В течение более двух часов по сцене Большого зала мимо гроба двигалась скорбная процессия тех, кто пришёл выразить поэту своё восхищение его даром, возложить к гробу цветы и венки, в последний раз увидеть лицо любимого поэта. Около часа длился и траурный митинг, на котором многие его знаменитые друзья и коллеги говорили о великом поэте и гражданине, о его гениальном творчестве. Андрей Дементьев, почти не скрывая слёз, прощался с ушедшим другом. Один из безымянных читателей положил на пирамиду поминальных цветов синий букетик воспетых поэтом полевых васильков:

Кто целовал твоё поле, Россия,
пока не выступят васильки?
Твои сорняки всемирно красивы,
хоть экспортируй их, сорняки.

Андрей Вознесенский в те годы, которые были названы «оттепелью», одним из первых связал разорванные нити времён, воскресил из небытия великие традиции русского и советского авангарда, заговорил новым языком, адекватным времени социальных перемен, которые тогда происходили в стране.

Когда гроб с телом поэта выносили из ЦДЛ, собравшиеся на панихиде его друзья, поклонники, читатели проводили Андрея Андреевича Вознесенского в последний путь громкими долгими аплодисментами. Это была дань блистательной судьбе, вдохновенному творчеству, стихам и поэмам, которые не умирают вместе с уходом их создателя. Думаю, Андрей Андреевич это бы одобрил. Он любил аплодисменты, славу, успех и, главное, не скрывал этого в отличие от многих его литературных знакомцев.

Душу поэта отпели в храме Св. Татианы при МГУ по православному обряду, гроб был захоронен в старой части Новодевичьего кладбища, где могилы его родителей.

Земное странствие поэта закончилось, началась жизнь небесная.

Прощайте, наш дорогой Андрей Андреевич…

Сергей МНАЦАКАНЯН

«ЛГ» выражает искренние соболезнования вдове поэта Зое Борисовне Богуславской, желает ей силы и мужества перед лицом невосполнимой утраты.

Код для вставки в блог или livejournal.com:

  Андрей Вознесенский и Валентин Катаев. 60-е годы.;  Семён ФУРМАН

Прощание с Поэтархом

Ещё один поэт навсегда покинул Россию.

2010-06-09 / Сергей МНАЦАКАНЯН
открыть
КОД ССЫЛКИ:


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
10.06.2023

Мы и город

В Татарстане впервые состоится междисциплинарный фестиваль МИГ
09.06.2023

Максим Замшев на Красной площади

Главный редактор "ЛГ" принял участие в форуме "Знание.Книги".
09.06.2023

Джаз бывает разноцветным

Российская государственная библиотека для молодежи приглашает на фестиваль.
08.06.2023

Устная книга

В музее Даля прошел авторский вечер поэта и переводчика Сергея Нещеретова.
08.06.2023

Неповторимый диалог

В Доме-музее Цветаевой проходит выставка художников «Угол падения не равен углу отражения».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Сирия возвращается

Литература
Дмитрий Воденников

На золотой лестнице Ламарка

Знаете, это такое шестое чувство, для которого, если верить Гумилёву, ещё орган ...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Несите денежки

Вечнозелёная тема – финансовые пирамиды. Дело не во временах года, но бывают сов...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Циничный Генри

«В политике жить нужно долго», – гласит мудрость на многих языках. Генри Киссинджер...

Культура
 Фёдор Шеремет

Время крупным планом

Ускоренная съёмка, или, как любили говорить раньше, рапид – один из немногих тех...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда