Отечественные и зарубежные политики и политологи продолжают обсуждать итоги недавних встреч президента Владимира Путина с главами европейских государств. Каковы возможные перспективы взаимоотношений России и Евросоюза? Что может принести нам тесное сотрудничество со странами Старого Света? На эти вопросы отвечают эксперты «ЛГ».
Юрий САВЕЛЬЕВ, депутат Госдумы:
– Последние встречи президента России с европейскими лидерами не стоит переоценивать. Глава Португалии, например, уехал в Москву, когда у него на родине проходила всеобщая забастовка, можно сказать, улизнул из страны… Тем не менее эти переговоры были очень важны. Россия должна тесно сотрудничать с Европой, но преследуя собственные интересы. Причём Европа обязана раскошелиться за сотрудничество с нашей страной. И это – не только плата за энергоносители, но и более тесное сотрудничество, прежде всего в научно-технической, научно-технологической, производственной и инновационной сферах. У нас сейчас разрушен парк индустрии, более или менее современные комплексы существуют разве что в пищевой промышленности и её подотраслях. В реальном же секторе экономики, в первую очередь машиностроении, перспективы весьма плачевные.
Мне непонятна политика правительства России, в частности, его финансово-экономического блока в деле использования громадных финансовых ресурсов. Почему 402 миллиарда долларов (наш золотовалютный запас) лежат мёртвым грузом? России не нужны такие огромные золотовалютные резервы. Всему миру известно, что они, согласно так называемому коэффициенту Рэнди, должны составлять не более 30% годового госбюджета – для того, чтобы в случае форс-мажора выполнить обязательства государства. То есть нам нужен золотовалютный запас примерно в 80 миллиардов долларов. Остальные деньги должны использоваться правительством для закупки новейших промышленных средств производства и технологий. У нас нет электроники, надо закупать заводы по её производству. России же списываются заводы, скажем, третьего поколения, в то время как в Старом Свете уже работают как минимум четвёртого.
В конце концов, коли уж наши министры боятся инфляции, пусть на российские деньги строят заводы за рубежом, пусть создают рабочие места там, а не здесь. Зато можно будет насыщать российский рынок нашей продукцией, пусть и произведённой за границей. Нам нужно огромное количество инновационных производств, но на сей счёт в стране так и нет никаких перспективных планов развития.
Широко разрекламированы – как наш ответ на размещение в Европе системы ПРО – удачные испытания-пуски якобы новых российских ракет. На самом деле они были разработаны ещё в советский период, 20 лет назад, – и «Искандер», и межконтинентальная баллистическая ракета РС-24. Ничего там нового нет. То же, что было снято у нас с вооружения (особенно боевой железнодорожный комплекс – 36 баллистических ракет, имевших по 10 боеголовок и размещавшихся на 12 поездах), действительно было новейшим оружием, срок действия которого ещё, во-первых, не истёк, а во-вторых, мог быть продлён как минимум на 15 лет. Это были ракеты на твёрдом топливе, подобных у нас (кроме моноблочного «Тополя») не осталось. Уничтожалось это оружие безо всякой разумной мотивации, а то, что осталось, совершенно не отвечает новым реалиям, неадекватно новым угрозам России, прежде всего со стороны НАТО.
Путин неоднократно предлагал Европейскому сообществу сближение с Россией, в том числе и в создании совместного ядерного щита, но пока безуспешно. Примечательно и то, что ведущие европейские страны, например, Франция и Германия, считали для себя возможным выйти из блока НАТО, когда распался Варшавский договор. И только благодаря политике Ельцина почти уже труп Североатлантического альянса был реанимирован – с помощью подписания договоров о сотрудничестве России и НАТО. К удивлению европейских стран, именно Россия дала вторую жизнь этому блоку.
Для чего Западу нужны все эти договоры? По-моему, для того, чтобы в будущем использовать Российские вооружённые силы против исламских стран, а также, чтобы создать некое подобие «второй Антанты». Сейчас в России скупаются её природные ресурсы, оставшиеся промышленные комплексы (в основном в области сырьевой переработки и добычи). И если в нашей стране начнутся перемены, связанные с признанием незаконности приватизации (того, что раньше принадлежало народу, а сейчас принадлежит небольшой кучке «избранных»), у сильных мира сего появится как бы легальная возможность защищать частную собственность – так, как это делали в 1918 году войска Антанты.
Валерий ХОМЯКОВ, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
– Должно начаться потепление во взаимоотношениях России и ЕС. Сразу после самарского саммита с руководством Евросоюза Путин дал указание окончательно разобраться с поставками к нам польского мяса, и, судя по тону высказываний, наш президент, похоже, готов пойти на некий компромисс с поляками. Неподписание соглашения о стратегическом партнёрстве между Россией и ЕС, пусть даже и из-за разногласий с Польшей, как мне представляется, наносит серьёзный удар по репутации нашей страны.
В последнее время наметилась игра с Евросоюзом и Европой в целом в плане разворачивания американской системы ПРО. Игра эта со стороны России, на мой взгляд, безуспешна. Вряд ли удастся внушить Европе, что она отныне будет сидеть на бочке с порохом. Неадекватные попытки поссорить США и Евросоюз тоже вряд ли приведут к чему-то существенному. Надо просто договариваться, как это попробовали сделать во время визита в Россию Кондолизы Райс, создавать российско-американскую рабочую группу «2+2» (с каждой стороны министр обороны и министр иностранных дел), в процессе работы которой, думаю, и можно найти взаимоприемлемый компромисс. Не исключён при этом вариант совместной, с участием России, общеевропейской системы ПРО… Другого выхода не вижу. Пока отношения нашего государства с Европой несколько прохладные, однако в перспективе возможен некоторый оптимизм.
В то же время испытания новых ракет на российских полигонах можно рассматривать как некий предупреждающий сигнал Европе, как демонстрацию силы. Хотя все знают, что ни одна наша ракета не была нацелена на европейские государства, за исключением Великобритании. Континентальной части Европы российские ядерные ракеты и по сей день не угрожают. Тем не менее демонстрация силы была достаточно эффективной. Конечно, никто не ожидает ядерной атаки на Европу. Но европейцы народ пугливый, и точные попадания ракет, пущенных с Плесецкого полигона на Камчатку, должны если не напугать, то по меньшей мере удивить и насторожить европейских обывателей. Наше новое оружие очень эффективно, оно превосходит многие прежние аналоги…
И всё же глобальные проблемы надо решать на переговорах. Не будем забывать, что как российские, так и американские политики сейчас отчасти являются заложниками своих предстоящих президентских избирательных кампаний. Поэтому и играют мускулами, как могут.
В тему
Друзья и недруги
Большинство россиян (60%) считают Эстонию главным врагом страны, свидетельствуют данные соцопроса аналитического «Левада-центра», проведённого 11–14 мая среди 1,6 тысячи жителей 128 населённых пунктов 48 регионов страны. Каждый второй житель РФ (46%) считает врагом Грузию, каждый третий – Латвию (36%), США (35%) и Литву (32%). Кроме того, в список враждебно настроенных по отношению к России стран попали Украина (23%), Польша (20%), Афганистан (1%), Ирак (8%) и Иран (7%).
Список дружественных стран по результатам исследования возглавляют Казахстан (39%) и Белоруссия (38%). Далее следуют Германия (24%), Китай (19%), Армения (15%) и Индия (14%). Кроме них в десятку вошли Украина (11%), Франция и Болгария (по 9%) и Туркмения (8%).
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться