САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.

Как писатели встретили Новый год? Часть вторая

08.01.2021
Как писатели встретили Новый год? Часть вторая Мы продолжили опрашивать видных литераторов по поводу праздника и надежд на будущее.

Как писатели встретили Новый год?

04.01.2021
Как писатели встретили Новый год? Мы задали два простых вопроса признанным мастерам отечественной словесности.
ЛГ плюс

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.

Еще немного снега

05.01.2021
Еще немного снега Стихи  Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ технически безупречны, но прежде всего они лиричны.

Лауреат на подоконнике

31.12.2020
Лауреат на подоконнике Евгений ШАТЬКО был звездой 16-й полосы «Литературной газеты».
Его рассказы – на все времена.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

16.01.2021
В Сыктывкаре прогремела «Гроза» О постановке Сергея ФЕДОТОВА знаменитой пьесы Александра ОСТРОВСКОГО рассказывает Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.

В кабинете Николая Задорнова

09.01.2021
В кабинете Николая Задорнова О выставке в литературном музее Пензы рассказывает Антон ХРУЛЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Музей Белинского будет жить

15.01.2021
Музей Белинского будет жить Как публикации в «Литературной России» и «Литературной газете» поспособствовали ремонту исторического здания.

Геронтократия

10.01.2021
Геронтократия Журналист Максим АРТЕМЬЕВ считает, что престарелые политики губят Америку.

Какая боль, какая боль!..

06.01.2021
Какая боль, какая боль!.. Иван ЕСАУЛОВ о разгромном поражении молодежной хоккейной сборной и отечественном спорте вообще.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №24 (6176) (11-06-2008)
  • Гранд-дама русского вокала

Гранд-дама русского вокала

Гранд-дама русского вокала

Панорама
Масленникова Ирина

ПЕРСОНА

Сценическая судьба артистов музыкального театра, как известно, несправедливо коротка. Благо что многие из них после завершения вокальной карьеры проявляют себя на преподавательском поприще. Вот и прима Большого театра Ирина Масленникова, покинув подмостки в 1960 году, по сию пору уже почти полвека занимается преподавательской деятельностью. Она уважаемый и авторитетный профессор Московской консерватории, к тому же в последние годы добавилось приятных хлопот с молодой порослью Центра оперного пения Галины Вишневской, где Масленникова трудится со дня основания. А есть ещё дом. И второй Дом – вотчина мужа. Ирина Ивановна – супруга Бориса Александровича Покровского, патриарха оперной режиссуры, создателя и бессменного руководителя Камерного музыкального театра, где ей также, разумеется, необходимо бывать, помогать, поддерживать… Казалось бы, столько забот под силу, прямо скажем, людям помоложе. Но, как видно, «её года – её богатство» поддерживают жизненный тонус Масленниковой: она энергична, активна, в глазах не затухает лукавый блеск. А голос – голос этот так, кажется, слушал бы и слушал…

– Ирина Ивановна, история русского национального вокала включает в себя, как мы знаем, немало взлётов и падений. И всё же когда, по-вашему, был наивысший пик? 

– Трудно сказать… Если уж глубоко в историю заглядывать, то сначала мы увидим итальянскую оперу в России. Екатерина Великая основала Большой театр, и многие годы в нём царили выдающиеся русские певцы. А потом пришёл Фёдор Иванович Шаляпин. Вот вам и громадный взлёт – пик, если хотите. 

– Когда мы говорим «вокальная школа», то подразумеваем не только учебный процесс, но и разность подхода к технике пения, к интерпретации образа самой партии. Но голос как инструмент наиболее консервативен. В сочинениях же композиторов прошлых веков нередко преобладала установка на виртуозность, зачастую лишавшая певца красоты звука, естественного, уникального тембра. 

– Вообще всё надо начинать с композитора. А музыка настолько неисчерпаема в своих проявлениях, что любая школа и реформа не влияют на качество звучания голоса певца. Другое дело – у нас много певцов, а природных голосов мало. Что дано природой, то дано. Только не надо мешать голосу. По-разному и в разные сроки начинают певческую карьеру. Катульская, например, в 17 лет начала. Я – в 18. Нежданова засверкала, когда ей исполнилось тридцать пять. Бывает и такое. 

– Вы употребили слово «реформа». Согласитесь ли с тем, что тот же музыкальный авангард, появившись одновременно с реформаторскими устремлениями в прочих видах искусства в начале прошлого века, по сути, развалил классические каноны в певческой культуре? Бельканто стало отголоском прошлого, мало кто владеет им по-настоящему... 

– Ничего подобного! Да, действительно, композиторы поначалу увлекались новыми веяниями. А потом всё стало на свои места, возвратились к истокам. Бельканто – классическая школа пения, никогда не будет «отголоском», уверяю вас. Недавно я слушала «Норму» в исполнении Кабалье – она пела очень хорошо. А ведь это труднейшая партия! Но школа есть школа. 

– Сейчас для певца с классическим образованием и успешно складывающейся оперной карьерой слишком много соблазнов и возможностей: поучаствовать в массовых зрелищах, «засветиться» на телевидении, стать «медийным лицом»… И вот уже даже такую безукоризненно «академическую» певицу, как Нетребко, некоторые ценители относят к шоу-бизнесу... 

– Я демонстрирую своим ученикам записи Нетребко и говорю им: «Вот эталон работоспособности! Почему она может, а вы – нет?» Дело-то в конечном счёте не в том, как это будет называться – эстрада или шоу, не в том, что именно будет исполняться. Дело – в мере ответственности перед слушателем. Когда-то в свои концерты – а у меня каждый год были сольные концерты, и не только у меня (мы пели в Кремле, в Большом театре, в Колонном зале, и представьте себе, зал был битком набит, на корточках сидели), – так вот я стала включать в программу песни, думала: это популярно. И представьте себе, публика требовала оперные арии. Конечно, сейчас уровень мастерства снизился, поистине настоящих, как нынче любят говорить, звёзд – раз-два и обчёлся. 

– Ирина Ивановна, так когда же на русской сцене вновь зазвучит колоратурное сопрано, равное Масленниковой? 

– Увы (смеётся), нет у нас колоратурного сопрано. И других голосов нет: баса, баритона. Откуда их взять? Где-то появится молодой человек с отличным голосом – и сразу мчится за границу. После окончания консерватории необходима шлифовка, такую задачу, кстати, ставила Галина Вишневская, когда открывала свой центр, иначе многолетний учебный труд пойдёт насмарку. 

Как бы ни были хороши специалисты по вокалу в Италии и Германии, всё же здесь сохранилась, слава богу, своя, русская школа пения. Её нужно всего лишь поддерживать, а не затаскивать на задворки истории, что активно пытаются делать некоторые господа от искусства. Пока я в силах, буду стараться внушать своим ученикам любовь к отечественной культуре пения. Но лично от меня немногое зависит. 

К сожалению, в нашей консерватории не преподают (этого не было и раньше) мастерство актёра. Чему ж тогда удивляться, если артист с приличным голосом как истукан маячит на сцене. В музыкальные заведения поступают молодые люди подчас необразованные, не знают нот, как читать клавир. Великие певицы Нежданова, Катульская, Барсова сначала получали музыкальное образование, а потом уже вокальное. 

Я училась в ГИТИСе, одновременно брала консультации у Катульской и была счастлива. Одна из моих учениц, ничего не скажешь – с хорошим голосом и отлично владеет французским языком. Вот поёт она арию Маргариты из «Фауста». Я ей говорю: «Хотелось бы, чтобы ты понимала, о чём поёшь. Что там происходит? Ну скажи мне, кто такой Мефистофель?» Ответ: «Муж Маргариты» (смеётся). 

Сейчас много рассуждают о новой программе обучения, какой она должна быть, чтобы отвечала каким-то современным требованиям. А что это за «современные» требования? Никто толком не знает. На моём веку этих программ было видимо-невидимо, однако они нисколько не влияли на качество исполнения. Многое зависит в первую очередь от себя самого, от таланта и радостного состояния певца, который просто поёт от души и сердца.

Беседу вёл Сергей ЛУКОНИН

ОТ РЕДАКЦИИ. В эти дни Ирине Ивановне Масленниковой – народной артистке РСФСР, профессору, академику, лауреату, орденоносцу и просто замечательной, блистательной женщине исполнилось 90 лет. Желая ей крепкого здоровья и ещё долгих плодотворных лет на ниве музыкальной педагогики, хотелось бы поздравить с этим юбилеем не только её, но и супруга – Бориса Покровского. Ведь если сложить их нынешние года вместе, то получится сумма очень серьёзная – аж 186! Что тут скажешь, кроме классических оперных восклицаний: браво!.. фора!..


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
16.01.2021

Реставрируют Музей-квартиру Достоевского

Работы в московской мемориальной квартире приурочены к 200-летию великого русского писателя.
15.01.2021

Класс премиум

В Твери названы победители Премии имени Андрея Дементьева.
15.01.2021

Умер Борис Грачевский

Худрук «Ералаша» ушел из жизни на 72-м году жизни.
15.01.2021

Олжас Сулейменов заразился коронавирусом

Известный казахский писатель подхватил заразу в Алма-Ате.
14.01.2021

Книжный фестиваль пройдет в Петербурге

Российский книжный союз планирует в 2021 году провести фестиваль на Дворцовой площади в северной столице.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

Литература
Сазанович Елена

Недоросли нашего времени

12 декабря ушёл из жизни Денис Фонвизин.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда