САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Кузнецов и Крым

18.01.2021
Кузнецов и Крым Андрей ВОРОНЦОВ размышляет о поэзии и мировоззрении Юрия КУЗНЕЦОВА.

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.

Как писатели встретили Новый год? Часть вторая

08.01.2021
Как писатели встретили Новый год? Часть вторая Мы продолжили опрашивать видных литераторов по поводу праздника и надежд на будущее.
ЛГ плюс

Смертное ложе Отчизны – деревня

17.01.2021
Смертное ложе Отчизны – деревня Стихи Анатолия АРЕСТОВА – не только о Родине, но непосредственно о родной земле, о почве.

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.

Еще немного снега

05.01.2021
Еще немного снега Стихи  Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ технически безупречны, но прежде всего они лиричны.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

16.01.2021
В Сыктывкаре прогремела «Гроза» О постановке Сергея ФЕДОТОВА знаменитой пьесы Александра ОСТРОВСКОГО рассказывает Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.

В кабинете Николая Задорнова

09.01.2021
В кабинете Николая Задорнова О выставке в литературном музее Пензы рассказывает Антон ХРУЛЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Музей Белинского будет жить

15.01.2021
Музей Белинского будет жить Как публикации в «Литературной России» и «Литературной газете» поспособствовали ремонту исторического здания.

Геронтократия

10.01.2021
Геронтократия Журналист Максим АРТЕМЬЕВ считает, что престарелые политики губят Америку.

Какая боль, какая боль!..

06.01.2021
Какая боль, какая боль!.. Иван ЕСАУЛОВ о разгромном поражении молодежной хоккейной сборной и отечественном спорте вообще.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №24 (6176) (11-06-2008)
  • Зоопарк Веры Чаплиной

Зоопарк Веры Чаплиной

Зоопарк Веры Чаплиной

Cемейное чтение
Тавьев Максим

ДАТА

Исполнилось 100 лет со дня рождения детской писательницы

Вера Чаплина, львица Кинули и шотладская овчарка Пэри. Москва, Б. Дмитровка, 16, комната коммунальной квартиры, весна 1936 г.Уже в молодости она стала известной, а «Четвероногие друзья», «Мои воспитанники» и «Питомцы зоопарка» только в нашей стране издавались более 100 раз и были переведены на 25 иностранных языков. Её книги в магазинах не залёживаются, их читают и перечитывают, они переиздаются и пользуются успехом. 

Вера родилась в 1908 году в потомственной дворянской семье. Годом раньше родился брат Вася, годом позже – сестра Валя. Семья жила на Большой Дмитровке, в собственном доме деда, известного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина. Его дочь Лидия была широко образованной и эмансипированной женщиной: даже имея троих детей, она считала для себя необходимым трудиться и не замыкаться в домашней обстановке. Её муж, Василий Михайлович Кутырин, продолжая затянувшееся обучение на юридическом факультете Московского университета, в большей степени отдавался не будущей профессии, а иным увлечениям – от занятий в авиационной школе до тенниса, охоты и альпинизма. Дети были предоставлены сами себе, хотя с ними и занимались гувернантки. Положение ухудшилось после фактического распада семьи в 1916 году, который окончательно позволил каждому из родителей сосредоточиться на собственных интересах. В 1917 году всей прежней жизни вдруг и разом пришёл конец. 

Обстоятельства заносят Лидию Владимировну в Ташкент, где она служит культработником в одной из частей Красной армии и куда в 1918 году увозит из Москвы детей. Она берёт в семью инвалида-казака, изувеченного войной, не замечая, что тот в её отсутствие жестоко избивает нагайкой 10-летнюю Веру, у которой уже тогда был сильный, независимый характер. Вера не покорилась и убежала из дома. 

Девочка попала в детский дом, впоследствии мать разыскала её, но Вера вернулась в семью только тогда, когда тот человек умер. В 1923 году семья вернулась в Москву, в советскую коммунальную квартиру. 

Позже она вспоминала: «Мама никогда не возражала против моих четвероногих и крылатых поселенцев, и я этим широко пользовалась… За всеми своими питомцами я тщательно ухаживала: кормила их, выносила на прогулки…» Даже в детском доме Вера ухитрялась держать разных животных, которых приходилось не только чем-то кормить, но и защищать. 

После возвращения в Москву она стала ходить в зоопарк. «Целые дни пропадала я там, часами простаивала у клеток. Особенно мне нравились волки. Одного из них я даже пыталась приручить и поражалась, как это у меня ловко получается. Потом уже узнала, что выбранный мною зверь был давно ручным. И вот когда я в очередной раз «приручала своего волка», ко мне подошёл незнакомый человек. 

– Любишь животных? – спросил он.
Я смущённо кивнула.
– А хочешь изучать их? Приходи к нам, – и он дал мне записку в кружок юных биологов зоопарка…»
Незнакомец оказался Петром Александровичем Мантейфелем, руководителем только что основанного кружка. Известный учёный и натуралист-практик, он был ещё и замечательным педагогом. «Дядя Петя», как звали его все юннаты, помог определиться в жизни многим подросткам, порой очень трудным, с которыми он возился как с собственными детьми. Он был столь яркой, незаурядной личностью, что рядом с ним как-то сами собой раздвигались границы обыденности и появлялось ощущение значительности всего происходящего, в котором твоё личное увлечение животными становилось частью общего, большого дела. 

Особенно Веру привлекали те звери, что неохотно шли на контакт. У каждого из них девушка умела распознать не только едва заметные оттенки настроения, но и какие-то индивидуальные черты характера, которые помогали ей понять логику поведения будущего друга, найти с ним, может быть, и не скорый, но зато прочный контакт. 

За всю жизнь у неё было немало таких друзей. Одним из первых и самых любимых стал волк Арго: «Я убирала клетку, часами говорила с Арго, но прошло очень много дней, прежде чем он боязливо принял из моих рук первый кусочек мяса». Общение и ласка стали приносить свои плоды – волчонок постепенно привыкал к человеку. Правда, он ещё не нуждался в нём, а, скорее, терпел его присутствие. Перемена произошла неожиданно. Веры не было в зоопарке около двух недель, а когда она пришла, Арго бросился к ней «и так ласкался, словно был ручной всю жизнь». А как была счастлива Вера! Как она гордилась своим питомцем! 

Эта дружба продолжалась много лет. И даже когда волков переселили на Остров зверей, где они стали жить стаей, Арго не забыл того, кто его приручил. 

С середины 1920-х годов Мос- ковский зоопарк стал активно развиваться: строится Новая территория, расширяется коллекция редких животных, а научная и просветительская работа становится главным делом его сотрудников. В 1925–1927 годах этой работой занималась и юннатка Чаплина. Как доходчиво и интересно рассказать посетителям о питомцах зоопарка? Вряд ли Вера Чаплина предполагала тогда, что попытки ответить на этот вопрос приведут её в будущем к литературному творчеству. То, как реагировала на её экскурсии публика, замечания Мантейфеля и его собственные примеры ясной и образной речи – всё это было для Чаплиной интересно и важно. У неё уже стал проявляться дар рассказчика, работа с животными давала разнообразный и содержательный материал. В эти годы она начинает записывать свои наблюдения за животными. Они пригодились писательнице для создания многих рассказов, таких как «Раджи», «Догадливый лев», «Домовой в зоопарке». Из этого и даже более раннего времени берёт своё начало и рассказ «Хитрые вороны». 

Весной 1928 года Вера вышла замуж за студента Московского энергетического техникума Александра Михайлова, а ещё через год у них родился сын Толя. В 1930 году Вера становится служителем при животных в зоопарке, ей поручают работу с молодняком. Она увлекается идеей эксперимента по их совместному проживанию и приучению друг к другу, идеей общего «детского сада» для маленьких питомцев зоопарка. 

В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Мос-ковского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка. 

Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и (редкий случай!) сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на книгу о площадке молодняка. «Малыши с зелёной площадки» в 1935 году были опубликованы.
В 1937 году рождение дочери Люды не помешало 29-летней сотруднице Московского зоопарка стать руководителем всей секции хищников. Она продолжает активно сотрудничать в газетах, журналах и на радио, пишет тексты к диафильмам, работает сценаристом и консультантом в научно-популярном кино. 

Но всё ломает и ставит на грань жизни и смерти начавшаяся война. Чаплину направляют в Свердловский зоопарк, куда вывозили часть животных из Москвы. В хаосе массовой эвакуации она пережила ужас потери детей, и лишь самообладание и счастливый случай помогли ей найти их где-то под Пермью. Впрочем, тяжело тогда приходилось всем. Но особенно трудно было сохранить жизнь животным. «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, – рассказывала годы спустя писательница. – Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и… зверями». 

В Свердловском зоопарке Чаплина проявляет себя умелым и решительным организатором: летом 1942 года её назначают заместителем директора, а весной 1943 года возвращают в Москву и поручают руководство производственными предприятиями столичного зоопарка. 

Её дети и муж выжили. Моло-дость осталась где-то далеко позади, хотя Вере Чаплиной ещё не было сорока. И во многом жизнь нужно было начинать сначала. Именно тогда в её судьбе происходит окончательный поворот к литературе. В 1946 году Чаплина уходит из зоопарка, который был её домом более 30 лет и в историю которого она вписала свою яркую страницу. Уходит, чтобы встать на путь профессионального писателя. 

Единомышленником и литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал известный писатель-натуралист Георгий Скребицкий. В своём совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и лёгкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, как белочка зимует или чем живёт майский жук. 

В соавторстве со Скребицким Чаплина создаёт сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще» (1949). И всё же главным писательским материалом для Чаплиной остаётся жизнь Московского зоопарка. В дальнейшем Вера Васильевна не раз пополняла циклы рассказов «Питомцы зоопарка» и «Мои воспитанники» – свой окончательный вид они приобрели только в 1965 году. 

Чаплина мало уделяет внимания публичной стороне писательской профессии, не стремится в литературное начальство и испытывает к себе на удивление прохладное отношение со стороны начальства зоопарковского. Зато она становится общественным инспектором охраны природы, осваивает вождение автомобиля (после того, как почти год была парализована из-за энцефалита), ведёт дачную жизнь. Выросли её дети, появились внучки, и расширился круг семейных забот. Но Вера Чаплина привыкла быть лидером, и в семье она всегда сама несла основной груз ответственности. А вот обыденность вряд ли обременяла её, потому как она с детства имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других. 

С возрастом этот талант не только позволял писательнице находить новые сюжеты для творчества, но и в какой-то мере преобразил его характер. На смену крупным планам и ярким краскам, создававшим приподнятые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, появляются образы вроде бы меньшего масштаба. Но теперь они приходят как будто из собственной жизни читателя. Эти новые черты творчества Чаплиной, впервые отчётливо проступившие в сборнике «Друг чабана» (1961), полностью раскрылись в цикле её поздних рассказов «Случайные встречи» (1976). Многие из них – «Забавный медвежонок», «Испорченный отпуск», «Пуська», «Как хорошо!» – полны комических историй, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. Видно, что писательница и сама не раз попадала в подобные ситуации, поэтому люди, которых она показывает растерянными и рассерженными, несмотря ни на что, способны сохранить к своим маленьким «мучителям» доброе, человеческое отношение. 

Через все эти разные истории, может быть, не столь заметно, но очень значимо проходит и образ человека. От его доброты и ответственности подчас полностью зависят судьбы зверей. Но звери не остаются в долгу – забота о них помогает человеку стать лучше, а их преданность и любовь делают его жизнь счастливее. Именно об этом рассказывают нам замечательные произведения Веры Васильевны Чаплиной. 

Максим ТАВЬЕВ


Оценить:

Оценка: 8.71 - Голосов: 7


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
17.01.2021

Попсовый Мандельштам

Звезды российской эстрады записали песни на стихи поэта.
16.01.2021

Реставрируют Музей-квартиру Достоевского

Работы в московской мемориальной квартире приурочены к 200-летию великого русского писателя.
15.01.2021

Класс премиум

В Твери названы победители Премии имени Андрея Дементьева.
15.01.2021

Умер Борис Грачевский

Худрук «Ералаша» ушел из жизни на 72-м году жизни.
15.01.2021

Олжас Сулейменов заразился коронавирусом

Известный казахский писатель подхватил заразу в Алма-Ате.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

Литература
Сазанович Елена

Недоросли нашего времени

12 декабря ушёл из жизни Денис Фонвизин.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда