САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

В библиотечных залах и в отсеках подлодки

22.01.2021
В библиотечных залах и в отсеках подлодки В ходе Арктического литературного десанта в Заполярье писатели приняли важные решения.

Кузнецов и Крым

18.01.2021
Кузнецов и Крым Андрей ВОРОНЦОВ размышляет о поэзии и мировоззрении Юрия КУЗНЕЦОВА.

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.
ЛГ плюс

Запах детства

21.01.2021
Запах детства Представляем нашим читателям главу из нового романа Нины ПУШКОВОЙ «Эликсир бессмертия».

Смертное ложе Отчизны – деревня

17.01.2021
Смертное ложе Отчизны – деревня Стихи Анатолия АРЕСТОВА – не только о Родине, но непосредственно о родной земле, о почве.

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

Любовь вне хронотопа

23.01.2021
Любовь вне хронотопа О «Зеленых берегах» на сцене театра «Багаж» рассказывает Лидия КОТОВА.

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

16.01.2021
В Сыктывкаре прогремела «Гроза» О постановке Сергея ФЕДОТОВА знаменитой пьесы Александра ОСТРОВСКОГО рассказывает Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
  • Статьи
  • 2009 год
  • №24 (6228) (10-06-2009)
  • И «Шукшиных» поставим на поток

И «Шукшиных» поставим на поток

Пешкова Виктория

И «Шукшиных» поставим на поток

Искусство
Пешкова Виктория

GAUDEAMUS IGITUR

Ах, как красиво всё выглядит на бумаге: Европа всё больше осознаёт себя как единое пространство, а раз так, то давайте-ка мы «гармонизируем» образовательные системы, дабы и в сфере образования воцарилось столь желаемое единообразие. Главный козырь российских адептов Болонского процесса: у студентов появится возможность продолжать образование в любой европейской стране. Звучит очень заманчиво, а что на деле? А на деле во имя этой возможности для нескольких тысяч «счастливчиков» безжалостно ломается система образования, которая вполне устраивает миллионы «обычных» студентов и, что не менее существенно, славится как одна из фундаментальнейших в мире. Для творческих вузов последствия этой «новации» окажутся просто катастрофическими, считает ректор ВГИКа Владимир МАЛЫШЕВ.

– Так что же всё-таки происходит в творческих вузах, Владимир Сергеевич?

– Стремление адаптировать отечественное образование под стандарты так называемого Болонского процесса привело министерство к вполне «логичной» мысли – сократить количество творческих специальностей, максимально унифицировав их.

Виталий ВАХРУШЕВ

В числе участников ярославского смотра, представлявших 22 учебных заведения и театра из всех федеральных округов Российской Федерации, были и питомцы ВГИКа. Но наибольший фестивальный успех выпал на долю их сверстников с Урала – выпускников Екатеринбургского театрального института.

– Каким образом?

– К примеру, сделать для всех наших вузов – театральных, кинематографических и даже для институтов культуры – одну общую специальность «режиссёр», независимо от того, где этому режиссёру предстоит работать. А ведь у каждого направления режиссуры есть своя специфика и отработанная, не годами – десятилетиями, система преподавания тонкостей мастерства. Ещё пример: предлагают художников, всех без исключения – и сценографов, и по костюмам, и по реквизиту, и по гриму, – выпускать по специальности «художник-живописец».

– А что, здорово! Такой вот живописец грим Ивану Грозному сделает и, пока актёр в кадре, бегом к мольберту и какое-нибудь «Утро в сосновом бору» состряпать успеет.

– Получается так. Несколько дней назад мы с коллегами из Школы-студии МХТ и ГИТИСа были у Фурсенко. Обсуждали судьбу продюсеров.

– Их тоже унифицировать собираются?

– Увы. Почему-то считается, что продюсер – это в основном финансист. Такой себе самодур с мешком денег. Но ведь он не только деньги ищет. Он выбирает сценарий, приглашает режиссёра, утверждает кастинг, отсматривает черновой материал – он обязан знать все тонкости кинопроцесса. В этом году министр пошёл нам навстречу. В списке специальностей, который утверждается правительством, поначалу специалистами считались только операторы. Постепенно мы отбили режиссёров, драматургов, киноведов и актёров. На сей раз Андрей Александрович, учитывая просьбу министра культуры Авдеева, обещал внести в этот список и продюсеров. Но только на этот год, а что будет в следующем – неизвестно. И это же не единственная головная боль…

– Это вы не о ЕГЭ ли?

– О нём. Он не просто несовершенен сам по себе, он не показывает реальных знаний и, что ещё хуже, не выявляет уровня мышления ученика. ЕГЭ – та же унификация и адаптация. А ведь наша школьная система, при всех её недостатках, давала прочные и глубокие знания. Я оканчивал обычную школу в маленьком подмосковном городке, и той базы мне по сей день хватает. В том числе и по русскому языку. Я до сих пор все правила помню. Знание родного языка оставляет желать лучшего, и подтверждение этому мы видим на каждом шагу. Прошлый год был Годом русского языка. Еду 1 сентября в институт и на высоком здании вижу плакат: Лучший школьный шопинг!

– Как говорится – без комментариев!

– В этом году нам разрешили два ЕГЭ учитывать, а не три. У нас четыре творческих конкурса, и поэтому мы надеемся, что отберём лучших. А если бы заставили, как собирались, три ЕГЭ и три конкурса?! Как бы мы потом доказывали, что талантливый абитуриент с худшим показателем по ЕГЭ нам подходит больше, чем тот, у которого балл ЕГЭ выше, но творчески он ничего не стоит? Ведь этот бесталантище с результатами ЕГЭ в суд пойдёт доказывать своё право у нас учиться!

– Вы ведёте «позиционные бои», стремясь сохранить систему образования, которая всегда считалась одной из лучших в мире, а ведь Болонская система, в угоду которой её ломают, далека от идеала!

– В том-то и дело! Коллеги, уже перешедшие на Болонский процесс, относятся к ней весьма неоднозначно и нас дружно предостерегают – не спешите. Не так давно я разговаривал с ректором Болгарской киноакадемии: ну поедут твои бакалавры на стажировку в Голливуд, и что – они оттуда вернутся? Лучшие ведь там и останутся, а на их подготовку государство деньги тратило. Он в ответ только руками развёл.

– Но за границу не все ведь рванут!

– Не все, разумеется. Но беда не только в этом. При такой системе в кино пойдут «полуфабрикаты»-бакалавры, которые будут доучиваться уже на съёмочной площадке и, набравшись опыта, ни в какие магистры уже не пойдут. В обычных профессиях разделение на бакалавров и магистров ещё хоть как-то обоснованно: бакалавр – практик, а магистр науку вперёд двигает. Но в творческой сфере академическая наука практически отсутствует! Ну скажите, как актёров делить по этому принципу? Бакалавров – в массовку…

– …а магистров на главные роли! Но это же смешно. В творческих профессиях не на диплом смотрят, а на то, что человек умеет.

– Вот у нас недавно проводил мастер-класс Такеши Китано, культовый японский режиссёр. Конечно же, его спросили, где он учился, а тот ответил, что нигде. Студенты наши загалдели: ну вот, можно и не учиться. А я им – конечно, можно, но для этого надо родиться Такеши Китано. Вон Соловьёв шутит: во ВГИКе можно научиться профессии, либо осваивая учебную программу, либо вопреки ей. Он учился у Михаила Ильича Ромма, самого плодовитого на таланты нашего мастера. Разумеется, какие-то лекции он своим студентам читал, но гораздо больше они получали от общения с ним. Эти беседы ни в каких программах не значились, но формировали мировоззрение, подход к искусству, к жизни. Он учил их самостоятельно мыслить. У нас ведь как в Средневековье – мастерство передаётся только из рук в руки. Творческие люди – товар штучный. Тарковских или Шукшиных на поток не поставишь!

– А в ретроградстве вас часом не обвиняют?

– Да никакие мы не ретрограды. В кино как нигде надо идти в ногу со временем – техника же всё время совершенствуется. Приходится инновации вкладывать прямо в учебный процесс. Выручает только то, что все наши мастера до сих пор в строю и своим студентам всё на практике могут показать. Там, где новшества оправданны, – мы только за. Вот набрал у нас мастерскую документалистов Алексей Учитель, а через год пришёл и сказал, что эффективнее обучать их и элементам художественного кино. Этот год он по своей новой программе занимался, так к нему талантливые ребята с других факультетов и курсов на занятия бегали.

– Эксперимент удался?

– Безусловно. Но ведь так бывает не всегда. Не раз уже бывало: сначала революционным путём внедряем новшества, а потом приходит новое руководство, и все нововведения отменяются.

– А ведь «отмотать назад», пожалуй, будет ещё сложнее?

– Именно. Программы учебные на коленке не перепишешь. И что делать тем, кого выпустить по новым правилам не успеют? Нынешний студент на прежнего не похож. Это мы безмолвствовали, декан для нас был царь и бог. А сейчас любой вопрос зададут и ответа потребуют, особенно если обучаются по контракту: по программе столько часов положено, а отчитали меньше, я в суд подать хочу.

– Так ведь формально он прав.

– Конечно. Учебная программа – не игрушка. Нельзя сегодня написать так, а завтра переписать иначе.

– Стремление во что бы то ни стало навязать Болонскую систему многие связывают с процессом глобализации, охватившим те стороны жизни, которые далеки от искусства. Вы разделяете эту точку зрения?

– Подогнать под общий стандарт всё человечество многим кажется весьма заманчивым. Есть теории, приверженцы которых полагают, что когда человечество перестанет делиться на русских, норвежцев, китайцев, индусов и так далее, когда оно будет одинаково мыслить, вот тогда проблемы выживания решатся раз и навсегда. Абсолютная глупость. Как только исчезнет индивидуальность наций, начнётся деградация. Сохранение самости – вопрос сохранения нации. Стандартизация приемлема при выпуске электроприборов. Для розеток это хорошо, для личности – губительно. Унифицированные болванки легче укладывать в штабеля, заточенными под одно лекало людьми легче управлять.

– Похоже, корень проблемы именно в этом. И пресловутая Болонская система только верхушка айсберга. Разве старый добрый советский диплом мешал стажироваться за рубежом?

– Конечно, нет! Сколько лет никого никуда не выпускали независимо от дипломов? А когда стали выпускать, препятствием стало незнание языков. Английского у нас как не знали, так и не знают. А сейчас тормозом ещё и деньги являются. Их наличие тоже не от уровня диплома зависит: при нашем уровне жизни для большинства бакалавров продолжение обучения за границей останется только мечтой, недостижимым миражом. К тому же я не думаю, что у Тарковского спрашивали диплом ВГИКа, когда предлагали взяться за картину. Вчера письмо из Голландии пришло с просьбой подтвердить подлинность диплома нашей выпускницы. Думаю, что если она действительно у нас училась, то она получит ту работу, на которую претендует…

– …и без «болонского» диплома. Где же выход из сложившейся ситуации?

– Выход есть и никаких особых затрат не требует. Просто творческое образование надо отделить от всего остального, передав творческие вузы в ведение Министерства культуры. Ведь беда в том, что чиновники из Министерства образования не знают и не понимают нашей специфики. Они учились в другой системе, по иным принципам, и поэтому им всё время кажется, что мы увиливаем от чего-то, хотим доказать, что мы особенные, и это их жутко раздражает. Мы два года вырабатывали концепцию развития творческого образования. Там всё детально расписано и обоснованно. Более того – все положения с Министерством образования согласованы, но… Правительство концепцию одобрило, а руководством к действию она для Минобра так и не стала. На последнем заседании совета по культуре мы как раз об этом и говорили: пора выходить на президента с предложением переподчинения творческих вузов Министерству культуры. Там сидят специалисты, большинство которых когда-то в этих самых творческих вузах и учились. Они знают специфику, следовательно, с них можно и спрашивать полной мерой. То, что очевидно профессионалам, неспециалистам нужно доказывать очень долго и не всегда с нужным результатом. Мы не имеем права разрушить систему, давшую мировому искусству такое количество талантов.

Беседу вела Виктория ПЕШКОВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
23.01.2021

Приглашает Музей имени Андрея Рублева

После снятия ограничений откроется временная выставка «Окно в прошлое. К 70-летию реставрационной мастерской».
23.01.2021

В РНБ новый гендир

Руководитель Суворовского музея в Санкт-Петербурге Владимир Гронский возглавил Российскую национальную бибилиотеку.
22.01.2021

Появится новая премия Белинского

Пензенский журнал «Четверговая соль» инициирует учреждение Всероссийской литпремии для критиков.
22.01.2021

«Реквием» Верди прозвучит на русском

В Московском театре «Геликон-опера» пройдет благотворительный вечер «Хранитель памяти».
21.01.2021

«Дистант» не пройдет

Сторонники Захара Прилепина соберут подписи против дистанционного обучения.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Шаурма и Сталин

Лет 10–15 назад шашлычную на Ленинградском проспекте (напротив гостиницы «Со...

Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда