САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

О писателях-номинантах Патриаршей литературной премии этого года

22.04.2021
О писателях-номинантах Патриаршей литературной премии этого года Материал председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского КЛИМЕНТА.

Жаждал универсума и стремился к нему

17.04.2021
Жаждал универсума и стремился к нему Невеселые размышления Александра СЁМОЧКИНА к сороковинам Валентина КУРБАТОВА.

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.
ЛГ плюс

Сколько смешано судеб…

18.04.2021
Сколько смешано судеб… Стихи Георгия КОЛЬЦОВА, трагически погибшего в подмосковной Кашире, мало кого оставят равнодушными.

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Радио «Орфей»: мир без границ

23.04.2021
Радио «Орфей»: мир без границ Наталья ПЕЛЕХАЦКАЯ беседует с руководителем популярной радиостанции классической музыки Ириной ГЕРАСИМОВОЙ.  

Сибирская фантастика – первый сборник готов!

20.04.2021
Сибирская фантастика – первый сборник готов! В книге «Ничьи следы» собраны рассказы сибирских писателей-фантастов начала XXI века.

Орудийный мастер

19.04.2021
Орудийный мастер Михаил СИНЕЛЬНИКОВ размышляет о Николае ГУМИЛЕВЕ в связи со 135-летием последнего.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Не Беларусь, а Белоруссия!

16.04.2021
Не Беларусь, а Белоруссия! Популярный российский певец Юрий ЛОЗА считает, что мы не обязаны называть другие страны так, как им самим хочется.

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №25 (6229) (17-06-2009)
  • Этюды о непристойной семейке

Этюды о непристойной семейке

Этюды о непристойной семейке

Телеведение
Сараскина Людмила

ТЕЛЕКЛАССИКА

Новых «Братьев Карамазовых» ждали сорок лет. Два года гадали, когда же покажут обещанную ещё в 2007-м двенадцатисерийную (сократившуюся ныне до восьми) картину.

И снова звучали обещания режиссёра – что уж его, Ю. Мороза, сериальный продукт будет первой полноценной, предельно точной, «шаг в шаг» экранизацией, что роман в ней будет присутствовать с документальной достоверностью.

И были клятвы сценариста (А. Червинский) – нигде не исказить и не оглупить Достоевского, сохранить все главные линии («даже знаменитую философскую легенду о Великом инквизиторе, переложив её в живой зрительный ряд и диалог»).

Своё обращение к Достоевскому режиссёр и сценарист воспринимали почти как подвиг, полагая, что они – последние из могикан, кто отважился прочесть целиком эту семисотстраничную книгу. Ю. Мороз был настроен, что 95% граждан России не читали роман вообще: «Если кто-то начинает мне предъявлять какие-то претензии по «Карамазовым», я отвечаю двумя контрольными вопросами: кто такой Смердяков и почему он повесился? Если человек отвечает хотя бы на первый вопрос, с ним можно разговаривать». А. Червинский, вторя коллеге, заявлял, что он один из немногих читавших роман подряд: «Десятки людей честно признавались мне, что пропускали трудные куски».

Доказательством документальной точности этой высокобюджетной картины (кинокомпания «Централ Партнёршип») явились настоящие дворянские усадьбы князей Трубецких и мецената Мамонтова, где велись съёмки, а также костюмы, точные, вплоть до изгиба турнюра, расположения складок и пуговиц. Для сцены суда над Митей был выстроен зал в натуральную величину и заказана роскошная люстра по чертежам того времени, которая опускалась на длинной цепи, чтобы можно было зажечь свечи. Двери, бра, обивка кресел в точности повторяли интерьеры времени, и даже обои были найдены на фабрике, воспроизводящей технологии XIX века. Актёров режиссёр держал в строгости: заставлял читать текст, учить роли наизусть, пресекал отсебятину.

Что в итоге? О чём книга и о чём фильм?
Центральная линия гипнотически притягательного романа Достоевского, который называют Евангелием нашего времени, – право на бунт, когда, не принимая существующего порядка вещей, все бунтуют против всех. В мире, где иссякли любовь и вера, накоплен запас огромной разрушительной силы. Ненависть проникает в семью, из которой удалена стихия материнства, и сыновья ждут случая объявить войну отцу. Митя, «горячее сердце», из-за одной женщины соперничая с отцом, а из-за другой – с братом, не доверяет обоим, понимая, что у отца нет к нему чувств отцовских, а у брата – братских. Иван, «русский Фауст», гениальный, но больной ум, мучимый безверием, втайне желает смерти обоим родственникам. Сводный брат Смердяков, бунтующий лакей, презирает всю господскую семейку разом и таит к ней дуэльную ненависть, к своей же стране испытывает отвращение и мечтает быть завоёванным «умной нацией», которая обеспечит ему красивую жизнь столичного или заграничного ресторатора. Младший брат Алёша, послушник монастыря, молитвенно сокрушаясь о домашних безобразиях, не в силах выполнить даже того малого, что завещал ему старец Зосима, – неотступно быть около обоих братьев и предотвратить беду. События романа повествуют о расшатанных нравственных началах, о безвременном одряхлении общественного организма, когда только уголовные дела ещё тревожно напоминают о какой-то общей беде, с которой как с неизбежным злом уже трудно бороться. Весь город наблюдает за двумя недостойными соперничествами – отца и сына в миру и старцев-монахов в монастыре: конфликты зреют параллельно, и все нетерпеливо ждут, за кем будет победа. Общество потеряло чувствительность к трагической безалаберщине и способно лишь смаковать сильные впечатления.

На рубеже XIX и XX веков, когда на театре ставились первые «Братья Карамазовы», тьма и боль русской жизни, честно и страстно показанные мхатовцами, не заглушали светлой, оптимистической ноты: история ещё не вынесла свой приговор России Достоевского и вера в восстановление погибшего человека была нерушима. Теперь, когда судьба братьев Карамазовых и их соотечественников в свете русской истории, под колесо которой они неминуемо должны были попасть, уже известна, что’ ищут в бессмертном романе его новые интерпретаторы? Что движет современным сериальным кинематографом, который «привязался» к Достоевскому? Какие смыслы, какую непереносимую правду о человеке он хочет и способен найти?

Один из легендарных исполнителей Дмитрия Карамазова в спектакле МХТ Л.М. Леонидов говорил: «Играть Достоевского нельзя, его можно прострадать, промучиться на сцене. Нельзя в Достоевском работать над ролью. Он тебя захватывает целиком, железными тисками, и не выпускает…»

«Мне запомнились корсеты, – простодушно признавалась прессе В. Исакова, супруга режиссёра, сыгравшая Катерину Ивановну. – Эти корсеты – просто какой-то кошмар! Что-либо съесть – невозможно! Еда встаёт в грудной клетке и там остаётся. Нормально вздохнуть – и то проблема. Ни сгорбиться, ни согнуться. Приходится сидеть и ходить прямо, как струна. Зато после этих съёмок осанка у меня просто великолепная!» «Трактовки, полутона, нюансы… телевизор их не предполагает. Я не могу делать высоколобое кино, но и книга таковой не является», – утверждал в 2007-м Ю. Мороз, декларируя по умолчанию, что для тайны человека, загадки красоты, трагедии любви и ненависти в его картине места нет. Но на нет и суда нет. Сериал по «академическому» Достоевскому – восемь раз по пятьдесят минут – промелькнул в формате «реклама пройдёт быстро», оставив досадное впечатление старательной скороговорки, вечерней пробежки-моциона, с остановками на ключевых эпизодах. Не случилось огненной грозы, не сверкали молнии, не обрушивалось небо на землю, не сшибался в смертельной схватке идеал Мадонны с идеалом Содома, и поле битвы дьявольских и божеских стихий было засеяно лишь пышной зелёной травой. Было в меру прохладно, порой чуть теплело, но температура оставалась нормальной, душа не стонала, сердце не ёкало; свет горел, но лампочки светились вполнакала. Зачёт по теме, кто такой Смердяков и почему он повесился, был как-то буднично сдан и как-то буднично, недоумённо (кому нужен такой зачёт?) принят.

…Но мне всё время чудилось, будто на Первом канале показывают олеографии, фото из семейных альбомов, какие-то сцены из XIX века (Вельтман? Крестовский?): старый распутный барин, его непутёвые сынки, их маловразумительные женщины, всеобщая путаница, неизбежная уголовщина – на фоне дивных тургеневских пейзажей и типологической музейной мебели. Исполнители главных ролей трудились усердно, но не слишком увлекаясь страстями и страданиями героев, не давая карамазовскому безудержу овладеть благополучием актёрского существования. Было слишком заметно, что всем почти мужчинам и женщинам, занятым в фильме, материал книги чужд – но играть классику модно, престижно, да и кто ж откажется… Митя Карамазов (С. Горобченко) получился, скорее, персонажем купринским, нежели достоевским, – красивый, белокурый, буйный. Алёша – благостный, статичный и, кажется, так и не узнавший, как прожить на экране короткую романную судьбу инока-послушника, «чистого херувима»: то ли носить постное лицо и ходить сутулясь, то ли взирать на мир «честными» глазами; понять, что творится в душе христолюбивого юноши с закваской «карамазовщины», актёру А. Голубеву, по-моему, не удалось. С Иваном (А. Белый) и Смердяковым (П. Деревянко) произошла ошеломительная метаморфоза. Их выразительные диалоги в первых же сценах напоминали «Игроков» Гоголя. Оба выглядели отъявленными шулерами, прекрасно понимающими друг друга. Оба хотели скорейшей смерти папеньки от руки Митеньки, да так, чтобы действительно «один гад съел другую гадину, обоим туда и дорога!». В «русском Фаусте» обозначились лишь негодяйство и цинизм; гениальный, но больной ум преобразился в ум расчётливый и плоский. Смердяков обернулся гладким, крепким проходимцем, которому немножко не повезло – не его день. Два подлеца, которые сошлись «в беспредельности» первых серий, что-то такое не поделили в последних: суицид лакея-отцеубийцы художественно не был обеспечен. Ко второй серии стало ясно, что Фёдор Павлович (С. Колтаков) играет не столько поэта и философа сластолюбия, сколько практикующего распутника, которому хочется ещё двадцать лет «на мужской линии состоять», – и потому уйдите все, не мешайте! Про женские роли лучше молчать, чем говорить: разве что у Грушеньки (Е. Лядова) посреди вульгарных интонаций порой пробивалось нечто прелестное, дразнящее – то, что и было в неотразимой женщине, из-за которой гибнет несчастный Митя. Поразила неуместностью истеричная Лиза Хохлакова в исполнении сильно взрослой актрисы (М. Шалаева): разыгрывая детскую испорченность и злобу, она выглядела крайне нелепо.

…Только к концу сериала артисты как будто привыкли к своим героям. Заснеженные пейзажи и многие кадры с натуры пронзали красотой, музыка согревала и утешала, а сцена в Мокром, когда судейские чины допрашивают Митю, убеждала. Все ощутили себя в родной стихии – «у нас труп», а значит, следствие, допрос, улики, лжесвидетели, тюрьма, кривые руки правосудия. Сложные диалоги Ивана со Смердяковым и с Чёртом были выполнены близко к тексту, но запала не хватило – и сцену суда, несмотря на дивную люстру и поединок безумного Ивана с «роковой Катей», затянутой в корсет, дружно провалили. И какой грубой режиссёрской фантазией выглядел эпизод, когда Смердяков, засовывая голову в петлю, подносит торжествующую фигу к лику Спасителя! Впрочем, клипы о Великом инквизиторе при отсутствии противовеса – старца Зосимы – и без того сильно исказили замысел Достоевского: в фильме не осталось никого, кто бы мог оспорить или хотя бы смягчить богохульный пафос карамазовского бунта.

После блистательного «Идиота», штучной работы В. Бортко, многие предрекали бум экранизаций классики. Но вопрос – станут ли они явлением искусства, да ещё и народным событием, – был поставлен уже тогда. Новые «Братья Карамазовы» дали очередной отрицательный ответ.

Людмила САРАСКИНА

 

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Этюды о непристойной семейке

Новых «Братьев Карамазовых» ждали сорок лет.

2009-06-17 / Людмила САРАСКИНА
открыть
КОД ССЫЛКИ:


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
23.04.2021

Сергею Прокофьеву – 130!

23 апреля исполняется круглая дата со дня рождения великого композитора.
23.04.2021

Ярославль. Музыка. Башмет

Международный музыкальный фестиваль в Ярославской области под руководством Юрия Башмета пройдет с 1 по 9 мая.
22.04.2021

Библионочь близится

Началась аккредитация представителей СМИ на открытие Всероссийской акции.
22.04.2021

«Carpe diem»

В Москве пройдет студенческий фестиваль поэзии.
21.04.2021

Учимся любить Россию

Выходит книга немецкого писателя Ханса-Йоахима Фрая, предисловие к которой написал Владимир Путин.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть миру

Если две недели назад приходилось задаваться вопросом, быть ли войне, то сегодня...

События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда