СКАНДАЛ
Люди у нас хорошие, только квартирный вопрос их несколько испортил… Похоже, Булгаков в «Мастере и Маргарите» всё-таки вывел универсальную формулу человеческой натуры. Как выяснилось, верна она даже для тех, кто обитает совсем не в коммунальной советской Москве и вообще не должен иметь ничего общего с какой бы то ни было чертовщиной, в том числе имущественной.
Разгорелся и никак не желает стихать нешуточный скандал вокруг Ниццкого прихода архиепископии православных русских церквей в Западной Европе. А точнее – прихожан и священнослужителей церкви Св. Николая на бульваре Царевича в Ницце, храма не только удивительно красивого по своей архитектуре, но и имеющего особое значение для всех православных христиан Франции. Лихорадит русскую свято-николаевскую общину, яростно спорят меж собой лица духовного звания, прихожане жалуются церковным иерархам, СМИ публикуют резкие статьи и гневные обращения. В конфликт оказались вовлечены даже политики и дипломаты, отчего «театр абсурда» внутри храмовых стен приобрёл совершенно гротесковую и малопристойную форму.
В начале июня одно из самых солидных и влиятельных русскоязычных СМИ за рубежом – выходящая во Франции газета «Русская мысль» – опубликовало письмо прихожанки церкви Св. Николая в Ницце Лидии Плас и статью бывшего секретаря епархиального совета и Совета православных епископов Франции Василия Тизенгаузена под красноречивым названием «Ниццкое проклятие». Г-жа Плас (что для православной христианки нетипично) восстала против заочного решения об отлучении её от Святого причастия за резкие высказывания в прессе, принятого архиепископом Гавриилом во время Страстной седмицы 2008 г. «Русская мысль» проясняет суть возникшего конфликта.
Церковь Св. Николая в Ницце была построена на земельном участке, который император российский Николай II (через местного нотариуса) уступил французам на определённый срок и на точно оговорённых условиях. Сроки долгосрочного договора, предоставляющего контракт на имущество храма, истекли. Нормальная практика в таком случае – переход прав собственности снова к России. Так, например, поступили с православным храмом Св. Александра Невского в Копенгагене, построенным при участии императрицы Марии Фёдоровны. Однако за ниццкий храм разгорелись судебные тяжбы, сопровождавшиеся смещением и изгнанием священнослужителей, расхищением церковных икон и ценностей (которые после шумных жалоб на их исчезновение волшебным образом вновь «находились») и т.д.
Свято-Николаевский приход – самый богатый в епархии, это, как ни крути, «хлебное место» для священнослужителей (как бы дико ни звучали такие слова для глубоко верующих людей). В храм на Лазурном берегу ходят и местные обитатели-миллиардеры, и русские нувориши, и прочая отнюдь не бедная публика, которая делает храму щедрые пожертвования. Он давно уже стал центром притяжения для российских туристов, которых в этих краях тоже немало. Передавать такое богатство России только потому, что она имеет на него документально подтверждённые права, местные церковные иерархи не торопились. Начавшуюся судебную тяжбу они превратили, как пишет «Русская мысль», «в бурную кампанию, направленную против России, что вызвало возмущение в рядах исторических руководителей русских эмигрантских организаций, которые заявили следующее: «Мы обеспокоены пагубными последствиями кампании в печати, направленной против России, Родины многих из нас... Мы против такой политики, очевидный цинизм которой преследует цель смутить французского читателя. Она несёт в себе дезинформацию, напоминающую советские методы в период холодной войны».
Напомним: обращение это поступило от тех, кто вообще-то к покинутой Родине всегда относился, мягко говоря, без пиетета. Однако в данном случае чаша терпения явно переполнилась.
Особенное недовольство верующих вызвало смещение их любимого священника, служившего в Никольском храме, – о. Владимира (Ягелло) и назначения нового – о. Иоанна (Гейта), а также изгнания ряда других священнослужителей – «слишком «русских» и слишком любимых верующими», по определению «Русской мысли».
4 апреля 2008 г. собор, будучи проездом в Ницце, посетил тогдашний посол России во Франции Александр Авдеев (ныне министр культуры РФ), который уделял большое внимание цивилизованному разрешению конфликта вокруг этого храма. «Служащий собора, выполняющий функции гида, не имел никаких оснований запретить ему вход в исторический памятник. Тем не менее администрация общины расценила этот поступок гида как «участие в заговоре» и за факт общения с послом подвергла его суровому дисциплинарному наказанию – отстранила от работы на несколько дней с лишением жалованья, несомненно, [это] первый этап к увольнению», – рассказывает Лидия Плас. Затем от причастия отлучили её саму – причём с грубыми нарушениями канонической процедуры, фактически приравняв к вероотступникам или убийцам и не предоставив никакой возможности объясниться. Это вызвало новый всплеск возмущения членов общины. Тем более что у них накопилось достаточно претензий к самому о. Иоанну.
Как стало известно «ЛГ», в редакции «Русской мысли» находится обращение 17 прихожан к архиепископу Гавриилу (Де Вильдеру) и Вселенскому патриарху Варфоломею, главе Константинопольского православного патриархата. В этом письме (тоже совсем «нетипичном» для православных верующих во Франции) его авторы с горечью и болью жалуются на то, что о. Иоанн (Гейт) злоупотребляет алкоголем и позволяет себе вести службы в крайне неприглядном виде.
«Русская мысль» сейчас в нелёгких раздумьях: скрыть горькую правду, пойдя поперёк собственных журналистских принципов, или всё же опубликовать письмо и тем самым нанести чувствительный урон авторитету и влиянию Русской православной церкви, посеять горечь и боль в сердцах верующих.
У самих же церковных иерархов, по всей видимости, желания прекратить всю эту дурно пахнущую эпопею по-прежнему не возникает. Как выражались в таких случаях на исторической родине, «креста на них нет!». Да и Воланда, впрочем, на них нету тоже.
Валентина ДУБОВА
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться