Нам предрекают скорый перегрев экономики и чуть ли не дефолт
Перегрев экономики – чрезмерное финансирование экономического роста, «перекредитование», избыточное вложение государственных средств в экономику, угрожающее чрезмерным дефицитом государственного бюджета и инфляцией.
Современный экономический словарь
Руслан ГРИНБЕРГ, директор Института экономики РАН:
– Развитой рыночной экономике свойственны разного рода недуги, например «голландская болезнь» или тот же «перегрев». Так вот нам до этих болезней надо дожить. Российская экономика пока ещё весьма нестандартная, то есть она вроде бы и рыночная, но, мягко говоря, не вполне цивилизованная. В ней содержится множество различных особенностей, вредящих её переходу на нормальный режим. Прежде всего имею в виду мощные монополистические тенденции и засилье импорта. Говорить о перегреве российской экономики будем тогда, когда она станет полноценной, способной производить в больших количествах современную продукцию. Когда готовых изделий выпускается очень много, а спрос на них стабильно велик и задействованы все производственные мощности, чтобы его удовлетворять, тогда и появляются первые признаки перегрева. И возникает необходимость повышения цен, то бишь инфляции как таковой.
У нас явно не тот случай. Наша высокая инфляция не связана с монетарными факторами. Она обусловлена волной подорожания продовольствия за пределами страны и неспособностью власти с этой инфляцией эффективно бороться. Затеянный в наших правительственных кругах спор о том, что нужно делать в первую очередь – снижать инфляцию или форсировать экономический рост, – считаю вообще бессмысленным. Разумеется, инфляцию нужно обуздать, ведь больше половины наших граждан расходуют на питание львиную долю своих доходов, а цены на продовольствие стремительно растут.
Нужны неординарные меры, и прежде всего выделение крупных субсидий для поддержки наших сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это позволит увеличить предложение и – самое главное – остановить рост цен. Ограничиваться выплатой потребителям «социальных трансфертов» (к примеру, в виде талонов) нельзя. И не нужно кивать на США, там государство даёт продовольственные надбавки в основном маргиналам, составляющим едва ли десятую часть населения. Когда же половина страны балансирует на грани бедности, недоедания, необходимо первым делом реально помочь отечественным производителям продуктов питания. Подчёркиваю: через регулярное субсидирование.
Михаил ДЕЛЯГИН, научный руководитель Института проблем глобализации:
– Симптомы перегрева действительно есть. Рост доходов, инвестиций и экономики в целом существенно и слишком долго опережает рост её материальных отраслей. По-прежнему быстро растут объёмы импорта. Возникают финансово-спекулятивные пузыри, которые пока не проколоты. Идёт, по-видимому, переоценка фондового рынка...
И всё же это – не главные проблемы российской экономики. Гораздо большее беспокойство вызывают отсутствие современной инфраструктуры, разрушенность прежней и повсеместное злоупотребление монополизмом. При решении этих проблем перегрев может и пройти, поскольку деньги, искусственно выводимые сейчас из экономики, могут пойти в дело, способствуя резкой интенсификации экономической активности.
Ещё один признак перегрева – большие, бурно растущие внешние займы частного сектора. Хотя и сам этот перегрев, и нашу экономику в целом на фоне общемировых экономических процессов язык не повернётся назвать обычными. В мире относительно немного стран, в которых так же, как в России, не защищено право собственности.
А уж тем более нет ни одной страны с такой, как у России, недоинвестированной экономикой и при этом выводящей безумные деньги за рубеж. Причём имею в виду не банальное бегство капитала, а вложение средств в заграничные банки и ценные бумаги.
Руслан Гринберг:
– Новый дефолт в ближайшее время в России вряд ли возможен. Вероятно, возникнут трудности с расчётом по внешним долгам у российских корпораций, назанимавших много денег за рубежом. Государству же повторение «августа 1998 года» как будто не грозит. Катастрофической девальвации рубля не ожидается. И понижения мировых цен на нефть не предвидится.
Вот ускорение инфляции, увы, отнюдь не исключено. Ограниченность товарного предложения, продолжение тенденций, свойственных примитивной сырьевой экономике, по-прежнему остаётся нашей основной проблемой.
Михаил Делягин:
– Дефолта (как неспособности расплатиться по долгам) у нашего государства в ближайшее время не будет, это может случиться с отдельными корпорациями, но не более того. Да и корпорации-должники при нынешней конъюнктуре будут просто-напросто переходить в собственность своих кредиторов, по большому счёту никто этого и не заметит.
Пока никаких серьёзных шагов по выправлению нашей несколько нездоровой экономической ситуации со стороны правительства не вижу. С инфляцией, вызванной произволом монополистов, оно борется, на мой взгляд, совершенно неадекватными методами. Ускоренный же рост тарифов на услуги естественных монополий, напротив, эту инфляцию разгоняет ещё больше.
Позитивно, пожалуй, лишь то, что власти намерены вскоре утвердить минимальный закон об оплате труда. Но этого крайне мало...
Сумма прописью
Инфляция у нас действительно есть, причём весьма неслабая. Но как-то мало верится во всё остальное, о чём говорится в Современном экономическом словаре: и в чрезмерное финансирование экономического роста, и в избыточное вложение госсредств в наши предприятия. И уж тем более давно не пахнет дефицитом государственного бюджета. Видимо, этот словарь для России недостаточно современен. Чтобы не сказать – безнадёжно устарел...
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться