СОБЫТИЕ
«Современное народное искусство России» – выставка, о которой не раз писала «ЛГ» (№ 6 от 13.02.2008 и № 20 от 14.05.2008), открылась. В стенах Вологодской областной картинной галереи можно увидеть всё, чем издавна славилась Россия, – павловопосадские платки и вологодские кружева, скопинскую керамику и жостовские подносы, торжковское золотое шитьё, северную чернь и ростовскую финифть. Свыше 3000 экспонатов, 800 мастеров из более чем сорока регионов России. Статистика внушительная, но дело, разумеется, не только в ней.
Последний раз выставку такого масштаба проводили двадцать лет назад в столичном Манеже. Со всей пышностью, на какую тогда было способно наше полным ходом перестраивающееся государство. Мастера и друг на друга глядели, и творения рук своих демонстрировали, и планы строили, о будущем мечтали (ну располагают к подобным мечтаниям такие мероприятия). Что вскоре стало со всеми этими мечтами-планами, наверное, никому объяснять не нужно.
Нынешняя выставка в отличие от той, давней, не «выставка достижений», а, если можно так выразиться, смотр полков после кровопролитной битвы. Сейчас всем – и самим мастерам, и искусствоведам (впрочем, и чиновникам от культуры это не повредит) – важно понять, кто уцелел в сражении с рынком, кто сохранил «верность присяге» – традициям, стилю, художественному вкусу, а кто прибился к арьергарду исключительно ради того, чтобы выжить. Поэтому завершаться выставка будет не только традиционной для таких мероприятий церемонией «раздачи слонов», но и серьёзной научной конференцией, которая будет посвящена проблемам возрождения и сохранения народных промыслов. Недаром же и для Министерства культуры РФ, и для Академии художеств, и для Союза художников России эта выставка стала одним из приоритетных проектов.
Два выставкома, один в Москве, в Союзе художников, второй – в Вологде, работали едва ли не по двадцать пять часов в сутки – столь велико было число желающих принять участие в выставке. Самым частым вопросом, который мастера задавали членам отборочной комиссии: а сколько нужно заплатить за возможность выставить свои работы. Как быстро мы привыкли к «рынку»! Но выставка эта – не коммерческое шоу, а потому критериев отбора было только два: верность «школе» соответствующего промысла и мастерство исполнения. Отбор был строг, но справедлив: ни одна достойная работа не осталась, как говорится, за шлагбаумом.
Эмблемой предыдущей выставки была щепная северная птица – символ счастья. Не по её ли заступничеству и уцелели старинные ремёсла в безвременье 90-х? В таком случае символ нынешней – «поющее дерево» знаменитой вологодской кружевницы Виктории Ельфиной – должен стать залогом их процветания в будущем. Будем надеяться – не столь отдалённом.
Выбор Вологды в качестве места проведения Всероссийской выставки неслучаен. Когда у народного художника Геннадия Лиришева, секретаря СХ РФ по народным промыслам, родилась идея этого проекта, Владимир Воропанов, директор Вологодской областной картинной галереи, человек, фанатически преданный идее возрождения народных ремёсел, откликнулся первым: милости просим, под нашей крышей всем места хватит. И Департамент культуры правительства Вологодской области принял самое деятельное участие в подготовке выставки. Но причина ещё более весома. Вологда постепенно становится одним из ведущих культурных центров России, особенно в том, что касается поддержки и развития народных промыслов. Достаточно сказать, что в регионе принят и действует соответствующий закон. Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалёв из тех руководителей, для кого крошечный промысел, на котором работают три десятка мастеров, не менее важен, чем промышленный гигант, дающий половину местного бюджета.
А на общегосударственном уровне закона о народных промыслах, увы, до сих пор нет и неизвестно, когда появится. А посему одна из главных задач и выставки, и конференции – напомнить тем, от кого это зависит, что такой закон должен быть принят. И чем быстрее, тем лучше, а то защищать и развивать будет уже просто нечего. Призрак глобализации, бродящий по Европе, подбирается и к нам. Единственная возможность противостоять ему – сохранить себя, а народное искусство – это не что иное, как одна из матриц самоидентификации нации.
Но пока, слава богу, выставочные залы Вологодской областной картинной галереи похожи на пещеры Аладдина. Чтобы разместить все эти сокровища, организаторам пришлось задействовать сразу две площадки: собственно галерею и её филиал – музейно-творческий центр «Дом Корбакова». В галерее разместились коренные городские и посадские промыслы – гжель, хохлома, палех и иже с ними. Вот за стеклом насупились медведи, вырезанные тувинским мастером из бивня мамонта. А рядом во всю стену скатерть из вологодского кружева – «снежинка», попавшая под линзу телескопа. Поворачиваю за угол: в одной витрине кубачинские кумганы мерцают, в другой – серебряные украшения бурятских ювелиров – фантастическое соединение филигранности и монументальности. А по соседству павловопосадская шаль сказочной красоты: сад, столь же дивный, как тот, в который попала Алиса в Стране чудес. И табличка: две строки убористым шрифтом – перечень приёмов, с помощью которых она изготовлена. Чудеса – чудесами, но без труда…
В филиале собрано то, что составляло некогда традиционный крестьянский уклад: вышитые полотенца, домотканые дорожки, лоскутное шитьё, игрушки из глины, бересты, дерева. На одном стенде я обнаружила очаровательных коников, сплетённых из лозы. И возникло ощущение, что в их кажущейся незамысловатости заключена некая тайна, которую не каждому дано открыть.
При выставке открыт художественный салон, где всю эту красоту невиданную можно приобрести. Предвижу возражения: кому, кроме коллекционеров и специалистов, всё это нужно! Это наши прабабушки в квасники скопинские квас наливали, в гжельских чайниках чай заваривали, в вологодских кружевах по праздникам красовались и экономии ради из лоскутков одеяла шили, чтобы добро зря не пропадало. А сейчас всё это – без надобности. Да и против глобализации не попрёшь – процесс-то глобальный. Позволю себе не согласиться. Глобализации противостоять можно, и не одни только митинги антиглобалистов этому подтверждение. Баски, шотландские горцы, алеуты, индейцы племени навахо, жители Огненной земли весьма успешно доказывают всему миру: прогресс прогрессом, но мы остаёмся самими собой.
Не мы ли сами добровольно, а порой и со рвением, достойным лучшего применения, унифицируем себя? Вологодские кружева не менее изысканны, чем гентские и брабантские, которые в большой чести и у Лагерфельда, и у Пако Рабанна. Ладно, вы у сих маэстро не одеваетесь. А в чём вы держите муку и гречку на кухне – в безликих стеклянных банках «made in China»? Между тем как в берестяных туесах и надёжнее, и красивее. Я не спрашиваю, в чём вы завариваете чай и из чего пьете квас. Ответ, полагаю, очевиден.
Путешествие по выставке очень похоже на странствие по параллельным мирам. Не тем, что существуют в головах писателей-фантастов и голливудских киношников, техногенно-кровавым и мрачным, населённым монстрами, норовящими смести всё живое с лица земли. Эти миры полны добра и света. Тут никто никуда не спешит. Ни резчик, запечатлевающий на роге северного оленя древнюю легенду. Ни кружевница, извлекающая из своих коклюшек цветы красы немыслимой. Ни чеканщик, подчиняющий себе прочную сталь. Ни гончар, с помощью своего «магического» круга оживляющий кусок мёртвой глины. Они работают так, как работали их деды, и прадеды, и прапрадеды. Но это не значит, что для них остановилось время. Просто они не дают ему себя подгонять. И время их слушается. Почему-то…
Виктория ПЕШКОВА, ВОЛОГДА–МОСКВА
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться