ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №26 (6178) (25-06-2008)
  • Параллельные миры

Параллельные миры

Пешкова Виктория

Параллельные миры

Штрих-код
Пешкова Виктория

СОБЫТИЕ

«Современное народное искусство России» – выставка, о которой не раз писала «ЛГ» (№ 6 от 13.02.2008 и № 20 от 14.05.2008), открылась. В стенах Вологодской областной картинной галереи можно увидеть всё, чем издавна славилась Россия, – павловопосадские платки и вологодские кружева, скопинскую керамику и жостовские подносы, торжковское золотое шитьё, северную чернь и ростовскую финифть. Свыше 3000 экспонатов, 800 мастеров из более чем сорока регионов России. Статистика внушительная, но дело, разумеется, не только в ней.

Последний раз выставку такого масштаба проводили двадцать лет назад в столичном Манеже. Со всей пышностью, на какую тогда было способно наше полным ходом перестраивающееся государство. Мастера и друг на друга глядели, и творения рук своих демонстрировали, и планы строили, о будущем мечтали (ну располагают к подобным мечтаниям такие мероприятия). Что вскоре стало со всеми этими мечтами-планами, наверное, никому объяснять не нужно. 

Нынешняя выставка в отличие от той, давней, не «выставка достижений», а, если можно так выразиться, смотр полков после кровопролитной битвы. Сейчас всем – и самим мастерам, и искусствоведам (впрочем, и чиновникам от культуры это не повредит) – важно понять, кто уцелел в сражении с рынком, кто сохранил «верность присяге» – традициям, стилю, художественному вкусу, а кто прибился к арьергарду исключительно ради того, чтобы выжить. Поэтому завершаться выставка будет не только традиционной для таких мероприятий церемонией «раздачи слонов», но и серьёзной научной конференцией, которая будет посвящена проблемам возрождения и сохранения народных промыслов. Недаром же и для Министерства культуры РФ, и для Академии художеств, и для Союза художников России эта выставка стала одним из приоритетных проектов. 

Два выставкома, один в Москве, в Союзе художников, второй – в Вологде, работали едва ли не по двадцать пять часов в сутки – столь велико было число желающих принять участие в выставке. Самым частым вопросом, который мастера задавали членам отборочной комиссии: а сколько нужно заплатить за возможность выставить свои работы. Как быстро мы привыкли к «рынку»! Но выставка эта – не коммерческое шоу, а потому критериев отбора было только два: верность «школе» соответствующего промысла и мастерство исполнения. Отбор был строг, но справедлив: ни одна достойная работа не осталась, как говорится, за шлагбаумом. 

Эмблемой предыдущей выставки была щепная северная птица – символ счастья. Не по её ли заступничеству и уцелели старинные ремёсла в безвременье 90-х? В таком случае символ нынешней – «поющее дерево» знаменитой вологодской кружевницы Виктории Ельфиной – должен стать залогом их процветания в будущем. Будем надеяться – не столь отдалённом. 

Выбор Вологды в качестве места проведения Всероссийской выставки неслучаен. Когда у народного художника Геннадия Лиришева, секретаря СХ РФ по народным промыслам, родилась идея этого проекта, Владимир Воропанов, директор Вологодской областной картинной галереи, человек, фанатически преданный идее возрождения народных ремёсел, откликнулся первым: милости просим, под нашей крышей всем места хватит. И Департамент культуры правительства Вологодской области принял самое деятельное участие в подготовке выставки. Но причина ещё более весома. Вологда постепенно становится одним из ведущих культурных центров России, особенно в том, что касается поддержки и развития народных промыслов. Достаточно сказать, что в регионе принят и действует соответствующий закон. Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалёв из тех руководителей, для кого крошечный промысел, на котором работают три десятка мастеров, не менее важен, чем промышленный гигант, дающий половину местного бюджета. 

А на общегосударственном уровне закона о народных промыслах, увы, до сих пор нет и неизвестно, когда появится. А посему одна из главных задач и выставки, и конференции – напомнить тем, от кого это зависит, что такой закон должен быть принят. И чем быстрее, тем лучше, а то защищать и развивать будет уже просто нечего. Призрак глобализации, бродящий по Европе, подбирается и к нам. Единственная возможность противостоять ему – сохранить себя, а народное искусство – это не что иное, как одна из матриц самоидентификации нации. 

Но пока, слава богу, выставочные залы Вологодской областной картинной галереи похожи на пещеры Аладдина. Чтобы разместить все эти сокровища, организаторам пришлось задействовать сразу две площадки: собственно галерею и её филиал – музейно-творческий центр «Дом Корбакова». В галерее разместились коренные городские и посадские промыслы – гжель, хохлома, палех и иже с ними. Вот за стеклом насупились медведи, вырезанные тувинским мастером из бивня мамонта. А рядом во всю стену скатерть из вологодского кружева – «снежинка», попавшая под линзу телескопа. Поворачиваю за угол: в одной витрине кубачинские кумганы мерцают, в другой – серебряные украшения бурятских ювелиров – фантастическое соединение филигранности и монументальности. А по соседству павловопосадская шаль сказочной красоты: сад, столь же дивный, как тот, в который попала Алиса в Стране чудес. И табличка: две строки убористым шрифтом – перечень приёмов, с помощью которых она изготовлена. Чудеса – чудесами, но без труда… 

В филиале собрано то, что составляло некогда традиционный крестьянский уклад: вышитые полотенца, домотканые дорожки, лоскутное шитьё, игрушки из глины, бересты, дерева. На одном стенде я обнаружила очаровательных коников, сплетённых из лозы. И возникло ощущение, что в их кажущейся незамысловатости заключена некая тайна, которую не каждому дано открыть. 

При выставке открыт художественный салон, где всю эту красоту невиданную можно приобрести. Предвижу возражения: кому, кроме коллекционеров и специалистов, всё это нужно! Это наши прабабушки в квасники скопинские квас наливали, в гжельских чайниках чай заваривали, в вологодских кружевах по праздникам красовались и экономии ради из лоскутков одеяла шили, чтобы добро зря не пропадало. А сейчас всё это – без надобности. Да и против глобализации не попрёшь – процесс-то глобальный. Позволю себе не согласиться. Глобализации противостоять можно, и не одни только митинги антиглобалистов этому подтверждение. Баски, шотландские горцы, алеуты, индейцы племени навахо, жители Огненной земли весьма успешно доказывают всему миру: прогресс прогрессом, но мы остаёмся самими собой. 

Не мы ли сами добровольно, а порой и со рвением, достойным лучшего применения, унифицируем себя? Вологодские кружева не менее изысканны, чем гентские и брабантские, которые в большой чести и у Лагерфельда, и у Пако Рабанна. Ладно, вы у сих маэстро не одеваетесь. А в чём вы держите муку и гречку на кухне – в безликих стеклянных банках «made in China»? Между тем как в берестяных туесах и надёжнее, и красивее. Я не спрашиваю, в чём вы завариваете чай и из чего пьете квас. Ответ, полагаю, очевиден. 

Путешествие по выставке очень похоже на странствие по параллельным мирам. Не тем, что существуют в головах писателей-фантастов и голливудских киношников, техногенно-кровавым и мрачным, населённым монстрами, норовящими смести всё живое с лица земли. Эти миры полны добра и света. Тут никто никуда не спешит. Ни резчик, запечатлевающий на роге северного оленя древнюю легенду. Ни кружевница, извлекающая из своих коклюшек цветы красы немыслимой. Ни чеканщик, подчиняющий себе прочную сталь. Ни гончар, с помощью своего «магического» круга оживляющий кусок мёртвой глины. Они работают так, как работали их деды, и прадеды, и прапрадеды. Но это не значит, что для них остановилось время. Просто они не дают ему себя подгонять. И время их слушается. Почему-то… 

Виктория ПЕШКОВА, ВОЛОГДА–МОСКВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
28.03.2023

«Вокруг него бурлило время...»

Павел Басинский и Ирина Минералова вспомнят Максима Горького как «главную, ключевую фигуру Серебряного века».
28.03.2023

«Орфей» для малышей

Популярная радиостанция запускает цикл концертов «Музыкальные истории дядюшки Дениса для самых маленьких и не очень».
27.03.2023

Юрий Соломин в Библиотеке для молодежи

В Особняке Носова состоится встреча с Юрием Соломиным, народным артистом СССР, худруком Малого театра.
27.03.2023

Награждены лауреаты премии Дементьева

Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери отмечает свое 10-летие и готовится к юбилейным торжествам.
26.03.2023

Филология как страсть

В Доме Ростовых состоится представление книг Дмитрия Бака и его товарищей.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Шестеро на яхте

Раньше в США созданием «легенд» вокруг специальных мероприятий занимались люди к...

Общество
Мысловский Евгений

Бывает ли справедливость без истины?

Когда в законе не прописаны важнейшие понятия, это ведёт к ошибкам в приговорах
...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда