САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Отгибает от покоя

22.02.2021
Отгибает от покоя Заслуженный деятель искусств России Александр ПУДИН поздравляет поэта Александра МЕДВЕДЕНКО с днем рождения.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №26 (6178) (25-06-2008)
  • Помнить родство

Помнить родство

Помнить родство

Совместный проект ЛАД
Белякович Валерий

БЕЛОРУСЫ В РОССИИ

Валерий Романович БЕЛЯКОВИЧ – художественный руководитель и главный режиссёр Театра на Юго-Западе, народный артист России (2003), лауреат премии Московских профсоюзов деятелей искусств (1991), лауреат премии Мэрии Москвы (2000). Закончил филологический факультет педагогического института (МГЗПИ) в 1976 году. В 1977 основал Театр-студию на Юго-Западе и поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа (ныне РАТИ), на курс народного артиста СССР Б.И.Равенских, который закончил в 1981 году.

– Валерий, мы знакомы уже больше двадцати лет. О многом мы говорили, но сегодня я хочу расспросить вас о Беларуси, о белорусах, о белорусской династии в московском Театре на Юго-Западе. Шутка ли сказать, сразу три Беляковича в одном театре: Валерий, Сергей и Михаил, сын Сергеев! Кстати, есть ли подобные династии в других московских театрах? 

– Мне кажется, нет. 

– Если вы помните, у меня в прошлом тоже был актёрский и режиссёрский опыт. И мой дед белорус, как и ваш отец. Так что у нас есть некие общие корни. И мои родственники, как и ваши, до сих пор живут в Беларуси. 

– Ну, это меняет дело. (Смеётся.) И раз так, то давайте и о Беларуси поговорим. Мой отец родился в Пинском районе Брестской области, в деревне Плоскинь. И мы с моим братом Сергеем туда очень часто ездили в детстве во время каникул вместе с родителями. Это самые радужные мои воспоминания. Я до сих пор всё очень отчётливо помню. Там, где находилась деревня отца, прекрасные сосновые леса, в которых и сейчас, наверное, собирают смолу, там всякие яблоки-груши в изобилии, там рыба… Знаешь, есть у этих мест какое-то особенное притяжение, и народ такой светлый, беззлобный и приветливый. Они любят и умеют отдыхать, прекрасно поют, и отец тоже хорошо пел. У меня даже где-то есть потрясающая фотография: мы с братом стоим в вышитых национальных рубахах. Они своей национальностью гордятся, но совсем ненавязчиво. Они как-то мудрее, спокойнее, чище. Они помнят родство, и то, что мы для них братья – это не пустой звук. 

– Совершенно с вами согласна. Я тоже помню деревню, где родился мой дед. Удивительные по красоте места под Оршей. И люди именно такие, как вы говорите. Знаете, когда я работала в журнальном корпусе издательства «Молодая гвардия», к нам приезжали люди из разных концов страны. Белорусов я отличала сразу. И не потому, что знала, кто они и откуда. Голос сердца, что ли? Что-то родное было в этих людях, иначе даже не объяснишь. 

– Наши белорусские родственники постоянно приезжают к нам. Они очень сплочённый народ, держатся друг за друга. И когда я получал паспорт, то была возможность выбрать национальность: мама русская, отец белорус. Я выбрал национальность отца, поскольку знал, что во время войны погиб каждый четвёртый белорус, и мне казалось, если я стану белорусом, то увеличу их количество. И Сергей потом тоже последовал моему примеру. Мне нравится, что я белорус, хотя считаю, что большой разницы между славянами нет, и все нынешние национальные игрища мне просто смешны. 

– Ваш театр побывал на гастролях во многих городах России, объехал почти всю Европу, вас знают в Америке, Японии и Южной Корее. А были ли вы в Беларуси? 

– Мои первые гастроли, когда я ещё работал актёром в театре Юденича, были в Минске. А вот моему театру попасть в Беларусь ни разу не удалось. Я весной ездил в Минск, походил по театрам, посмотрел спектакли в ТЮЗе, в Национальном театре, в Русском театре и хотел организовать гастроли. Но я нигде не встретил понимания, хотя ходил вместе с Алексеем Дударевым, председателем Союза театральных деятелей Беларуси, драматургом. Мы с ним познакомились на Эдинбургском фестивале в Шотландии в 1987 году и с тех пор дружим. Мне понравилась площадка в Русском театре. Я позвонил туда, но директор ответил, что им эти наши гастроли не интересны: мол, платить за электричество нужно много, а вы знаете, как нам Россия электричество срезает. Я положил трубку и решил, что больше навязываться не буду, хотя и обещал своим артистам, что организую эти гастроли. 

– Но есть же ещё фестиваль «Славянский базар в Витебске». 

– Это больше эстрадный фестиваль, чем театральный. А ещё приезжала к нам Антонина Михальцева, генеральный секретарь Белорусского центра Международного института театра, директор международного фестиваля моноспектаклей, а также шекспировского фестиваля. Она сказала, что берёт у меня два спектакля – «Ромео и Джульетту» и «Гамлета». Я согласился: «Да, это правильно. У нас самый шекспировский театр в Москве». А потом я узнаю, что она выбрала спектакль «Сон в летнюю ночь», который я поставил во МХАТе. В общем, все мои попытки организовать гастроли в Беларуси закончились неудачей. Хотя я говорил всем, что зов крови для меня действительно не пустые слова. Но… 

– Печально всё это. Но давайте лучше поговорим о Беляковичах в Театре на Юго-Западе. С чего всё началось? 

– Я с детских лет хотел лицедействовать, хотя поначалу не мог себя найти. Но однажды попал в кружок в Доме пионеров на Ленинских горах и понял, что это моё. Я уже там хотел поставить спектакль «Над пропастью во ржи». И дальше то, что я учился в школе, в ПТУ, никакой роли не играло, театр меня захватил и не отпустил. А начинали Театр на Юго-Западе мы вместе с братом. И билеты тогда были бесплатными, и мы все где-то работали, а потом приходили сюда и играли. 

– Да, я помню. И тогдашний интерьер, и жёсткие сиденья, и гвоздики в фойе-прихожей для одежды. И те спектакли, по которым, если честно, скучаю. Но прошли годы, у Сергея Беляковича вырос сын Михаил, и сегодня он не только играет, но и сам ставит спектакли. Так что можно считать, начало династии Беляковичей положено. 

– Да, конечно. А вот мой сын Роман, которого мы назвали в честь деда, не захотел выходить на сцену, у него нет тяги к театру. Он работает телевизионным режиссёром. Миша же в следующем году получает диплом режиссёра театрального. Я его как бы готовлю себе в преемники, мне ведь скоро шестьдесят. К тому же у театра будет новое здание, я верю и надеюсь, что оно всё-таки построится, и там будет очень много работы. У Михаила есть режиссёрская жилка, и поэтому, наверное, действительно стоит говорить о начале династии. Тем более что у него уже есть шестилетняя дочь Маша, и кто знает, может быть, она продолжит эту нашу линию. Она уже сейчас очень артистичная девочка. Но у нас есть и авиловская династия: Виктор Авилов, Галина Галкина и их дочь Ольга Авилова. Мой Мишка с детских лет сюда таскался, как и Ольга. Эти дети были просто обречены стать актёрами. Миша уже два спектакля поставил по рассказам Александра Селина, сейчас готовится третий спектакль по его же по пьесе. Как они справятся – не знаю, но пьеса хорошая. И прав Миша, говоря, что учиться можно только на практике, только что-то делая, ошибаясь, исправляя. Поэтому я стараюсь им помогать. У нас не хватает денег на спектакли, но они уже привыкли к этому и сами разыскивают спонсоров, которые помогают осуществлять их постановки. Эти постановки – работа внеплановая, но ребята всё равно находят время. Мишка, кстати, и как актёр очень индивидуален. 

– А как складывалась творческая судьба Сергея на протяжении этих лет? 

– Сергей обладает очень сильной органикой, мужским обаянием, и все роли, где это требуется, у него получались очень хорошо. Я никогда не забуду, как он меня потряс в роли Муромского в «Деле Сухово-Кобылина», это была серьёзная этапная работа. Сильной оказалась и роль клоуна в пьесе «Требуется старый клоун». И это тоже новый высокий рубеж. Я с Сергеем сделал прекрасный спектакль «Братья». С ним вообще интересно играть, потому что он ни на кого не похожий актёр, я не могу найти ему аналогов, он по-своему уникален. Недавно был юбилей у нашего актёра Виктора Борисова, и к этому юбилею мы решили вспомнить наш старый спектакль «Самозванец». Сергей играл там главную роль. Получилось так, что все актёры, занятые когда-то в этом спектакле, были на месте. Спектакль имел потрясающий успех. Ребята внесли в него то, что набрали за эти годы: мудрость, зрелость – то, чего не хватало тогда. Меня даже завалили письмами через интернет, чтобы я возобновил этот спектакль. Это говорит о том, что талант Сергея, его обаяние ещё не растрачены, ещё живы, хотя здоровье у него уже не то. Сейчас у него как бы ренессанс. А ещё он горазд на всякие придумки. Вот маленький пример. В спектакле «Ромео и Джульетта» он предложил, чтобы в эпизоде боя на шпагах была полная темнота. А мы бьёмся там металлическими трубками. Он придумал, что во время боя должны искры вспыхивать. А как их сделать? Взяли зажигалки без газа, которые только искрят, и в темноте это дало великолепный эффект. Зрители были ошарашены. 

– Вы сами ещё будете играть?
 
– Наверное, буду. Меня не отпускают старые роли: король Беранже, Мольер, сеньор Хуан… Они живут во мне, они требуют, чтобы я выходил на сцену, играл… Я постоянно о них думаю. Они живые. Я же прежде всего артист, тоскую по выходу на площадку, мне не хватает сброса дурной энергии через себя, обмена со зрителем. Это тоже ведь круговорот: мы – зрители – космос – сцена. И когда отыграешь, что-то в тебя вливается, что-то уходит. 

– Есть у белорусов такая черта – упрямство. И, может быть, благодаря именно ему вы смогли поднять свой театр. Театр, который нашёл своего зрителя, театр, встрече с которым радуешься, как встрече с самым дорогим человеком. И я верю, что так будет всегда. 

– Почему бы и нет?.. 

Беседу вела Ирина ОРЛОВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
27.02.2021

Сеславинский сожалеет о смерти Петрова

Роспечать выражает соболезнования в связи с кончиной главреда издательства «Молодая гвардия».
27.02.2021

Замшев в гостях у Шаргунова

Главный редактор «Литературной газеты» выступил в популярной передаче «Открытая книга».
27.02.2021

«Великий Гэтсби» станет мультфильмом

Знаменитый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда выйдет в неожиданном формате.
26.02.2021

Тарская крепость

Первый Сибирский фестиваль искусств открывает прием заявок на литературный, музыкальный и художественный конкурсы. 

26.02.2021

Не стало Андрея Петрова

Через месяц главному редактору «Молодой гвардии» должно было исполниться 62 года.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда