ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Новинки для маленьких

31.03.2023
Новинки для маленьких В честь Недели детской книги предлагаем для голосования три новинки для самых юных читателей.

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №26 (6178) (25-06-2008)
  • Против течения

Против течения

Против течения

Искусство
Бородин Андрей

КНИЖНЫЙ РЯД

В. Родионов. Громкое дело «Тихого Дона». – М.: Алгоритм, 2007. – 368 с.

Бывают такие книги, перевернёшь последнюю страницу и задумаешься: о чём она, для кого написана? Перебираешь в уме варианты ответов на эти вопросы и никак не можешь выбрать тот, который полностью бы тебя устроил. Книга Вячеслава Родионова на меня произвела именно такое впечатление. 

На первый взгляд всё просто: автор, непосредственный участник событий, рассказывает о том, как Сергей Герасимов снимал свой «Тихий Дон». Шестнадцатилетним мальчишкой Слава Родионов бросил химкомбинат, на котором работал, чтобы помочь матери прокормить семью, и устроился в съёмочную группу, убедив помощников Герасимова взять его ассистентом одного из операторов картины – Майи Меркель. В принципе он мог бы ограничиться лишь собственными воспоминаниями, видел он действительно многое. Мог, но не ограничился. 

Не являясь ни киноведом, ни кинокритиком, он скрупулёзно проштудировал массу источников, включая публикации в центральной прессе и выступления самого Герасимова и его коллег, встречался с ныне здравствующими участниками съёмок и родственниками тех, кого уже нет в живых. На страницах книги официоз соседствует с милыми «бытовыми» подробностями. Читатель узнает, как в постельных сценах между Быстрицкой и Глебовым одеяло прокладывали, как Игорь Дмитриев вырабатывал офицерскую осанку старинным способом: с помощью наполненных водой стаканов на погонах. Автор дал слово не только звёздам первой величины, но и жителям Каменска, где была штаб-квартира киногруппы, и хутора Диченский, где проходили основные натурные съёмки. По его мнению, вот они-то, массовка (читай – народ), и были главными героями ленты. 

Повествование Родионова, однако, не исчерпывается описанием съёмочных будней. Любопытен разбор любовных линий, проходящих через роман и картину, исходя из божьих заповедей, а не с позиций нравственного кодекса строителя коммунизма. Страдалица-Наталья для него вовсе не образцовая мать и жена, у которой незаслуженно увели мужа, а грешница, убившая своего нерождённого ребёнка, погубившая себя и оставившая сиротами ни в чём не повинных детей. И всё-таки первая часть книги воспринимается как занимательное чтение для поклонников советского кино. Но расслабившегося читателя уже поджидает сюрприз. 

Когда приступаешь ко второй части, возникает ощущение, что за перо (или клавиатуру компьютера) взялся совсем другой человек. Автор из рассказчика-очевидца превращается в трибуна, в пламенного защитника чести и достоинства донского казачества и начинает сыпать фактами, разоблачающими «неточности», допущенные и в романе, и в картине. Это уже не воспоминания восторженного юноши, грезившего кинематографом, а гневные филиппики зрелого мужа, пытающегося в меру своих сил и возможностей восстановить историческую справедливость. Если автор и заговаривает о съёмках, то только для того, чтобы снова и снова доказать читателю: на самом деле было не так, как снято Герасимовым (и соответственно написано Шолоховым). 

По-человечески эту пылкость понять можно. Вячеслав Родионов родился и вырос в тех местах, где происходит действие романа. Сам казак, и предки его казаками были, и понятно, что душа у него болит за попранную славу предков. Причём со свойственной ему скрупулёзностью он приводит многочисленные цитаты и из трудов историков, и из воспоминаний своих земляков-казаков – как тех, кто чудом выжил в сталинских лагерях, так и тех, кто оказался в эмиграции. Но к кому адресуется автор? Для почитателей картины на этих страницах слишком много истории и мало уважения к любимому фильму, для профессиональных историков – слишком много эмоций и мало фактов. 

Но непонятнее всего другое. Почему ареной для этого своеобразного сражения за справедливость Родионов выбрал фильм Герасимова? Сергей Аполлинариевич не документальное кино снимал, а экранизировал культовый роман советского писателя номер один. Ни Шолохов, ни Герасимов не могли рассматривать трагедию донского казачества вне пресловутого девиза «до основанья, а затем». Если уж рассматривать созданное ими как документ эпохи, то именно как документ советской эпохи, которая базировалась на ценностях и приоритетах, кардинально отличных от тех, что нынче исповедует автор. В юности он к Сергею Герасимову и его творчеству относился совершенно иначе и даже мечтал по окончании съёмок учиться в его мастерской. Так что было бы гораздо логичнее (этические соображения можем в расчёт и не брать) развести по разным изданиям светлые воспоминания о киношной юности и исторические штудии, коим автор посвятил свои зрелые годы. 

Андрей БОРОДИН


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
31.03.2023

«Увидеть неизвестное» на Крымском валу

Эта выставка продолжает проект «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное», первая часть которого завершилась в феврале 2023 года.
31.03.2023

Книги об «особых» героях – в помощь инклюзивному обществу

В РГБМ соберутся специалисты в сфере работы с людьми с аутизмом, родители аутичных детей и подростков.
30.03.2023

Представят «Слова и смыслы»

4 апреля состоится презентация нового литературно-публицистического альманаха.
30.03.2023

Себе навстречу

Литклуб «Некрасовские пятницы» подходит к важному рубежу и зовет в гости… своего ведущего.
29.03.2023

Академик – академику

В выставочном пространстве в Серебряническом переулке прошла презентация памятника Н.И.Толстому.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда