ВЗГЛЯД
Сегодня стало хорошим тоном говорить о модернизации и развитии. Но красивые слова о нанотехнологиях и инновациях так и останутся лишь красивыми брендами, если у нас не найдётся достаточно людей, готовых управлять современным производством. Способны ли на это наши нынешние «топ-менеджеры»? Или они являются узкими специалистами по денежным потокам?
Об этом корреспондент «ЛГ» беседует с последним руководителем правительства СССР, членом Совета Федерации, почётным председателем Московского интеллектуально-делового клуба Николаем РЫЖКОВЫМ.
– Николай Иванович, вы начинали свой трудовой путь после окончания Уральского политехнического института мастером на «Уралмаше». Как в те времена становились руководителями производства? Какие ступени для этого требовалось преодолеть?
– Бесспорно, была система, которая отслеживала жизненный путь человека с молодых лет.
За мной, молодым мастером, присматривали старшие и более опытные товарищи. Я работал, и моя работа позволяла судить, получится из меня настоящий мастер или нет. Только если молодой специалист состоялся как мастер, у него появлялась перспектива занять должность начальника участка, затем начальника цеха... Была система, и она работала. Не всякий выдерживал подобное испытание. Со мной рядом работали такие же молодые ребята, но не все оставались на производстве. Некоторые уходили в технологи, конструкторы...
Что же касается руководителей ранга заместителя директора, главного инженера, директора завода... Это уже были люди, находившиеся в поле зрения министерств, ведомств, ЦК республик и Секретариата ЦК КПСС. Их профессиональная подготовка, организаторские качества были достаточно высокими – ведь они должны были соответствовать задачам, которые перед ними ставились. Я уже не говорю о поведении в быту. В то время были невозможны выходки, подобные выходкам наших новоиспечённых так называемых топ-менеджеров.
– То есть случайные люди в сфере управления крупными предприятиями были, скорее, исключением, чем правилом?
– Случайные люди на предприятиях мне встречались, но, знаете, они как-то сразу отходили в сторону, освобождали место другим, более достойным. Ведь чтобы руководить большим производством, надо было отдавать ему всего себя. Надо было уметь руководить людьми, а это не каждому дано.
– Какое из качеств руководителя кажется вам наиболее важным?
– Во все времена в особой цене профессионализм. Свою профессию нужно знать досконально и любить. Когда я работал на производстве, металлурги обязаны были знать металлургию, механики обязаны были знать оборудование и понимать, как оно работает. Сегодня же все – менеджеры, а не профессионалы. Смотрю на мальчишку-менеджера с металлургического завода и понимаю, что он не имеет понятия о металлургии. Он никакой не инженер, а узкий специалист по перераспределению денежных потоков.
– Не кажется ли вам, что в системе высшего образования «школа знаний» была заменена на «школу компетенций»? В результате будущие инженеры становятся специалистами совсем узкого профиля...
– Если сейчас внимательно присмотреться к производству, не составит труда заметить, что оно разделено на отдельные участки. Металлург сегодня знает только, как плавить сталь. А директор советского металлургического завода знал и как плавить сталь, и как её обрабатывать. Ещё он знал экономику, планирование. И многое-многое другое.
Сейчас же на производстве основа всего – движение денег. Мне кажется, это в корне неверно. Узкие специалисты не станут подлинными организаторами большого производства, узкие специалисты не способны масштабно, по-государственному мыслить. А сколько сейчас на производстве тех, кто и в цеха не заходит, занимаясь только денежными потоками! Прискорбно, но возобладала такая система подготовки кадров, которая обрекает на вечную подчинённость таким специалистам талантливых людей, которые действительно могли бы двигать производство вперёд.
– Сейчас существует множество бизнес-школ и бизнес-академий, выпускники которых сразу же начинают управлять компаниями, людьми...
– В Уральском политехническом институте, где я учился, факультета управления не было. Да и в других институтах, насколько мне известно, тоже. Специальности, которые мы получали, позволяли нам становиться хорошими мастерами, а потом уже, поднабравшись опыта, и руководителями. Мы становились управленцами в процессе работы. Сейчас же управленцев готовят в «инкубаторах», о которых вы говорили. И совсем не факт, что кто-нибудь из них сможет стать хотя бы хорошим мастером на заводе. Все эти нынешние бакалавры, магистры, полуинженеры вряд ли смогут сравниться с советскими инженерами и инженерами дореволюционными.
Я был и остаюсь приверженцем русской инженерной школы. Инженерный корпус страны давал очень хороших специалистов. Наши мостостроители до сих пор лучшие в мире. Наша классическая подготовка инженерных и научных кадров была лучшей в мире. Именно при их деятельном участии, самоотверженном служении мы отстояли страну во время войны. Потом подняли её из руин. Мы победили в космосе... Знаете, во время чернобыльской трагедии американцы потребовали, чтобы мы их позвали на помощь. Мы позвали. Но они оказались абсолютно бесполезными, поскольку ничего не умели. А наши великие учёные Ильин и Израэль в буквальном смысле спасли Киев.
– Система подготовки инженерных и научных кадров в нашей стране была разрушена умышленно или же по недомыслию?
– Трудно сказать. Скорее всего, по обеим причинам. Меня особенно беспокоит вот что... Западные страны сегодня заманивают к себе наших молодых талантливых ребят. И там их переделывают в ненаших. А потом они возвращаются в Россию, занимают высокие должности, чему способствуют их западные наставники, и мы получаем руководителей, для которых здесь нет ничего родного и святого. Для них Россия – уже не Родина, а «эта страна», которую не жалко. Они и ведут себя соответственно. При этом западные кураторы подогревают их самолюбие, внедряют им в головы мысль, что именно они имеют полное право руководить Россией на правах нового, прогрессивного управленческого класса. Нетрудно догадаться, куда они заведут страну...
Беседовал Владимир КАМЫШЕВ
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться