САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

Зрелые не по годам

11.12.2019
Зрелые не по годам Новые литературные имена объявили на премии «Русские рифмы», «Русское слово».

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть четвертая)

13.12.2019
Позывной: Москвич (часть четвертая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«Как невозможно быть...»

09.12.2019
«Как невозможно быть...» Евгений В. ХАРИТОНОВЪ долгие годы остается верен себе. Стиль его узнаваем, но порой сложен для восприятия неподготовленного читателя.

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Неизвестный Летов

10.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Не ждите от пожилых людей новых решений!

14.12.2019
Не ждите от пожилых людей новых решений! Немолодые руководители обычно застревают в прошлом, полагает Николай ТРАВКИН.

Встречи на белорусской земле

11.12.2019
Встречи на белорусской земле К 20-летию Договора о создании Союзного государства. О визите российских военачальников, общественных деятелей, писателей в Белоруссию.

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №26 (6230) (24-06-2009)
  • Господа любители

Господа любители

Господа любители

Совместный проект Подмосковье
Ярхо Валерий

ПОДМОСКОВНАЯ СТАРИНА

В середине XIX века многие города русской провинции, подражая столицам, стали обзаводиться собственными клубами. И в богоспасаемом граде Зарайске местный царь Крез и предводитель дворянства князь А.Д. Волконский не пожалел для столь благого дела принадлежавшего ему большого деревянного дома. После ремонта и переделок в 1861 году Дворянский клуб принял своих первых членов – в большинстве своём помещиков Зарайского уезда, которые на зиму съезжались в город. Господа, желавшие отдохнуть от летних забот по хозяйству, встряхнуться и повеселиться, для своих удовольствий денег не жалели, а потому веселье в клубе било через край.

На клубной сцене давала представления собственная театральная труппа, составленная из актёров-любителей, гастролировали знаменитые артисты, вечера, балы, концерты следовали бесконечной вереницей весь зимний сезон. Первые три года существования клуба были поистине «золотым веком» для его членов, но в 1864-м произошло весьма прискорбное для старинного русского города событие – была пущена в эксплуатацию Московско-Рязанская железная дорога, которая прошла в 24 верстах от Зарайска. Надо сказать, что главные доходы городу давала хлебная торговля, но теперь её поток отклонился в сторону железнодорожных станций. С падением же торговых оборотов из города ушли деньги, следствием чего стало резкое снижение жизненного тонуса Зарайска. Многие дворянские семейства покинули Зарайский уезд: в городе из-за безденежья прекратили свою деятельность сразу несколько учебных заведений, негде стало учить детей. В короткий срок Зарайск словно погрузился в спячку, и господам приезжать в этот город из своих имений сделалось незачем. Дворянский клуб, слава о котором совсем недавно гремела на всю губернию, совсем зачах. Какое-то время он ещё существовал в том виде, в котором задумывался изначально, но по мере выезда дворянских семей в него стали принимать и не дворян, что отразилось на клубной жизни не лучшим образом.

К началу 1870-х годов городские власти сумел добиться постройки железнодорожной ветки, соединившей город с основными железнодорожными магистралями. Торговля вернулась в Зарайск, и даже стала набирать обороты, но на положении Дворянского клуба это сказалось мало. Дворянство в город так и не вернулось, а ещё более возвысившееся богатое купечество развлекалось в клубе на свой собственный манер, что отпугнуло ещё остававшихся старых клубменов-аристократов. Атрибуты Дворянского клуба в Зарайске сохранялись, но лишь чисто внешние. Всё так же аккуратно пополнялась большая клубная библиотека, которая выписывала все известные газеты и журналы, только вот охотников пользоваться этой сокровищницей мысли стало гораздо меньше.

Постепенно городская «культурная отдушина» превратилась в некую разновидность игорного дома с ресторацией. Прежде славившаяся своими спектаклями любительская труппа, выступавшая на сцене клуба, утратила наиболее талантливых и инициативных своих артистов, режиссёров и художников-декораторов, скатившись до примитивного кривляния. С исчезновением ценителей искусства прекратились гастроли знаменитостей, прежде бывавших здесь каждую зиму, а на клубную сцену вылезли фигуры пошиба Бубы Касторского, которых неудачливые антрепренёры таскали по бесконечным провинциальным гастролям. В Москву или другой губернский город подобных «артистов» просто не пускали, а для публики, ставшей завсегдатаями зарайского клуба, годилось и это…

А вот Коломне – «соседке» Зарайска – повезло больше. Там существовали целых два клуба: Коммерческий и Общественный. Коммерческий был классическим заведением своего жанра: с карточной игрой, танцевальными вечерами, балами и прочими увеселениями. В Общественном клубе имелось всё то же самое, но была и своя изюминка – «вокально-музыкально-театральный кружок города Коломны».

Прежде попытку содержать в городе любительский театр предприняла некая мадам Лазурина, арендовавшая помещения в доме Фроловых, но в 1887 году этот храм Мельпомены поглотил финансовый крах. Пришлось потесниться. Из гостиницы Шварова, где он располагался прежде, в дом Фроловых перебрался и Общественный клуб. Остатки лазуринской труппы были приглашены к сотрудничеству, и на развалинах прежней театральной затеи возник скромный театральный кружок, который по мысли старшин клуба должен был привлечь «культурную публику, с запросами, простирающимися дальше картёжной игры и танцев». Вместе с тем сборы за спектакли кружка должны были поддерживать клубные фонды, обеспечивая само существование Общественного клуба. На деле же всё вышло иначе: членами кружка стали несколько весьма состоятельных горожан, которые поддержали клуб деньгами, получив за это право играть в собственном театре. Главными среди клубных спонсоров были Николай Алексеевич Озеров и его сестра Александра – дети коломенского купца первой гильдии, «водочного короля» Алексея Семёновича Озерова. Стараниями младших Озеровых при клубе сложился вполне приличный творческий коллектив театралов-энтузиастов, ставивший несколько спектаклей в год.

В особенности же готовились к Рождественским праздникам, приурочивая к ним показ премьер. Отчёты об этих спектаклях иногда попадали даже в столичные газеты, и именно из них мы узнаём теперь о том, например, что в январе 1894 года коломенские любители дали драму в пяти действиях «В забытой усадьбе» и водевиль «Крым». «Изящество декораций и исполнение ролей господами любителями не оставляли желать ничего лучшего, – писал по этому поводу корреспондент газеты «Московский листок». – Спектакли шли при электрическом освещении, с весьма правдоподобными «сценическими эффектами», вроде грома и молнии, грянувших к месту и весьма похожих на настоящие. Стоит также отметить первоклассный грим актёров. Всё это вкупе произвело на публику, заполнившую зрительную залу, самое положительное впечатление, и по окончании представлений она разразилась долгими аплодисментами. От благодарных старшин клуба Николаю Озерову поднесли венок с лентами».

Успех коломенских любителей был тем более замечателен, что буквально накануне в той же зале с большим успехом прошёл спектакль по пьесе «Татьяна Репина», данный профессионалами – актёрами, входящими в московское «Товарищество артистов», которые приехали в Коломну по приглашению тех же самых старшин клуба. Тем не менее, как мы видим, «местные, уездные Гаррики и Кины» не ударили в грязь лицом перед публикой, имевшей возможность сравнивать их игру с игрой профессиональных артистов.

Валерий ЯРХО


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
14.12.2019

Подпишись на «ЛГ» в СПб

Наша газета примет активное участие во втором Санкт-Петербургском Новогоднем книжном салоне.
14.12.2019

Премия Арсеньева наградила победителей

Торжественная церемония прошла в рамках мероприятий «Дней Дальнего Востока в Москве».
13.12.2019

В Голливуде снимут «Мастера и Маргариту»

Известный режиссер Баз Лурман приобрел права на экранизацию культового романа Михаила Булгакова.
12.12.2019

Территория литературы и культуры

14 декабря 2019 года открывается второй Санкт-Петербургский Новогодний книжный салон.
12.12.2019

Великолепная шестерка

«Эксмо-АСТ» опубликует произведения победителей Национальной премии «Русские рифмы», «Русское слово».

Все новости

Книга недели
Другой Фатьянов

Другой Фатьянов

В сборник вошли неизвестные стихотворения Алексея Фатьянова (1919–1950)
Колумнисты ЛГ
Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Два кулака

Законопроект «О профилактике семейно-бытово­го насилия» стал линией разлома. Но...

События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика