САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…»

01.03.2021
«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…» О книге Михаила МАНЧЕНКО, поехавшего добровольцем в Донбасс, рассказывает Владимир СПЕКТОР.

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №26 (6230) (24-06-2009)
  • Поэма жизни

Поэма жизни

Поэма жизни

Совместный проект ЛАД
Шарангович Наталья

ИСКУССТВО

1 - Поэт; 2 - Борисфен;В Италии, в городе Сан Бенедетто дель Тронто, вышла напечатанная вручную знаменитая книга Николая Гусовского «Песня о зубре». Набором текста, изготовлением бумаги с неровными, рваными краями, как это делали когда-то ремесленники, дизайном обложки из неокрашенного козьего пергамента занимался итальянский мастер-печатник Джулияна Якамучи. А гродненский график Юрий ЯКОВЕНКО сделал для книги 11 миниатюр. Тираж издания 150 книг, подписанных автором карандашом. На их создание потрачено 30 тысяч евро. Это средства художника и его друзей – всего шести человек. Коллекционная стоимость одного экземпляра оценена в 3500 евро.

По одному экземпляру книги художник подарил На­­цио­нальной библиотеке Бе­­ларуси и Белорусской академии ис­кусств, а доски, с которых печатались офорты, будут храниться в гродненском историко-археологическом музее – это подарок Юрия Яковенко родному городу. Издание поэмы, как это задумывал в своё время Николай Гусовский, будет передано в Ватикан папе римскому.

Изысканная красота исполнения, насыщенность тонкими аллегорическими подтекстами делают офорты художника понятными и близкими для всех, кто погружён в прошлое, как и сам автор. Его работы отличает высокая техника исполнения. Конфликт, контраст, противопоставление созидательного и разрушительного начал в нашей жизни – вот что в первую очередь интересует Юрия Яковенко. Привлекая обширные фрагменты мирового художественного и культурного опыта, автор ни в коей мере не сводит свои композиции к высокопрофессиональным компиляциям. В них он выступает как художник современной генерации, для которого использование, цитирование достижений мирового искусства и культуры вполне естественный метод творческого самовыражения, приводящий к диалогу со зрителем-интеллектуалом, во всём стремящимся найти зашифрованный подтекст.

Офорты художника – это исторические и смысловые ассоциации, которые не являются непосредственными иллюстрациями к содержанию поэмы. Это своеобразная игра в аналогии и метафоры, где основой художественного моделирования мира становится переосмысление коллизий и сплетений судеб европейцев в XVI веке. Как и автор поэмы «Песня о зубре», Юрий Яковенко не может полностью избавиться от магически-чудодейственного влияния легенд, языческих мифов, заклятий. И если в тексте они проявляются через россыпь пословиц, поговорок, то в иллюстрациях становятся знаковой системой, разработанной ненавязчиво для зрительского восприятия, но приобретающей исключительную важность для понимания смысловых акцентов каждой из работ (например, жёсткий завиток пера, рефреном проходящий через весь цикл).

В каждой иллюстрации, заключённой в круг – совершенную форму мира, художник совмещает изысканную вязь деталей и формальную пластику фона. Все композиции проникнуты ощутимой самоиронией современного человека, который с особенной остротой отдаёт себе отчёт, что реальность остаётся такой же несовершенной, как и четыре столетия назад. И только художник может позволить себе «играть» с ней: создавать и разрушать на бумаге миры…

В офорте «Поэт», например, Яковенко создаёт образ Николая Гусовского, утончённого и задумчивого поэта – с римским профилем, волнистыми волосами, чувственно прикрытыми глазами. Таков ли был поэт? Этого никто сказать не может. Потомки не знают точно ни годы жизни (между 1470–1480 – после 1533), ни место рождения, ни место захоронения Гусовского. Не обозначена и та часть белорусской земли, которая дала миру гениального поэта, потому что селений и рек под названием Усово, Гусов, Уса в Беларуси нет. Но, несомненно, поэт из Гусова – человек из демократических слоёв, знаток народных обычаев, легенд. Обращение Гусовского на склоне лет к первоначальному произношению своей фамилии также косвенно подтверждает его белорусское происхождение. «Г» в написании фамилии поэта приглушённое, не взрывное: Hussovianus, Hussowski, а не Gussovianus, что соответствует особенностям произношения в белорусском языке.

Николай Гусовский, видимо, родился в семье обедневшего великокняжеского охотника, рано начал помогать отцу, имел возможность бывать на окраинах княжества. Для литературы его открыл Эразм Вителлиус, секретарь великокняжеской канцелярии, который стал другом и меценатом будущего поэта. Это он помог ему получить первоначальное образование в одной из кафедральных или церковно-приходских школ Беларуси, а затем углубить свои знания в Вильне, Польше и Италии. Не исключено, что Гусовский учился в Краковском и Болонском университетах. В документах Болонского университета обозначен Dominus Nicolaus Albinus Polonus Lithuanus, который стал магистром риторики и доктором философских наук в 1519–1520 годах.

Каждый народ по-разному открывает и увековечивает национальные богатства – произведения, которые древние греки называли памятниками, или поэмами жизни. Возвращение из небытия бессмертных творений человеческого гения нередко обуславливает изменения в историческом мышлении целых народов и понимание нацией своего вклада в мировую культуру. Автор замечательной поэмы «Песня о зубре» получил европейскую славу и истинное признание только через четыре столетия после смерти. Его поэтический гений не был востребован современниками ни в Европе, ни на родине. В 1980 году в связи с 500-летием Гусовского ЮНЕСКО включила его имя в мировой календарь. «Песня о зубре» популяризировала историю и культуру Беларуси, союз европейских народов перед опасностью турецко-татарского нашествия, воспевала свободную, мужественную, деятельную личность, национальный патриотизм, концепцию гармонических отношений человека, общества и природы. Поэма, написанная элегичным двустишием, словно высветила девственность латинского пласта старобелорусской литературы.

Образное мышление одного из величайших славянских поэтов-латинистов эпохи Возрождения Николая Гусовского и человека ХХІ столетия – Юрий Яковенко – имеет много точек соприкосновения. Ни поэт, ни художник не стремятся искусственно создать образ цельного и гармоничного человека. Они обращаются к реалиям современного мира, ищут в нём надежду и поддержку.

Наталья ШАРАНГОВИЧ


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
28.02.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
28.02.2021

«Близкий Достоевский»

Библиотека имени Ф.М.Достоевского и творческое объединение «Станция Дно» запускают любопытный видеопроект.
27.02.2021

Сеславинский сожалеет о смерти Петрова

Роспечать выражает соболезнования в связи с кончиной главреда издательства «Молодая гвардия».
27.02.2021

«Великий Гэтсби» станет мультфильмом

Знаменитый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда выйдет в неожиданном формате.
26.02.2021

Тарская крепость

Первый Сибирский фестиваль искусств открывает прием заявок на литературный, музыкальный и художественный конкурсы. 

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда