САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

В библиотечных залах и в отсеках подлодки

25.01.2021
В библиотечных залах и в отсеках подлодки В ходе Арктического литературного десанта в Заполярье писатели приняли важные решения.

Кузнецов и Крым

18.01.2021
Кузнецов и Крым Андрей ВОРОНЦОВ размышляет о поэзии и мировоззрении Юрия КУЗНЕЦОВА.

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.
ЛГ плюс

Запах детства

24.01.2021
Запах детства Представляем нашим читателям главу из нового романа Нины ПУШКОВОЙ «Эликсир бессмертия».

Смертное ложе Отчизны – деревня

17.01.2021
Смертное ложе Отчизны – деревня Стихи Анатолия АРЕСТОВА – не только о Родине, но непосредственно о родной земле, о почве.

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

Под солнцем железобетонного оптимизма

28.01.2021
Под солнцем железобетонного оптимизма Кубанские власти отреагировали на скандал с сочинским виолончелистом, о котором недавно писала «Литературная газета».

«Сибогни» в январе

26.01.2021
«Сибогни» в январе В Новосибирске вышел первый в этом году номер популярного литжурнала.

Любовь вне хронотопа

23.01.2021
Любовь вне хронотопа О «Зеленых берегах» на сцене театра «Багаж» рассказывает Лидия КОТОВА.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Почему я не верю Навальному

27.01.2021
Почему я не верю Навальному Его борьба избирательна и не касается тех, кто награбил в России, а потом скрылся, утверждает депутат Олег НИЛОВ.

Молодым – везде у нас дорога?

25.01.2021
Молодым – везде у нас дорога? Павел ПРЯНИКОВ полагает, что молодежи нужны социальные лифты, работа и защита прав.

Сколько людей поддерживают Навального?

19.01.2021
Сколько людей поддерживают Навального? Журналист и общественник Алексей ЧЕРНЯЕВ о снижении интереса к оппозиционному политику.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №26 (6230) (24-06-2009)
  • Сказ об истребителях и небесных ангелах

Сказ об истребителях и небесных ангелах

Сказ об истребителях и небесных ангелах

Совместный проект ЛАД
Лысенко Зоя

ПОДМОСТКИ

3 июля – день освобождения Минска – символизирует собой освобождение всей республики от гнёта фашистских оккупантов. Поэтому здесь ежегодно отмечаются две памятные даты – День Победы и День освобождения Беларуси, который в этом году республика будет праздновать в 65-й раз. Свой вклад в увековечение памяти об этих великих исторических событиях вносят и деятели искусства. Так, Белорусский государственный академический музыкальный театр подготовил премьеру – спектакль «Небесный тихоход», созданный по мотивам широко известного одноимённого фильма. Данная постановка является совместной акцией театральных деятелей Минска и Санкт-Петербурга, осуществлённой в рамках Года культуры России в Беларуси.

Киноленту эту по собственному сценарию поставил режиссёр Семён Тимошенко. А небывалую популярность она приобрела во многом благодаря музыке ленинградского композитора Василия Соловьёва-Седого, удостоенного ещё в 1943 году Государственной премии СССР за цикл песен о войне. И сегодня в народе живут два «хита» из этого кинофильма – «Потому что мы пилоты» на стихи Алексея Фатьянова и «Пора в путь-дорогу» на стихи Соломона Фогельсона.

Хоть Соловьёв-Седой больше известен как автор песен, он написал также большое количество произведений различных жанров, в том числе и музыкальных комедий. На основе музыки, написанной к кинофильму «Небесный тихоход», композитор намеревался создать музыкальную комедию, предназначенную для театра. В этот замысел был посвящён его ученик и близкий друг Марк Самойлов – ныне народный артист России, известный петербургский композитор, чьи произведения ещё с советских времён идут практически во всех музыкальных театрах. Марка Самойлова не без оснований считают талантливым наследником творческой лаборатории Соловьёва-Седого, ведь он, начиная с 1957 года, на протяжении более чем 20 лет был аранжировщиком всех произведений Василия Павловича. И после того, как Соловьёва-Седого не стало, Самойлов, как эстафету, принял на себя его нереализованную идею. В 1995 году он по мотивам фильма создал оригинальное произведение – лирическую музыкальную комедию.

Узнаваемые с первых тактов темы песен Соловьёва-Седого не только звучат в своём первозданном виде, но и лейтмотивом проходят по всему произведению, которое Самойлов развернул до объёма мюзикла, наполнив оригинальными жанровыми номерами. А в этом он уже отталкивался от пьесы, написанной драматургом Алексеем Яковлевым. Создавать либретто музыкальной комедии, опираясь на киносценарий, – дело непривычное и рискованное, ведь при этом происходит перенос одного вида искусства в другой, где преобладает условный план. «Но в нашем случае помогло то, что в фильме есть развёрнутый сюжет, основные перипетии которого можно без больших потерь вместить в формат сценического музыкального произведения, – говорит композитор. – Большой удачей я считаю также стихи Вячеслава Вербина, которые звучат во всех моих музыкальных номерах. Они отличаются совершенством поэтической формы, а также лирической проникновенностью и смысловой наполненностью».

В отличие от других произведений Марка Самойлова, в «Небесном тихоходе» нет развёрнутой музыкальной драматургии. В данном случае задача композитора заключалась в том, чтобы выдержать своё творение в соловьёво-седовском стиле. «Здесь есть дуэты, трио, ансамбли, но в целом я стремился воссоздать дух советской песни, – признаётся автор. – Если говорить обобщённо, то в этом произведении представлена вокальная лирика песенного типа». Эти особенности музыкального материала делают спектакль доступным для всех и особенно любимым ветеранами. Не случайно директор и художественный руководитель Белорусского музыкального театра Алексей Исаев к знаменательной дате выбрал именно эту постановку. Отметим, что и половину мест в зале театр отдаёт ветеранам.

Вместе с композитором из Санкт-Петербурга в Минск приехала и постановочная группа спектакля: режиссёр Любовь Дементьева, сценограф Иван Совлачков и балетмейстер Александр Бесков, которые работали в содружестве с главным дирижёром Белорусского музыкального театра Анатолием Лапуновым и главным хормейстером Светланой Петровой.

Итак, уловив до боли знакомые темы в увертюре, зритель увидел на сцене любимых персонажей, бравых лётчиков-истребителей – майора Булочкина, капитана Кайсарова и старшего лейтенанта Тучу, решивших для себя, что «первым делом – самолёты, ну а девушки – потом!». На каждую из этих ролей назначено несколько исполнителей. В премьерном спектакле образ майора Булочкина воплощал ведущий солист Антон Заянчковский. Зная труппу театра, о таком раскладе сил можно было легко догадаться заранее: более фактурного актёра, способного одним только своим видом оправдать образ красавца военного, в театре просто нет. Не говоря уже о вокальном мастерстве, без чего немыслим ведущий солист, Заянчковский особенно силён в лирико-драматических сценах. Роль капитана Кайсарова исполнил Виктор Циркунович – не только обладатель большого голоса, но и всесторонне одарённый артист, для которого не существует рамок амплуа. Капитан Кайсаров в его исполнении – балагур и весельчак, самый обаятельный из всех асов, умеющий найти выход из любого положения. В образе старшего лейтенанта Тучи, уверенного в себе уроженца донской станицы, предстал Александр Осипец – яркий характерный артист, который особенно силён в комедийных сценах.

Все события спектакля происходят в расположении женской эскадрильи, куда в начале действия и попадает главный герой. Перед глазами зрителя разворачивается панорама военного аэродрома, а на переднем плане – кажущийся настоящим самолёт, верхние и нижние крылья которого соединены между собой при помощи N-образных стоек, та самая «этажерка» с красной звездой на борту и плакатной надписью «Мстим за боевых подруг». Несомненно, художник-постановщик при создании сценографии к этому спектаклю не обошёлся одной лишь творческой фантазией.

И вот на фоне такого военного антуража показываются будни и быт девушек-лётчиц и их взаимоотношения с командиром и его товарищами, а все фронтовые действия происходят «за кадром» (ведь комедия – лирическая). Но зрителю всё равно понятно, каково девушкам на войне: при появлении командира они все повально спят, потому что только утром вернулись с задания. Лишь под покровом ночи их лёгкие бомбардировщики могли на сверхмалой высоте с выключенными двигателями пересечь линию фронта и подойти к заданной цели. А после сброса бомб двигатель снова включался, и самолёт, набирая скорость, пытался уйти от преследования, используя рельеф местности. И таких вылетов у девушек было по нескольку в течение ночи. Ведь не зря за каждый сбитый У-2 немецких истребителей и зенитчиков награждали Железным крестом. Немцы называли этих хрупких созданий «ночными ведьмами», а для нас они были небесными ангелами, помогающими приблизить Победу…

На сцене все они – весёлые, жизнерадостные и статные, как на подбор. И поголовно все без ума от своего командира: одна подарочек преподнесёт в виде пачки папирос, другая расскажет о самом сокровенном, третья песенку споёт… Они обожают его как мужчину и даже видят в нём что-то отцовское, ведь большинству девушек-лётчиц не было и 20 лет. Старшая среди них и по возрасту, и по званию – штурман Катя Кутузова, роль которой исполняет самая опытная из солисток Ирина Шитикова. Она выделяется среди одинаково одетых лётчиц не только внешностью, но и отточенным актёрским мастерством.

Но как ни обожали своего командира лётчицы, а влюбился он, притом с первого взгляда, в спецкора «Комсомольской правды» Лену Павлову, которая по заданию редакции прибыла в расположение авиаполка. В образе белокурой красавицы-журналистки предстала блистательная Маргарита Александрович, чрезвычайно органичная, обладающая всем набором выразительных сценических средств. Это символ мирной гармоничной жизни, о которой так мечтают девушки-лётчицы.

Кроме солистов-вокалистов в спектакле заняты артисты хора, создающие коллективный портрет лётчиков и лётчиц. Это единственный из спектаклей театра, в котором не участвуют артисты балета – таково было решение режиссёра. Конечно, уже давно вошло в практику, что артисты хора танцуют наравне с солистами, и в данной постановке режиссёр совместно с балетмейстером подняли их хореографический уровень ещё на ступеньку выше. «Мне не хотелось привносить в этот спектакль дополнительных эффектов, – говорит Любовь Дементьева, – действие должно выглядеть как можно более натуральным, и играть  мы должны душою и сердцем». Таким образом, главная идея спектакля заключается в том, что на войне любовь не только не мешает, а, наоборот, придаёт силы, чтобы выжить ради будущего счастья.

Зоя ЛЫСЕНКО


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
28.01.2021

«Звуки тишины» Юлии Кокуевой

В Школе акварели Сергея Андрияки откроется выставка станковой графики.
28.01.2021

Открываются «Музыкальные окна в Европу»

В Москве состоится первый концерт данного цикла на тему Австро-Венгрии.
27.01.2021

Швейцария близко

Музей Даля представит ряд проектов, посвященных юбилеям выдающихся швейцарских писателей.
27.01.2021

Агнию Барто чтут в Австралии

Литераторы Австралии проведут конкурс, приуроченный к 120-летию детской поэтессы.
26.01.2021

«Нацбест» стартовал

Премия «Национальный бестселлер» объявляет о начале двадцать первого сезона.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

События и мнения
Макаров Анатолий

Шаурма и Сталин

Лет 10–15 назад шашлычную на Ленинградском проспекте (напротив гостиницы «Со...

Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда