САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.

Вокал бога – маг облаков

07.02.2021
Вокал бога – маг облаков Представляем Вадима ГЕРШАНОВА с новыми и относительно новыми рифмопалиндромами.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Отгибает от покоя

22.02.2021
Отгибает от покоя Заслуженный деятель искусств России Александр ПУДИН поздравляет поэта Александра МЕДВЕДЕНКО с днем рождения.

Пять пудов страстей

20.02.2021
Пять пудов страстей Сергей БЕЗРУКОВ примерил на себя судьбу ровесника.
Материал Виктории ПЕШКОВОЙ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.

«Мой сын, послушай мой рассказ…»

17.02.2021
«Мой сын, послушай мой рассказ…» Несанкционированные митинги, в которых участвовало немало подростков-школьников, почти сошли на нет, считает Татьяна ВОЕВОДИНА.
  • Статьи
  • 2010 год
  • №26 (6281) (30-06-2010)
  • В знаковом поле архаики

В знаковом поле архаики

В знаковом поле архаики

Совместный проект ЛАД
Шарангович Наталья

ИСКУССТВО

В. Васюк. Чаша памятиСовременных белорусских художников привлекает архаика. Что ищут они в образах, созданных за тысячи лет до их рождения? Может, есть надежда там, в глубине веков, найти ответы на вечные вопросы? А что, если наши предки лучше нас знали, что есть космос и что есть человек?

Понимание этого явления надо искать на непознанном ещё уровне единства мышления человечества, близкого к «юнговскому» коллективному подсознанию, к архетипу. Обращение к древнему (так переводится с греческого языка слово archaios), первоначальному этапу развития исторического типа, направления, стиля или школы таит для художников неисчерпаемые возможности соединить внешнюю простоту, условность, даже примитивность формы с глубиной сакрального смысла. Архаика привлекает первобытным синкретизмом, невыявленностью границ между отдельными видами и направлениями творчества. Однако программное, намеренное следование качествам архаистики встречается в современной художественной практике редко. Классическое художественное образование усиливает аналитические процессы, усложняет восприятие действительности. Архаика становится нотой звучания, основной темой, а линия, форма, ритм – средствами изображения.

Графические листы Вла­ди­мира Васюка и керамику его жены Тамары Васюк искусствоведы вот уже много лет стабильно относят к архаике. Это основное направление их творчества.

Т. Васюк. АрхаикаКто главенствует в этом союзе, который является не только художественным, но и семейным, сказать сложно. Каждый из художников имеет свой собственный стиль, манеру, пластику, ярко выраженную тематику. Каждый сам по себе яркая личность в художественной среде. Но при этом есть общая линия, художественная перспектива, которая объединяет все их совместные выставки, придаёт им духовную целостность – это бережное отношение к художественному наследию и его ассоциативно-метафорическое переосмысление.

Их творчество одновременно дышит и наивностью, и почти простодушной открытостью, таинственностью и загадкой – тем, что приобщает и художника, и зрителя к глубинам древнего мифотворчества. Но дело тут не в аутентичности форм и не в создании на их основе новых. Тут другие ориентиры. Это в определённой степени связано с магией, душой и, конечно, реальностью, потому что все созданные в работах образы отражают наши представления и впечатления от окружающей действительности, и в то же время не остаётся станковым «искусством малых форм», замкнутым в узких формально-эстетических рамках. Хотя при этом, например, художница возвращается и к позабытым древним корням, потому что сам гончарный круг напоминает о беспрерывном движении вечности, о круговороте космических циклов и природных стихий. В первоначальном виде даже простой бытовой керамический сосуд был малой моделью космоса-универсума, потому и орнамент на нём являлся не только украшением, но и имел знаковую и информационную силу.

Современному художнику, чтобы разбудить глубинную, родовую память, приходится её на это провоцировать. Например, наделять непривычными качествами, переделывать в фигуративную скульптуру или арт-объект новейшего искусства. Происходит это через приглушение предметных признаков и декоративно-прикладных элементов традиционного керамического изделия. Можно заострить знаково-символичное начало произведения, использовать необычные технические новации в материале, фактуре и так далее. Тамара Васюк использует все возможные стратегии одновременно, стремится в идеале привести их к синтезу, чтобы напомнить, что задача украшения жизни и создание мифотворчества не противоречат друг другу.

Керамика для Т. Васюк – сфера экспериментальных разработок, лаборатория парадоксального синтеза. Художница сближается с языком и пластикой скульптуры, когда обращается к магии объёмных «оживших» изображений. Условные формы позволяют узнавать фигуры живых персонажей – людей, духов, животных, которые при этом приобретают астральную загадочность. Как тут не вспомнить древние представления о неодушевлённых предметах, удерживающих внутри себя невидимых духов.

Материя керамики иногда приобретает качества живописи, озвучивается шумом фактур, насыщается нюансированными, сложными цветами. Их цветовые переливы оживляют поверхность глины и шамота. Мазок живописца угадывается в технике лепки, в тактильном обжиге рельефной поверхности, в отношении к материалу, который изменяется под чувственными прикосновениями художника.

Ощущается в работах Т. Васюк и близость с графикой через многочисленные прорези, «гравюрную» сетку штрихов, которые тревожат поверхность, изменяют её подобно клинописи на древних носителях текста. Сразу угадываются письмена архаики – первобытные идеограммы, сложные калиграммы буквенного сплетения, которые органически украшают и древние, и современные керамические работы.

Форма в её произведениях, наделённых абстрактно-пластической красотой, не избавляется от практического и декоративного назначения. Предмет, который при этом приобретает стилизованную условность и отдаляется от своей предметной роли, становится знаком. Но и символичность знака охотно оживляется, когда превращается в фантастическое существо или другой персонаж.

Тему архаики продолжает в своих работах Владимир Васюк. Его утончённые карандашные рисунки – путешествие по реальным и метафизическим временным пространствам. Тема идентификации, самопознания идёт через всё творчество художника. Он прислушивается ко всему, что сохранила наша земля. Но было бы неправильно считать художника только созерцателем. Реальные археологические и ландшафтные впечатления ложатся в основу его углублённых художественных реконструкций.

На этом основывается лаконичность и пластическая выразительность рисунков В. Васюка. С помощью тонких линий он создаёт впечатление фактурности бумаги, которая передаёт таким образом мощные пласты исторических ассоциаций.

Герои его работ кажутся охранниками тайны, чего-то невыявленного прагматическим сознанием современного человека, показывают нам другую, неизвестную сторону бытия. Пространство и линия, поверхность и материальная предметность становятся пластическими шрифтами былых эпох. При этом художник стремится к тому, чтобы каждая абстрактная идея при конкретном осуществлении становилась чувственно и эмоционально доступной.

Во всех работах В. Васюка присутствуют ярко выраженная авторская интонация, особая уверенность композиционного строя, внутренняя строгость, ощущение истории, протяжённости времени. Всё это свидетельствует о целостности художественного мира автора. В своём путешествии по времени и пространстве В. Васюк не осторожный путешественник, а настоящий творец.

Неслучайно на серебристо-сером фоне рисунков художника, как на вечерних небесах, возникает созвездие небольших, но заметных космических знаков-форм, знаков-тел. Это древние солярные или астральные знаки, их современные авторские трансформации и вариации, которые не прерывают связь с волшебством первоначальных архетипов. Так и должно быть: архетип живёт только тогда, когда изменяется по-новому, всегда по-разному возникает на границе известности-неизвестности.

Работы Владимира и Тамары Васюков действительно существуют в согласии. Орнаменты на керамических изделиях подобны графическому письму, рукотворным идеограммам. Их конфигурации, «строчки», собранные в ряды знаки исторической памяти – метки на пути искателя новизны, художника-новатора. Обновление связи времён, возвращение архетипов архаики происходит уже на новом витке исторического развития.

Наталья ШАРАНГОВИЧ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
25.02.2021

«Поэзия – вчера, сегодня и завтра»

Состоится конференция, посвященная сохранению единого культурного поля на евразийском пространстве.
25.02.2021

«Открытая книга» для Максима Замшева

Главный редактор «Литературной газеты» выступит в популярной передаче на телеканале «Культура».

24.02.2021

«Лицей» не даст замерзнуть

Премия продлила срок приема заявок до 22 марта.
24.02.2021

Дом Стейнбека уйдет с молотка

Имение, принадлежавшее знаменитому писателю, продают за 18 миллионов долларов в США.
23.02.2021

«Личное дело» Дмитра Гачева

Музей истории ГУЛАГа совместно с Библиотекой Федорова продолжают свой цикл онлайн-выступлений.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда