САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Жаждал универсума и стремился к нему

17.04.2021
Жаждал универсума и стремился к нему Невеселые размышления Александра СЁМОЧКИНА к сороковинам Валентина КУРБАТОВА.

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».
ЛГ плюс

Сколько смешано судеб…

18.04.2021
Сколько смешано судеб… Стихи Георгия КОЛЬЦОВА, трагически погибшего в подмосковной Кашире, мало кого оставят равнодушными.

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Сибирская фантастика – первый сборник готов!

20.04.2021
Сибирская фантастика – первый сборник готов! В книге «Ничьи следы» собраны рассказы сибирских писателей-фантастов начала XXI века.

Орудийный мастер

19.04.2021
Орудийный мастер Михаил СИНЕЛЬНИКОВ размышляет о Николае ГУМИЛЕВЕ в связи со 135-летием последнего.

Аристократ, левак и гуманист

17.04.2021
Аристократ, левак и гуманист О выдающемся французском писателе Эрве БАЗЕНЕ, которому 17 апреля исполняется 110 лет, рассказывает Руслан СЕМЯШКИН.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Не Беларусь, а Белоруссия!

16.04.2021
Не Беларусь, а Белоруссия! Популярный российский певец Юрий ЛОЗА считает, что мы не обязаны называть другие страны так, как им самим хочется.

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.
  • Статьи
  • 2012 год
  • №26 (6374) (27-06-2012)
  • Козыри «Бубнового валета»

Козыри «Бубнового валета»

Абросимова Арина

Козыри «Бубнового валета»

Клуб 12 стульев
Абросимова Арина

ШТРИХ-КОД

Фото автораВ галерее «Дом Нащокина» проходит выставка «Бубновый валет», экспонаты на которую прибыли из собраний музея-заповедника «Абрамцево», областной картинной галереи Вологды, Тульского музея изобразительных искусств, Рязанского государственного художественного музея, Центрального музея Вооружённых сил и частных коллекций. Знаменательно, что большинство из 80 произведений впервые показываются в столице.

В прошлом году как-то тихо прошло 100-летие «бубновалетцев», даже по сравнению с самой первой их выставкой 1910 года под названием «Бубновый валет» (она и дала впоследствии имя объединению), состоявшееся на Большой Дмитровке, в салоне дома Левиссон. Тогда экспонировались 250 произведений 38 художников – живопись, рисунок, скульптура – все жанры, кроме исторического, который не вписывался в задуманный контекст – «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств». А вот устав общества был утверждён только через одиннадцать месяцев после той выставки, и официальное учреждение творческого и выставочного объединения «Бубновый валет» Петром Кончаловским (дедом Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова), Ильёй Машковым, Василием Рождественским и Алексеем Куприным состоялось в октябре 1911-го. Кроме них действительными членами явилась и четвёрка организаторов мюнхенского объединения космополитов «Синий всадник» во главе с Василием Кандинским. На протяжении всех шести лет существования «Бубнового валета» в его рядах значились такие мастера, как Казимир Малевич (избранный председателем правления в 1917 году, ровно через неделю после Октябрьской революции и за полтора месяца до прекращения деятельности общества), Р. Фальк, Н. Гончарова, М. Ларионов, В. Татлин, И. Федотов, А. Экстер, братья Бурлюки, О. Розанова, Н. Кульбин, Л. Бруни, Н. Удальцова, И. Клюн, А. Осмёркин, Ф. Марк. Примечательно, что в организованных обществом выставках принимали участие также и коллеги из-за рубежа, а в предреволюционные годы через семь выставок «Бубнового валета» прошли почти все авангардные художники не только России, но также Франции и Германии, среди которых Пикассо, Матисс, Леже, Шагал, Ходасевич, Дерен, Вламинк, Марке, Ван Донген… Фовисты, кубисты, абстракционисты-супрематисты, футуристы, примитивисты, будущие конструктивисты и органики с серьёзным азартом играли в открытия, но имели целью интеграцию отечественного искусства в новейшие художественные процессы Европы.

По сути, современное искусство началось с того, что художникам захотелось выразить самих себя и своё ощущение напряжённости и кризиса, накопившееся в мире на прошлом рубеже двух столетий. Но стало закономерностью, что поиск любой эпохой новых средств самовыражения облекает в невиданную доселе визуальность всё те же вопросы, мысли и чувства, которые отражались в искусстве предыдущими столетиями. Отрицая академизм как прошлое, реализм XIX века как повседневное и символизм начала ХХ века как упадническое, революционеры от искусства оптимистически провозгласили полнокровное, чувственное, красочное бытие, Прогресс, Разум, Будущее. Футурист Бурлюк скажет: «Каждая эпоха по праву считает себя Ренессансом». Российские творцы активно включились в ритм западных остромодных течений, и при всей видимой вторичности их художественных проявлений, прямом заимствовании смелых экспериментальных находок, они всё-таки во многом явились абсолютно передовыми. Постимпрессионизм нашёл на здешней почве ответвление в русский сезаннизм, и «бубновалетцы» ограничили себя жанрами пейзажа, натюрморта и портрета; восходящий своими корнями к африканскому искусству, кубизм официально появился на свет в мастерской Пикассо и без труда нашёл последователей в заснеженной Москве; Давид Бурлюк был признан отцом русского футуризма, тогда как само это течение рождено итальянскими кубистами; мода на примитивизм и ориентализм с подачи обитателя острова Таити Поля Гогена и певца марокканской идиллии Матисса послужила в России поводом для возвращения к мотивам и формам древнерусского искусства и лубочного фольклора.

Ещё Ларионов обвинял «бубновалетцев» в том, что они «обкрадывают» французов, однако, примерив новую знаковую систему координат, они начали её развивать и жить в ней. В результате чего блестящий русский авангард, крепко зажатый в тиски на родине в советский период, успел дать миру такое состояние свободы и показал тот путь дальнейшего развития изобразительного искусства, что его философия резонирует и по сей день, продвигая и расширяя всё больше логику воплощения и возможности восприятия. Цены на русский авангард только растут – «Летний пейзаж» Лентулова на недавнем антикварном салоне стоил 24 000 долларов.

Через десятилетие после распада общества, в 1927 году, состоялся последний ретроспективный показ произведений «бубновалетцев». И с тех пор в Москве они, к сожалению, нечастые гости. А потому искренне радует экспозиция в «Доме Нащокина». «Москва очень любит, чтобы её смешили и «эпатировали», и вот вокруг выступления «Бубнового валета» создалась какая-то особенная, смешливая атмосфера», в которой «бросается в глаза своеобразное панибратское «отсутствие рампы» и «сотрудничество» зрителей с художниками», – делится впечатлениями столетней давности Яков Тугенхольд. Эти впечатления и сегодня ярки, словно ничего не изменилось, и за стенами галереи – та же Москва. Однако это странная актуальность. С одной стороны, мы ведь знаем, что перед нами – уже зафиксированная страница в истории искусства, и многие работы хрестоматийны, хорошо знакомы глазу. Но, с другой – страница остаётся неперевёрнутой. Потому что эксперимент не закончен, он происходит «здесь и сейчас», когда смотришь на эти взрывы красок и эмоций, на цветовые всполохи, нагромождения параллельностей и объёмов, искажений и превращений, геометрию бесконечной мысли… Энергетика здесь неиссякаема, мир живой и пульсирующий, свободе воображения нет предела, и это многогранное феерическое наследие всё ещё провоцирует на сотрудничество…

Арина АБРОСИМОВА

Выставка открыта до 30 сентября


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 2


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
20.04.2021

«Сон о Бродском. Голоса и тени»

В  киноклубе-музее «Эльдар»  состоится  московская премьера фильма.
20.04.2021

Норвегия, Россия и Достоевский

В Мурманске проходит форум, посвященный диалогу культур двух стран.
19.04.2021

Роулинг за Навального

Известные писатели требует допустить врачей к оппозиционному российскому политику.
19.04.2021

Пушкин – нерусский писатель?

Престарелый Владимир Познер «открыл» нам глаза на Солнце русской поэзии.
19.04.2021

Впервые – «Первые»

На Storytel выходит подкаст космонавта и Героя Советского Союза Юрия Гагарина.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Кто тут «убийца»?

Администрация Байдена, казалось, вернёт американскую дипломатию к приличиям посл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда