САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

Зрелые не по годам

11.12.2019
Зрелые не по годам Новые литературные имена объявили на премии «Русские рифмы», «Русское слово».

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть четвертая)

13.12.2019
Позывной: Москвич (часть четвертая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«Как невозможно быть...»

09.12.2019
«Как невозможно быть...» Евгений В. ХАРИТОНОВЪ долгие годы остается верен себе. Стиль его узнаваем, но порой сложен для восприятия неподготовленного читателя.

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Неизвестный Летов

10.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Встречи на белорусской земле

11.12.2019
Встречи на белорусской земле К 20-летию Договора о создании Союзного государства. О визите российских военачальников, общественных деятелей, писателей в Белоруссию.

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.
  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • №27 (6127) (4-07-2007)
  • XXI век. Битва за Москву

XXI век. Битва за Москву

XXI век. Битва за Москву

Панорама
Бушуева Софья

МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК

Тема архитектурно-исторического наследия городов традиционно является не только предметом гордости, но и сложнейшей дилеммой для муниципальных властей практически любой страны мира.
При этом как бы ни относились последние к историческим памятникам своего города: холили их и лелеяли, сдувая пылинки с каждого старинного кирпича, или дерзко вторгались в замыслы архитекторов прошлого, активно перестраивая и модернизируя их творения в соответствии с современными потребностями, – участь их в целом одинакова. Добрая порция критики со стороны «борцов» с «посягательствами» на наследие прошлых поколений – это то, чего не удалось избежать практически ни одному мэру ни одного более или менее значимого города. Ничего неожиданного в этом нет, как не существует и единства вкусов и взглядов на один и тот же объект
или событие.

Московские власти подвергаются упрёкам в различных перегибах в плане градостроения с момента установления в стране свободы слова и гласности. Восторжествуй эти безусловные преимущества демократической эпохи несколькими годами или десятилетиями раньше – ситуация с критикой вряд ли бы выглядела иначе. Авторам и идейным вдохновителям создания Калининского проспекта (ныне Новый Арбат), Дворца съездов в Кремле, гостиниц «Россия» и «Интурист» и прочих подобных «шедевров» соцреализма не поздоровилось бы определённо. Впрочем, всё это мало влияет на настроения критиков, целью самого существования которых является осуществление своих функций при любых условиях и любой градостроительной ситуации.
Не так давно в Москве в Музее архитектуры состоялась пресс-конференция Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), которая представила выпущенный в виде отдельной книги отчёт «Московское архитектурное наследие: точка невозврата». Проведённый авторами документа анализ положения дел с памятниками завершается несколько неожиданным выводом, согласно которому, на сегодняшний день в Москве под угрозой исчезновения находятся памятники всех исторических эпох, а сама российская столица, по их мнению, сейчас на том этапе развития, который пришлось пережить многим европейским и американским городам в 1960-е годы.
Вместе с тем большинство содержащихся в отчёте выводов не может не вызывать недоумения. Прежде всего это можно отнести к западноевропейским участникам авторской группы. Кому, как не им, должен быть хорошо известен пример Лондона, Парижа, Вены и ряда других крупных европейских городов, столкнувшихся в конце прошлого века с проблемами, весьма похожими на те, что стоят сегодня перед Москвой. Появление современных зданий в непосредственной близости от исторических памятников лишь на первом этапе может показаться попыткой противопоставления истории и современности. Достаточно быстро жители городов начинают испытывать в этом отношении совершенно иные чувства, которые можно охарактеризовать как историческую преемственность. Примером тому может служить ультрасовременный стеклянный фасад Хаас Хауса в центре Вены, созданного знаменитым архитектором Хансом Холляйном. Его появление вызвало недовольство и протесты венцев, оказавшиеся впоследствии лишь свойственными человеку недоверием и страхом перед всем новым. Сегодня Хаас Хаус почитаем горожанами ничуть не менее главного символа Вены – средневекового собора Святого Стефана, отражающегося в его фасаде, словно в зеркале истории. Аналогично выглядит и история знаменитой Эйфелевой башни, считавшейся на начальном этапе одним из наиболее уродливых сооружений Парижа.
Не меньше исторических примеров связано и с реконструкцией и глубокой перестройкой старинных зданий. 80-е годы – изменение экономических приоритетов и начало перехода Британии в постиндустриальную эпоху – заставили английские власти по-новому взглянуть на роль и имидж Лондона. В те годы столица Альбиона начала активно превращаться из промышленного в один из финансово-политических центров мира. Глубокой реконструкции подверглись кварталы знаменитых доков (с падением колониальной империи их значение резко снизилось) и городских промышленных построек Викторианской эпохи. Идея этой грандиозной реконструкции заключалась в полной внутренней перестройке промышленных зданий XIX – начала XX вв. с переоборудованием их под престижное жильё, культурно-развлекательные объекты, офисные и торговые центры. Подобный приём (помимо Лондона перепрофилированию промышленных районов подверглись такие города, как Генуя и Милан, и др.) справедливо считается одним из классических примеров кардинального обновления крупных городов, не приведших к утрате их культурного и исторического духа. После подобного рода реконструкции от большинства старинных зданий остаются лишь внешние стены, тогда как их внутренние помещения полностью перестраиваются в соответствии с современными требованиями. И всё же мало у кого из настоящих экспертов повернётся язык назвать всё это новоделом. Специалисту очевидно, что постоянные перестройки архитектурных объектов в соответствии с требованиями времени являются практически единственной гарантией их долгой жизни. В связи с этим остаётся только догадываться, почему столь модное в последнее время слово «новодел» так часто звучало при обсуждении ситуации вокруг московских памятников архитектуры. Вряд ли людям, позиционирующим себя в качестве экспертов, невдомёк, что современная Москва вышла-таки на стык эпох, как в своё время это произошло с Лондоном и другими европейскими городами. Говоря о разрушении исторического облика и создании «эрзац-города», такие «эксперты» почему-то упускают из виду то обстоятельство, что именно в последние годы в Москве исправлена значительная часть наиболее грубых градостроительных ошибок, допущенных в советское время. Исторический центр больше не уродуют «монстры» в лице безликих «Интуриста», «Минска» или «России», а на месте нелепого бассейна на Кропоткинской вновь вознёсся главный храм государства Российского.
Впрочем, не исключено, что архитектура и градостроение являются не главной целью очередного обострения ситуации вокруг московских памятников. Весьма интересно и само время появления отчёта – оно словно невзначай совпадает по времени с началом большого политического сезона как на московском, так и на федеральном уровнях. Нет сомнений в том, что мы становимся невольными свидетелями старательно раскручиваемой кампании, направленной в том числе и против нынешнего московского руководства. Что же до самой истории с Москвой, «которую мы теряем», более смахивающей на очередной приступ околоархитектурной демагогии, то для многих она может оказаться прекрасным случаем для обретения политических дивидендов.
К чести московских властей надо отметить, что они не стали ввязываться в дискуссию, которую, судя по всему, им не прочь были бы навязать инициаторы появления отчёта. Ответ города оказался куда более веским и содержательным: некоторое время назад Комитет по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие) объявил о решении московского правительства причислить к числу памятников и взять под государственную охрану 159 новых объектов культурного наследия города. Речь идёт о таких истинных «жемчужинах» московской архитектуры прошлого века, как Крымский, Большой Каменный и Москворецкий мосты, а также памятниках XIX и первой половины XX веков: воинские мемориалы в Зеленограде, клуб имени
В. Чкалова на Волоколамском шоссе, Институт физических проблем Академии наук СССР на улице Косыгина и др.
Известная восточная пословица гласит: собака лает, а караван идёт. Похоже, именно этого принципа в отношении не совсем понятных и плохо обоснованных нападок по части исторического наследия московские власти надеются придерживаться и в дальнейшем. Стоит заметить, что в своём положении они отнюдь не первые – с аналогичными нападками пришлось столкнуться и британским властям в процессе последнего преобразования Лондона, и не только им. Вряд ли сегодня кто-то вспомнит об этом на фоне возрождённого и оживлённого облика британской столицы. Москва находится только в начале такого же большого и сложного пути, а значит, торопиться с выводами в любом случае не стоит. 

Софья БУШУЕВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
13.12.2019

Подпишись на «ЛГ» в СПб

Наша газета примет активное участие во втором Санкт-Петербургском Новогоднем книжном салоне.
13.12.2019

В Голливуде снимут «Мастера и Маргариту»

Известный режиссер Баз Лурман приобрел права на экранизацию культового романа Михаила Булгакова.
12.12.2019

Территория литературы и культуры

14 декабря 2019 года открывается второй Санкт-Петербургский Новогодний книжный салон.
12.12.2019

Великолепная шестерка

«Эксмо-АСТ» опубликует произведения победителей Национальной премии «Русские рифмы», «Русское слово».
12.12.2019

Работа с молодежью

Состоялось совещание молодых литераторов Москвы и Подмосковья.

Все новости

Книга недели
Другой Фатьянов

Другой Фатьянов

В сборник вошли неизвестные стихотворения Алексея Фатьянова (1919–1950)
Колумнисты ЛГ
Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Два кулака

Законопроект «О профилактике семейно-бытово­го насилия» стал линией разлома. Но...

События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика