САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.

Писатель, незаслуженно оставшийся в тени

23.11.2019
Писатель, незаслуженно оставшийся в тени Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о творчестве А.К.Толстого.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«И однажды становится странно…»

30.11.2019
«И однажды становится странно…» Станислав ЛИВИНСКИЙ по образованию фотограф. Неудивительно, что детали в стихах он выписывает с фотографической четкостью.

«…где висит человек на блесне»

22.11.2019
«…где висит человек на блесне» Образы Алексея ГРИГОРЬЕВА могут показаться мрачными и депрессивными. Но кто сказал, что это минус?
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  

«Предрассудки – разум глупцов»

03.12.2019
«Предрассудки – разум глупцов» Вольтеру – 325.
О юбиляре подробно и увлекательно рассказывает Наталья ЛОГИНОВА.

Вспоминая Валерия Дударева

01.12.2019
Вспоминая Валерия Дударева О недавно ушедшем русском поэте и редакторе журнала «Юность» пишет Ярослав КАУРОВ.
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.

Видеомост Москва-Минск

02.12.2019
Видеомост Москва-Минск О чем говорили мусульмане на совместной встрече с православными?

Не «по заказу государства»

29.11.2019
Не «по заказу государства» Манипуляция сознанием – один из важнейших инструментов политики, считает Наталия НАРОЧНИЦКАЯ.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №29 (6233) (15-07-2009)
  • Когда измену выдают за подвиг

Когда измену выдают за подвиг

Когда измену выдают за подвиг

Штрих-код
Маликов Евгений

СВОИМИ ГЛАЗАМИ

Апология предательства на выставке плаката в Государственной Третьяковской галерее

Владимир Лебедев. Красная армия и флот, защищающие пределы России. 1920 г.Никогда не задумывались, для чего устраиваются выставки? Если нет, то попробуем поразмышлять вместе. Есть данность: музей, собрание произведений. Собрание, как предполагается, достаточно репрезентативное не только для шедевров, но и для поделок второго ряда, того контекста, в рамках которого творили великие. Имея под рукой подобный материал, куратор может пойти разными путями. Первый: представить наиболее выдающиеся образцы художественной продукции. Второй: показать если не всё, то наиболее характерное из того, что сформировало образ времени, данный нам в визуальном наследии. Третий: выявить общемировые тенденции в национальной школе рассматриваемой «арт-отрасли». И наконец, четвёртый: выдать часть за целое согласно собственным пристрастиям.

Первые три подхода можно назвать честными, приличными для исследователя. Последний же необходимо отнести к «напёрсточным», манипулирующим сознанием зрителя.

Впрочем, с манипулятивными арт-практиками тоже не всё просто. Если экспозиция названа так, что даже без чтения экспликации не оставляет сомнений в кураторской предвзятости, то смириться с этим можно. Но если выставка озаглавлена «Плакат: художник и время», то ожидаешь от неё серьёзного разговора. Коротко: даже такой пропагандистский жанр, как плакат, должен в музейном пространстве чётко позиционироваться либо как «история», либо как «пропаганда» по факту экспонирования.

Александр Дейнека. Колхозник – будь физкультурником. 1930 г.В нашем случае имеем заявку на графическую летопись СССР. Относительно страны я не оговорился: если Советская Россия в произведениях 20-х годов только робко ищет себя, то в плакатах 2000-х с нами говорит именно и только Советский Союз!

Начинается рассказ с агитационных материалов Гражданской войны. Не сразу и не всем становится ясно, ради чего даны именно те образцы, которые мы видим. Ничего особенного в них нет. Для объективности нужно было бы продемонстрировать плакаты Российской империи периода Первой мировой, дополнить их специфически белогвардейскими материалами. Тогда стало бы ясно, что, во-первых, советский агитпроп того времени в основном повторял царский, а во-вторых, война велась не только «на Перекопе», но и в символическом пространстве. С контрибуциями и обыкновенным мародёрством, с экспроприацией символического капитала противной стороны.

Осмелюсь предположить: победили мы не только на полях сражений, но в первую очередь в ментальной области. Смогу я узнать это из выставки? Нет, а должен бы, иначе совсем непонятными покажутся мне листы, выполненные в эстетике русского рисованного лубка.

Не меньше вопросов к 20-м, к знаменитым «Окнам РОСТА». Да, сами по себе подлинники Маяковского и Родченко дорогого стоят, но мне бы хотелось знать, как они связаны с итальянским футуризмом, например, с нашим врагом и убеждённым фашистом Маринетти, который, собственно, и сформулировал основные положения движения.

Впрочем, именно эта часть вызывает наименьшее число нареканий. Даже будучи «голой», она резкой вспышкой новой красоты и мгновенным её затуханием говорит о том, что поиск адекватного времени и событиям языка в государстве труда, победившего капитал, проводился, но был «свёрнут», когда Страна Советов приступила к «преодолению революции».

Предельно жёсткие листовки времён Великой Отечественной слишком хорошо известны, чтобы на них останавливаться подробно. Хотя и здесь антигуманный пафос приглушён кураторами пусть злым, но всё же юмором. Императив «убей!» заменяется на «посмейся». Интересно, как бы победил советский народ объединённую Европу, хихикая?

Однако подлинная героика в плакатах этих времён настолько велика, что скрыть её попросту невозможно. Этот материал победит любую концепцию. Догадываясь об этом, что предпринимает манипулятор? Не снижая героического градуса, он ставит на противоположном полюсе нечто совсем непотребное, уравнивая его в правах с «истоками». Главное – сделать вид, что имеет место не деградация, но преемственность.

Тёплая человечность 50-х и отчасти 60-х плавно перетекает в практицизм 70-х. И напрасно искать высокий «полярный холод» отринутой душевности там, где мы имеем лишь равнодушие специалистки, предоставляющей эскорт-услуги. Предельно конкретное «уничтожь», прочитываемое в военном плакате, заменяется на бессмысленное и безадресное «миру – мир».

Ладно, это всё было, здесь правда. Хотя причины не указаны, мысли о ничтожности интеллигенции закрадываются. Пар вышел. Но этого мало! Зависть к творцу истории корёжит творца агитматериалов, и безъязыкий художник отнимает у «улицы» обретённый в трудных победах язык. Обыкновенное предательство. Апофеозом которого выступает «постперестроечная» часть экспозиции.

Не убеждайте меня в том, что уничтожение моей Родины проходило без сопротивления тех, кто осмелился объявить себя «врагом перестройки». Кроме (действительно!) великого множества либеральных агиток были ведь те, которые замалчивались тогда, как замалчиваются и теперь.

Именно объективность, и ничто другое, составляет смысл жизни честного исследователя. Борьба идей, борьба образов – вот суть истории, тогда как Третьяковская галерея говорит мне устами кураторов выставки «Плакат: художник и время», что борьбы не было, что героическое сдалось без боя, что – только подумайте! – разрушение государства столь же почётно, сколь и его строительство.

Воля ваша, но я не могу назвать подобный выставочный проект хорошим. Даже отвлекаясь от его несомненной ангажированности, я не могу признать его профессиональным.

Проект такой был бы великолепен в рамках провокаций «современного искусства», но ведь и выдавался бы он тогда честно за провокацию. Здесь же высказывание спрятано за маской беспристрастности и научной объективности. Нами манипулируют, и делают это достаточно тонко. Хотя, конечно, не настолько изощрённо, чтобы обман не был заметен. Поэтому сама выставка как жест хорошо ложится в ряд предложенных ею плакатов, этих актов капитуляции интеллигенции.

Закончу я всё же на мажорной ноте, вспоминая анекдот о втором месте на конкурсе дураков. У отвратительного «Кэреля из Бреста» Жана Жене хватало хотя бы смелости гордиться своим предательством!

Евгений МАЛИКОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
06.12.2019

«Чистая книга» обнародовала шорт-лист

Премия имени Федора Абрамова определилась с коротким списком претендентов.
06.12.2019

В пространстве Community…

ЛитРес объявил лауреатов премии «Электронная буква – 2019».
05.12.2019

Арсеньевская премия огласила короткий список

Общероссийская литературная премия «Дальний Восток» им. В.К.Арсеньева обнародовала «шорт-лист».
04.12.2019

«Русские рифмы», «Русское слово»: итоги

Национальная премия для молодых авторов наградит победителей.
04.12.2019

Десятый съезд РКС

5 декабря в Москве начнет работу X съезд Российского книжного союза.

Все новости

Книга недели
Откровенно о себе

Откровенно о себе

Евгений Водолазкин раскрывает подробности создания своих знаменитых романов
Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

События и мнения
Воеводина Татьяна

7 лет в ВТО

Вроде только вчера вступила Россия в ВТО, а мину­ло семь лет.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика