ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
ЛГ online

Они не такие, как мы!

19.05.2022
Они не такие, как мы! Репортажи о пленных «азовцах» вызвали в российском обществе неоднозначную реакцию.

Мы в Telegram

15.05.2022
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

С ПраZдником!

09.05.2022
С ПраZдником! В этом году священный День Победы заиграл новыми красками.
ЛГ плюс

Живет на свете кошка

16.05.2022
Живет на свете кошка Стихи Анны ЖЕЛТОНОГОВОЙ лиричны, в чем-то наивны, но по-своему трогательны.

Урок окончен

11.05.2022
Урок окончен К 75-летию поэта и учителя Владимира СУВОРОВА. Вступительное слово Сергея БАГОЦКОГО.

Невыдуманная история

04.05.2022
Невыдуманная история Это нам рассказ Виктора АРАПОЧКИНА может показаться фантастическим, а после Великой Отечественной таких случаев хватало.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Фея сирени «Русского балета»

20.05.2022
Фея сирени «Русского балета» О юбилее заслуженной артистки РСФСР, кавалера ордена «Знак Почета» Ольги КОХАНЧУК.
Материал Ирины КОТЕНКО.

Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

18.05.2022
Сюжеты из будущего – это «воспоминания» Литгерои абсолютно самостоятельны и вольны в своих порывах, утверждает София ЭЗЗИАТИ.

Перекличка памяти с судьбой

14.05.2022
Перекличка памяти с судьбой Состоялась мировая премьера «Военной кантаты» Давида КРИВИЦКОГО на стихи Арсения ТАРКОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Как России вести себя с Украиной?
Результат
Позиция

Мариуполь – начало позора Украины

21.05.2022
Мариуполь – начало позора Украины Политолог и писатель Андрей ВАДЖРА об окончании «мыльной оперы» со сдачей в плен «азовцев».

Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!»

14.05.2022
Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!» 12 мая не стало Алексея Петровича Цветкова – поэта, прозаика, критика, переводчика, скончавшегося в Израиле.

Герман Захарьяев: «Геополитика на День Спасения и Освобождения не влияет»

10.05.2022
Герман Захарьяев: «Геополитика на День Спасения и Освобождения не влияет» День Победы в Израиле официально считается еще и новым иудейским праздником. Здесь он называется День Спасения и Освобождения.

  • Статьи
  • 2011 год
  • №29 (6331) (20-07-2011)
  • Руководство для «живущих писаниной»

Руководство для «живущих писаниной»

Руководство для «живущих писаниной»

Литература
Булыгина Карина

ЛИТПРОЗЕКТОР

Карина БУЛЫГИНА

Как описать то, чего описать нельзя? Крупные художники справляются с этой задачей по-разному, но всегда неповторимо. Искусство прозы и поэзии зачастую в том и состоит, что живописует неживописуемое. Другое дело, когда предмет описания просто отсутствует. Тогда в силу вступает евангельская максима: «Где ничто не положено – нечего взять».

Книга Олега Дёмина и Сергея Лихолитова с интригующим названием «Наму» – из этого разряда. Что такое «наму»? Вот первый вопрос, который возникает, когда ещё книжный переплёт «не расчехлён». Ответ на него содержится в аннотации: «Наму» на языке примитивных народов – нечто среднее между неугомонностью, русской версией слова «капут», вдохновением и религией».

Заявка принята и одобрена! Осталось найти подтверждение в тексте. И вот добросовестный читатель на протяжении без малого 400 страниц докапывается до «неугомонности», «вдохновения» и, страшно сказать, «религии». Уже к странице 50-й он понимает, что обманут. Введён в заблуждение. Всё это очень мягкие синонимы ощущений во время чтения и послевкусия по его завершении.

Женщина Лена хочет похудеть. Обычными способами ей это не удаётся. Тогда она решает прибегнуть к экстремальным. Поскольку задача сброса лишнего веса решается в Питере, Лена едет в горнолыжный центр Кавголово (он расположен в Ленинградской области) и, отнюдь не будучи чемпионкой мира в слаломе-гиганте, мчится с горы, сшибая всё на своём пути, а заодно повреждая собственные мягкие и твёрдые ткани. В полуживом состоянии добравшись до дома, Лена вползает на весы и обнаруживает, что оставила в кавголовском буераке целых три кило.

Поздравим героиню, преодолевшую себя, и попытаемся найти в книге продолжение подвигов – или хотя бы ссылку на них в дальнейшей «неугомонности». Увы! Для чего был вставлен в повествование этот динамичный эпизод? Пропаганда здорового образа жизни? Предостережение экстремалам, не владеющим горнолыжными азами? Скрытый комплимент президенту и премьеру, увлекающимся опасным и прекрасным спортом? Бог весть!

С незажившими ссадинами на лице Лена встречает в подземном переходе бывшего конструктора Сергея (имена героев будто перенесены из прозы журнала «Юность» за 1960-й год – там всех геологоразведчиков и первопроходцев непременно звали Ленами и Сергеями). Конструктор, ряженный скоморохом, зарабатывает на жизнь пением песни «Ой, мороз, мороз», в чём ему помогает беспризорник Коля. Лена приглашает Сергея к себе на дачу, но не для интима, как можно было подумать, а чтобы построить из ничего необыкновенный автомобиль. Сергей соглашается. Коля неотступно следует за ним, потому что постоянно хочет кушать. В дальнейшем к Коле присоединяется ещё парочка голодных малолетних токсикоманов. Лена безропотно воспринимает прибавление, а потом и вовсе исчезает с горизонта и занимается мелкооптовой торговлей, чтобы прокормить эту ораву.

К беспризорникам местный олигарх Иван присовокупляет своего сына Костю, которому, по мнению отца, не хватает брутальности. Появление на горизонте олигарха не освобождает Лену от мелкого опта, и вообще в чём состоит роль Ивана в данной компании, кроме того что он за чужой счёт хочет решить проблему воспитания сына, остаётся невыясненным.

Если тому, кто не сподобится прочесть книгу, всё же интересно, чем кончится дело, спешу предупредить, что понять это лично для меня оказалось сверх сил. Автомобиль построен, утоплен, несколько раз разобран и собран обратно, конфискован ГИБДД, потом, кажется, возвращён. Почему «кажется»? Да потому, что к этому моменту восприятие окончательно истощено бесплодными потугами постичь, для чего всё это написано. Не опубликовано – тут и гадать нечего: заплатил типо­графии – вывози тираж. А именно – написано. Что ни говори, даже автоматический компьютерный набор десятипальцевым методом требует изрядного времени. А если текст «выдумывать из головы», то и вовсе…

Вот на этот вопрос ответ как минимум одного из авторов бесподобного сочинения имеется. Судя по всему, мозговым центром проекта является Олег Дёмин, достаточно популярный персонаж портала proza.ru. Помимо «Наму» его перу, как красиво выражались в иную эпоху, принадлежит несколько рассказов и эссе «Как стать писателем». Там-то и находятся ответы, не обнаруженные в опусе, ничтоже сумняшеся аттестованном как роман. Оказывается, «…для того, чтобы тебя напечатали, нужно либо тупо продаться в «жанр», либо выбрать компромиссный вариант – подмешать этот бесовский жанр в своё творчество». Весьма интересен эпитет «бесовский»! Далее предлагаются варианты для тех, кого этот эпитет не смущает. Вот, к примеру, вариант намбер три: «Печататься надо категорически НЕ за свои деньги, а именно за деньги инвестора. В этом случае вы решаете крайне принципиальный вопрос – интересуют ли ваши произведения кого-либо, кроме вас. Если не находится человека, которого они хоть как-то зацепят на уровне «рискнуть парой тысяч баксов», то вы, извините, не автор, а графоман». Засим следуют чисто технические подробности, связанные с авторским правом, дизайном и шрифтами. А вот и счастливый финал: «Вам печатают ваш тысячный тираж (он оптимален) – и у вас в руках тысяча ваших книг в твёрдой обложке стоимостью приблизительно 60 рублей за экземпляр».

Слово «талант» и его производные в руководстве не употребляются. Действительно, к чему эта архаика! Так можно опуститься до «вдохновения» или, того пуще, «кастальского ключа» и какой-нибудь Ипо­крены. О себе Дёмин пишет в ключе ироническом: «В сочинителях я случайно – получил предложение написать книгу от небольшого издательства (она ниже, «Наму»). С тех пор живу писаниной. Не всегда, правда, художественной…» Спасибо за признание! Теперь по крайней мере затраты личного времени на чтение и мышечные усилия на перелистывание страниц хоть как-то оправданны. Так карта легла – попалось на глаза то самое «не всегда художественное». Ну что ж! Бывает и хуже…

На сайте politcritica попалась краткая рецензия, которая тоже несколько утешила пострадавшее самолюбие: «Человечки на обложке понравились. Название необычное понравилось. Книжка не понравилась. Она не то чтобы ни о чём – она не пойми о чём. И ведь если постараться, то с большим трудом, но можно наковырять изюм в засох­шем тексте практически любой книги. Бывает, весь стол в крошках и три сморщенные изюминки на столе – ну зато хоть что-то! А в этой книжке – ну ничего… Пусто. Самая безликая книжка из всех, что мне попадались. Да и чёрт с ней».

Итак, путь от «бесовского жанра» до «и чёрт с ней» проделан. Что в итоге, кроме изжоги разочарования? По крайней мере несколько мыслей общего характера. Не так уж мало, между прочим. Мы живём в эпоху тотального любительства. Портал proza.ru являет собой апофеоз этого явления. Это скорее хорошо, чем плохо: люди захвачены отнюдь не худшим на свете видом деятельности. Не хулиганят на улицах, не слоняются, мозоля глаза домашним, из угла в угол. Они пишут всякие сочинения и выкладывают их на обозрение другим любителям. Клубы по интересам при ЖЭКах давно лопнули, спортивных секций не хватает. А человек чем-то должен заниматься помимо работы.

К тому же в литературе – как в боксе: каждый профессионал когда-то начинал любителем. Только не на proza.ru! В этом заповеднике профессионалов не выращивают. Такое впечатление, что принципиально. Здесь любительщина сама себя аттестует как хочет. Одни становятся знаменитыми любителями, другие любители им смертельно завидуют.

Но сочинительство даже самое дилетантское – это вам не выращивание шампиньонов в ванне и не макраме какое-нибудь. С причастностью к изящной словесности в любой форме практически неизбежно связано желание публичности. В крайнем выражении – прижизненной славы. А слава в одиночку не осуществляется. В её магнитное поле оказываются неизбежно втянутыми много фигурантов. И отнюдь не только «друзья и знакомые Кролика» – ни один соискатель лавров этим не удовлетворится.

Книга под названием «Наму» и являет собой оборотную сторону с виду безобидного дела. Остались бы мелкие рассказики лежать на портале – и разговор о них не вышел бы за его пределы. Но ведомые руководством собственного изготовления авторы добились-таки вожделенной тысячи экземпляров. А переход из виртуального в бумажный ряд автоматически переводит человека в ранг писателей. И отношение к нему неизбежно меняется. Правда, и претензии растут. Не знаю, как там у Дёмина и Лихолитова с продажами, но по крайней мере несколько десятков таких же, как я, простаков безрезультатно ломали головы над «Наму». И не были вознаграждены ничем. Даже романа между Леной и Сергеем так и не случилось. В общем: «Как использовать новое наму, никто не знал. Кто-то попробовал его на вкус, но оно оказалось горьким».

Олег Дёмин, Сергей Лихолитов. Наму. – Санкт-Петербург: Ю-Питер, 2010. – 384 с. –1000 экз.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 




Новости
22.05.2022

В Николаеве демонтирован памятник Пушкину

Очередной мемориал великому русскому поэту уничтожен украинскими нацистами-вандалами.
22.05.2022

«Велимир Хлебников: Сто лет бессмертия»

В Институте мировой литературы состоится презентация Собрания сочинений выдающегося поэта в шести томах.
21.05.2022

«Библионочь-2022» в Ленинке

Торжественное открытие культурного события состоится в легендарном Третьем читальном зале.
20.05.2022

«Гипертекст» стартовал в СПб

На Книжном салоне Санкт-Петербурга состоялась презентация большой литературной премии имени Александра Чаковского.
20.05.2022

«Я (не) хочу взрослеть»

В Малом зале Российской государственной библиотеки для молодежи открылась выставка восьми художников.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Беседин Платон

Кол для Дракулы

18 мая 2022 года исполнилось 125 лет с выхода в свет из тьмы культового романа Б...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Z как «живой»

Буква Z в 1960-е стала символом антифашизма в Греции. В греческом алфавите дзета...

События и мнения
Макаров Анатолий

Как-нибудь переживём

В годы литературной молодости я вдруг заболел русской эмиграцией.

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Как они это делали?

Завершился показ премьерного восьмисерийного фильма «Начальник разведки» про Павла...

Литература
Сафронова Елена

Опасная профессия

Среди гражданских профессий на первом месте по степени риска находятся шахтёры, ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2022
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда