САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Юрий Кузнецов: предчувствие бессмертного полка

02.03.2021
Юрий Кузнецов: предчувствие бессмертного полка К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Михаила КИЛЬДЯШОВА.

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.
ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…»

01.03.2021
«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…» О книге Михаила МАНЧЕНКО, поехавшего добровольцем в Донбасс, рассказывает Владимир СПЕКТОР.

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №30 (6234) (22-07-2009)
  • Чем копулировать – лучше бы в футбол

Чем копулировать – лучше бы в футбол

Яковлев Александр

Чем копулировать – лучше бы в футбол

Литература
Яковлев Александр

ЛИТПРОЗЕКТОР

Продолжаем разговор о произведениях, вошедших в шорт-лист

Они очень разные. Живущий в Германии Хазанов роман строит и пишет эпически, что твой граф Толстой.

«Изредка, в минуты грозных событий, вершители судеб, те, от которых зависела жизнь миллионов людей, кто отождествил себя с историей и в самом деле олицетворял её слепую волю, испытывали, насколько это было возможно при их ограниченных способностях, что-то вроде смутного прозрения. Не разум, но тягостное чувство говорило им, что гигантские скрежещущие колёса, чей ход, как им казалось, они направляют по своему усмотрению и произволу, увлекают за собой их самих. Как если бы, уцепившись за что попало, они вращались в огромном грохочущем механизме, который сами же запустили. Оба, карлик в Кремле и тот, другой, укрывшийся в катакомбах под парком Новой имперской канцелярии, оба, побеждающий и побеждённый, испытывали одно и то же мистическое чувство зависимости, ненавидели его, но и гордились им, ведь оно подтверждало их уверенность в том, что все самые безумные решения оправданы и одобрены высочайшей инстанцией – тем, что один называл законами истории, а другой Провидением».

Ну? Я и говорю: голимый Лев Николаевич!

Ярмолинец, обретающийся в Штатах, склонен к такого рода оборотам:
«Хотя была только середина мая, лицо его было покрыто густым загаром. Он только что вернулся из средиземноморского круиза…»

Прямо скажем, не стилист.
Хазанов обращён к прошлому с его НКВД, ГУЛАГом и прочими страстями той мрачной эпохи. И при этом автор – тяжеловесно мудр. Как в стилистике, так и в негодовании.

Ярмолинец из всех калибров палит по временам перестроечным. При этом – задорен:
«Меня от этой песни тошнило. Ещё сильнее меня тошнило от самого Макаревича, от его напускного вида усталого гения, поскольку этот гений играл, как играли 20 лет назад группы типа Credence. Хотя нет, что я говорю! У тех что ни песня, то хорошая мелодия, взять одну только Who’ll Stop the Rain, а у «Машины» что ни песня, то фига, и даже не в кармане, а возле него, чтобы начальству видней было. И начальство в своём перестроечном порыве мимо этой фиги не прошло. И вот, пожалуйста, – мотор ревёт и новый поворот! И такой он, всем на радость, заводной, перестроечный, оптимистичный и снова с фигой, поскольку содержит щекочущий начальственные нервы вопрос: «Что он нам всё-таки несёт – пропасть или взлёт?» Между тем вопрос чисто риторический, потому что новый поворот несёт Макаревичу с его бригадой в красивых разноцветных пиджаках взлёт, а всем остальным – не несёт ни хрена!»
Собственно, в этом пассаже вся суть и эстетика романа, интересного тем, кто шибко увлекался западной музыкой. И тем, для кого всё происходящее в СССР в 80–90-х носило краткое название «совок». Из которого надо было валить «за бугор» со всей возможной скоростью. Потому что здесь журналист (такова профессия главного героя романа) не имеет возможности писать правду, а вокруг тупые комсомольские инструкторы, замшелые обкомовцы и коварные кагэбэшники.

Герою Хазанова «валить» некуда – кругом вертухаи и концлагерь. Хоть буквальный, хоть символический. Остаётся – в себя, в писательство, в литературу, которая и есть – вчерашняя вечность. Отсюда – название и горечь.

С названием рукописи Ярмолинца сложнее. Не по смыслу, а по объёму объяснения. Не все же столь «продвинуты» в рок-музыке.

Итак, лет сорок назад один из членов известной тогда рок-группы Who предсказывал своим коллегам из другой, пока ещё малоизвестной группы: «Их ждёт такой же успех, как запуск воздушного шара из свинца». Музыканту, которому адресовался прогноз, Джимми Пейджу, так понравилась фраза, что он заменил в ней слова «воздушный шар» на слово «дирижабль» и назвал свою группу «Свинцовый дирижабль» – Led Zeppelin. Вероятно, Пейдж и сам не верил в успех своего начинания. Что подтверждала и обложка первого альбома, на которой изображалось крушение дирижабля «Гинденбург» в 1937 году (!). Тем не менее Led Zeppelin осталась одной из ведущих групп в истории рок-музыки.

Далее пояснение даёт интернетовский автор Jetreader:
«Автор «Свинцового дирижабля «Иерихон 86–89» Вадим Ярмолинец распространяет толкование названия знаменитой рок-группы, точнее, пессимизм её основателя, на другой проект под названием «СССР», потерпевший крушение в 1991 году. При чём здесь Иерихон? В романе есть объяснение и этому – стены библейского города рухнули не в результате штурма осаждавших его войск, а от звуков труб – т.е. от звуков музыки. Здесь ещё одна очевидная аналогия – сознание советской молодёжи 70–80-х было разложено, как тогда любили говорить, тлетворной западной культурой, в частности рок-музыкой, одним из символов которой был Led Zeppelin».

А теперь можно поговорить и о похожести авторов, которую заметил, естественно, не я один. Михаил Бутов:
«С определёнными целями изучаю контент «Журнального зала». Обнаружил неожиданную тенденцию: существенную (а то и определяющую) часть прозы, публикуемой толстыми литературными журналами, составляют романы и повести немолодых литераторов, посвящённые энергичному копулированию на фоне ужасов советской эпохи. Не то чтобы это было плохо само по себе, но вызывает удивление согласованность творческих векторов именно в настоящий период времени у вроде бы разнородных авторов».

Да чему уж тут удивляться? Давно известно: хочешь либеральную литературную премию – «энергично копулируй на фоне ужасов советской эпохи». Потому как само литературное оправдание писателей, «сваливших за бугор», могло бы вылиться в элементарную объяснительную: «Прошу сам факт рождения в этой стране считать чудовищным недоразумением!» И отпадает необходимость в написании да и прочтении этих романов. Тем более что ничего принципиально нового они не предлагают. И это не только моё мнение. Виктор Топоров:
«Живущий в Германии восьмидесятилетний Борис Хазанов только что получил за тот же роман «Вчерашняя вечность» бесстыдно отвоёванную дальним зарубежьем у ближнего «Русскую премию». Читать его… можно, но о-о-очень скучно! Ну а мемуары патологически самовлюблённого «нового американца» Вадима Ярмолинца под претенциозным названием «Свинцовый дирижабль «Иерихон 86–89» попали в шорт-лист (да и в «лонг») явно по недоразумению. Даже всезнающий Андрей Немзер предположил (исходя из названия и побрезговав заглянуть в провинциальную «Волгу», где «Иерихон» и печатался), будто это произведение проходит по ведомству ненаучной фантастики. Фантастика, что «Иерихон» – в шорт-листе!»

Вновь о похожести: в том же номере саратовской «Волги», где увидел свет «Дирижабль», напечатана повесть Бориса Хазанова «Плюсквамперфект и другие времена». Что послужило поводом для того же В. Топорова выдать такую инвективу: «Саратовские интеллектуалы… впали в провинциализм самого дурного толка: журнал лёг под эмигрантов! Под американское и немецкое захолустье!»

В общем, тема тут богатая, в три слова не уложишься. Надо закругляться. А закругляться будем обращением к истории группы «Свинцовый дирижабль». Один из участников группы, Роберт Плант, однажды попал в автомобильную катастрофу. Музыканту переломало ноги, и он долго не мог ходить. А его сын Карак умер от неизвестной инфекции. После этого на вопрос о том, что он (Плант) любит больше всего – секс, наркотики или рок-н-ролл, отвечал: «Футбол».

Александр ЯКОВЛЕВ

Борис Хазанов. Вчерашняя вечность: фрагменты ХХ столетия. – М.: Вагриус Плюс, 2008. – 368 с.

Вадим Ярмолинец. Свинцовый дирижабль «Иерихон 86–89»: Роман. – Саратов: Журнал «Волга», № 4, 2008.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
02.03.2021

Благотворительное кино выходит из изоляции

Фестиваль социального кино «Шередарь» открывает сбор конкурсных заявок.
02.03.2021

Что нас ждет в шестнадцатом сезоне?

Завершен прием работ на соискание Национальной литературной премии «Большая книга».
02.03.2021

Ахматову вспомнят в Петербурге

В северной столице пройдет вечер памяти выдающейся русской поэтессы.
01.03.2021

«Поэзия» стартовала

1 марта 2021 года начался прием работ на соискание премии.
01.03.2021

Замшев в гостях у Шаргунова

Главный редактор «Литературной газеты» выступил в популярной передаче «Открытая книга».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда