САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Юрий Кузнецов: предчувствие бессмертного полка

02.03.2021
Юрий Кузнецов: предчувствие бессмертного полка К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Михаила КИЛЬДЯШОВА.

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.
ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…»

01.03.2021
«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…» О книге Михаила МАНЧЕНКО, поехавшего добровольцем в Донбасс, рассказывает Владимир СПЕКТОР.

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №30 (6234) (22-07-2009)
  • Высоты Нижнего

Высоты Нижнего

Кузнецова Анна

Высоты Нижнего

Театральная площадь
Кузнецова Анна

МЕСТО

Высоты Нижнего,  или Дело надо делать, господа!

Много есть замечательных городов на свете: Петербург, Париж, Нью-Йорк, Москва, наконец, а для меня нет лучше… Арзамаса, бывшего уездного городка под Нижним Новгородом, моей малой родины, где я родилась под звон колоколов Воскресенского собора, расписанного ещё Александром Ступиным – живописцем, основавшим здесь в самом начале XIX столетия первую в России частную рисовальную школу, – с его учениками. Где даже почта во время войны располагалась в бывшем храме, где путь на велосипеде до конца улицы, в моё время носившей имя Карла Маркса, к перелеску (теперь это парк Аркадия Гайдара) казался бесконечным, а речка Тёша, которую можно было перейти вброд, представлялась маленькой девочке огромной и глубокой.

Лучшим же театром навсегда остался тот, в который я попала впервые в жизни и который сопровождал мою молодость, – Горьковский театр драмы, овеянный за двести десять лет его жизни многими легендами: в частности, самим фактом строительства здания главным архитектором Императорских театров академиком В. Шретером на месте, как будто бы указанном в своё время ещё самим Николаем I, и многолетним присутствием в руководстве знаменитого с дореволюционной поры антрепренёра, актёра и режиссёра Николая Ивановича Собольщикова-Самарина.

Георгий Демуров в роли профессора СеребряковаРЕВНИВАЯ ПАМЯТЬ
Навсегда осталась перед глазами «картинка» из спектакля об Иване Грозном: орлиный профиль и горящий взгляд Николая Александровича Покровского и хрупкая трогательная царица Августа Николаевна Горянская рядом… Здесь было много замечательных спектаклей, поставленных режиссёрами Покровским, Герштом, Табачниковым с участием подлинных звёзд русской провинции – Левкоева, Соколовского, Самариной, Разумова, Таршина и потом присоединившихся к ним Вацлава Дворжецкого, Владимира Самойлова, Виктора Кузнецова, – «Фальшивая монета», «Обрыв», «Анна Каренина», «Братья Ершовы», «Сто четыре страницы про любовь», «Орфей спускается в ад». Блестящие, подлинно незабываемые постановки горьковской драмы, на всю жизнь определившие и «градус» ожидания, и критерии оценок… Да что там? Саму профессию.

С понятным трепетом подходила я спустя много лет к роскошному голубому, «николаевскому» зданию, как его изначально называли – спасибо нижегородским властям и губернатору Валерию Шанцеву, которого здесь успели зауважать, за сбережение уникального памятника! – готовясь к предстоящей, «через годы, через расстоянья» встрече с новыми спектаклями и новыми артистами обожаемого в юности театра. Боялась неизбежных сравнений, боялась той прошлой высоты, с которой могла бы быть слишком суровой к нынешним, боялась разочарований…

И как же я была счастлива, увидев нижегородского «Дядю Ваню»! Вот они, сидят рядом, притулившись друг к другу: два замечательных русских мужика – Иван Петрович Войницкий и Михаил Львович Астров в облике заслуженных российских артистов Анатолия Фирстова и Сергея Блохина и говорят: «Наша ситуация, твоя и моя, безнадёжна». «Шут гороховый» – дядя Ваня, сколько их, таких, всегда бывало на Руси, за ёрничаньем скрывающих несостоявшуюся жизнь, несбывшиеся мечты, разрушенные иллюзии. Скоро сорок лет, а ни у того, ни у другого ни любви, ни семьи, ни достатка, ни душевного покоя.

Хотя Астров у нижегородцев вопреки всему сохраняет ещё наивную веру в одухотворённый труд.

Это им-то, вечным труженикам, бросает, уходя в финале, профессор Серебряков: надо дело делать, господа! Хотя оба героя-негероя, так же как любой из нас, многих, только и делают всю жизнь, что «вкалывают». Этот спектакль про каждого, особенно – из интеллигентов, про которых теперь принято спорить: может, их и нет вовсе?! «А был ли мальчик?» Я-то привыкла думать, что самое драгоценное свойство произведения искусства – это когда оно – про тебя. А здесь, в спектакле, поставленном московским режиссёром Валерием Саркисовым, даже профессор Серебряков – это тоже «про меня»… В исполнении премьера и художественного руководителя театра Георгия Демурова он – красавец, баловень студенток и женщин, привыкший к публичности, умеющий пользоваться и раскатами бархатистого баритона, и выверенной паузой, и точно рассчитанным жестом. Но он старится, почва уходит из-под ног и спасительный эгоизм уже не страхует. Влюблённая в него Мария Васильевна по-своему мила и обаятельна, как все героини Маргариты Алашеевой. Она чуть ли не единственная, кто остался от той, былой труппы. Многолетняя молодая героиня теперь играет старуху.

А её место заняла Ольга Берегова, красивая и самостоятельная в Елене Андреевне. Прекрасно органична Соня в юной Марии Мельниковой, её «надо терпеть и верить» – завет на все времена. А Марина Татьяны Жуковой – образец, как в малом, в небольшой роли, можно многое сыграть, основу дома, его традиции и историю, его семью… Но и её разрушение. Вот уж кто всех поймёт, всем необходима, но при всём желании и умении помочь не способна сделать обитателей дома более счастливыми.

Слаженный актёрский ансамбль, тот, что всегда был свойственен нижегородцам. Гармоничный спектакль, соединяющий прошлый театр с настоящим. Здесь всё оправданно, всё кажется необходимым, включая капитанский мостик корабля, который никуда не двигается, и спасательный круг с надписью «Дядя Ваня» (художник Валерий Фомин), и вроде бы чужие, но пригодившиеся музыкальные арии из «Евгения Онегина».

Такие удачи в театре нечасты, невозможны, как вечный праздник. Но и просто культурный спектакль по нынешним временам – вовсе неплохо. К таковым я бы причислила нижегородских «На всякого мудреца довольно простоты» режиссёра Владимира Портнова и «Женитьбу» того же В. Саркисова.

Ясный, увлекательно развивающийся сюжет, интересные характеры, как опора сюжета, хорошие актёрские работы, хоть и без неожиданностей, скорее, от сценической традиции, нежели от собственного глубинного прочтения текста, – для меня очевидные приметы «культурного» спектакля. Что-то чуть лучше, что-то чуть хуже, но в целом грамотно, «смотрибельно», небезвкусно. И в этих «правильных» спектаклях есть что-то, что мгновенно выделяется на общем фоне: к примеру, дуэт Крутицкого и Турусиной, Георгия Демурова и Тамары Кирилловой в «Мудреце», он ещё – о-го-го! – в силе с шаловливыми ручонками и ножонками, и она – мастерица «грешить и каяться», рядом настырный и обаятельный Глумов Валентина Ометова, превращённый в «мачо» Городулин – Сергей Блохин. Это в «Мудреце». А в «Женитьбе»: милый Подколесин – Николай Игнатьев, изобретательный Кочкарёв – Анатолий Фирстов, из женихов лучше других Яичница Сергея Блохина, обращает на себя внимание и ровно такая, какой ей полагается быть, Агафья Тихоновна Марии Мельниковой…

Впрочем, здесь, как почти всюду теперь, вольно обращаются с текстом, взяли, к примеру, и целого Машенькиного жениха Курчаева «вырезали» вовсе из «Мудреца», вместо него возникли совсем не обязательные режиссёрские придумки, плохо оправданные, не ставшие необходимыми. Так же, как в «Женитьбе», появились два ангела в неряшливых ночных рубахах и бумажных веночках, зачем-то присутствующих при Подколесине, и гимнастические снаряды отчего-то, спасибо, конечно, что не ролики.

А вот купринский «Гранатовый браслет» в Нижнем, увы, вообще не удался. Притом что инсценировка и режиссура принадлежат неоднократному номинанту и лауреату «Золотой маски» Алексею Песегову, приглашённому из Минусинска. Спектакль – очевидно слабый, без единой удавшейся актёрской работы, это с такой-то сильной труппой! Не добавляющий к тексту ни образных решений, ни даже точно выстроенного сюжета.

И всё-таки даже неудачи принадлежат хорошему театру. Вряд ли одной ностальгии хватило бы на это ощущение. Ежевечерне наполненный зрителями зал, точно, без проколов выбранные к постановке пьесы, культура в интерьерах, в программках, в сценографии, костюмах и постановочной части, а главное, в артистах свидетельствуют о том, что в пору тотальных разрушений, переживаемых страной и так заметных во многих театрах, старейший нижегородский выживает, держится, хранит традиции и остаётся интересным своему городу.

Живым хранителем традиций в Нижнем Новгороде стал Георгий Демуров, ученик ещё одной легенды русской театральной провинции – Ефима Табачникова, полвека назад пришедший в театр; красивый, талантливый, темпераментный, он сразу же сыграл Петруччио, Герострата и на многие годы занял положение молодого героя. С ним любила партнёрствовать на сцене Антонина Николаевна Самарина, вечная женщина на все времена, трогательно ставившая себе кляксу в паспорте на месте даты рождения, но и бывшая всегда яркой, женственной, обворожительной. Из-за Демурова однажды поссорились два «коренника» труппы, в 60-е годы была такая практика: молодой актёр выбирал себе из мастеров наставника, и он предпочёл не Самойлова, а Дворжецкого. Самойлов хоть и ненадолго, но обиделся. Что не помешало им «на всю оставшуюся» быть не только партнёрами, но и друзьями.

Когда театру стало совсем худо, когда он полной мерой «хлебнул» всё, что принесли с собой последние десятилетия: рынок, безрежиссёрье, реформы, – именно Демурову, из Герика выросшего в Мастера, Георгия Сергеевича, предложили возглавить коллектив и стать его художественным руководителем. И он решился на этот непростой для артиста шаг, как когда-то совершили его Лавров и Ульянов, как сделал это Табаков. И Демуров сказал себе: если не я, то кто?! Так учили его старшие.

Хорошо, что он ещё выходит на сцену, хотя меньше, чем следовало бы. Некогда. С утра до ночи сидит он в своём кабинете, курит, пьёт кофе и раскладывает пасьянс из названий пьес, режиссёрских фамилий – при всей дотошности я не обнаружила, чтобы чего-то или кого-то он не знал, словом, занимается своим театром. Рядом с ним – верный партнёр, союзник, друг Борис Петрович Кайнов, принявший нелёгкую директорскую ношу, – тот тоже не новичок в театре, актёр, прошедший все этапы двадцатилетнего администраторского, менеджерского пути.

Просто добросовестности и профессионализма для них двоих сегодня было бы мало, они оба вкладывают в дело и безграничную любовь к своему театру, и энтузиазм, и даже вовсе немодный нынче романтизм. И мужество, чтобы противостоять разгулу шумного, развязного театра, «развлекухе», утвердившейся в последние годы на большинстве сцен. Нет, у них тоже идут комедии Куни, «хлебные» пьесы, как называл подобную драматургию Немирович-Данченко, на них и в Нижнем Новгороде непрекращающиеся аншлаги, но они «кормят» театр, чтобы тот мог рисковать и ставить Чехова, Гоголя, Островского, Куприна, а ещё Достоевского, Арбузова…

Полные зрительные залы на «Игроке», «Дяде Ване», «Гранатовом браслете», «Моём бедном Марате» – награда им, нынешним руководителям нижегородского театра.

Хорошо помню, как в далёкой моей молодости на одном из занятий в Горьковском театральном училище, где я после университета преподавала, появился красавец-студент из Грузии, уже снявшийся в модном фильме, и сразу же стал лидером, заводилой, центром притяжения не только девочек, вообще всех. Что станет большим актёром, уже тогда было понятно, но навсегда свяжет жизнь с Нижним Новгородом, да ещё будет успешным умным руководителем, – это в ту пору было трудно представить.

Теперь я знаю один факт ещё догорьковской, грузинской его биографии: он был студийцем знаменитого по тем временам Тбилисского русского театра имени Грибоедова, да, да, того самого, где начинали Товстоногов с Лебедевым, это оттуда родилась демуровская мечта, которую он упоённо однажды реализовал, сыграть, как Евгений Лебедев Бабу-ягу, но сейчас я о другом… Однажды в спектакле, где был занят юный Гера, всего-навсего в эпизоде, должна была принять участие гениальная Верико Анджапаридзе, а очередь играть была у его дублёра, так он взял и запер того в гримуборной, а сам вышел на сцену, хоть на мгновение, но постоял, подал реплику самой Верико, а потом убежал из театра, несколько дней не показывался. Так формировались характер, личность и, наверное, будущий руководитель.

Вопреки расхожему мнению, что хороший человек – не профессия, Демуров считает, что в пору, когда так много развелось плохих людей, это – профессия! Да ещё какая нужная и важная! И при отборе людей в коллектив, даже в выборе режиссёров-разовиков, он руководствуется прежде всего нравственными качествами. У него вообще есть свои важные принципы. Которым он старается следовать.

И первый из них – в театре должна быть живая эстафета поколений. Нельзя трогать стариков: даже если ветки на кроне деревьев перестают плодоносить, сруби их, и всё дерево станет бесплодным.

Непоправимой ошибкой своих предшественников он считает, когда те отправляли на пенсию, избавлялись от старшего поколения актёров.

Все в труппе должны быть заняты работой, – второй из его принципов. Незанятость – не их вина, а руководства.

Нельзя повышать цены на билеты в театр, у них они – до трёхсот рублей, а по воскресеньям на дневных спектаклях – по сто или шестьдесят, ибо лишать театр традиционных зрителей, обнищавшей интеллигенции, – это иссушать почву, на которой театр произрастает.

Театральное дело, по мнению Демурова, требует терпения, терпимости и… гибкости, отсутствия штампов и стереотипов: коль так случилось, что нет очевидного режиссёра, который смог бы возглавить нижегородскую труппу, пусть будут вокруг театра москвичи-разовики, близкие по духу, группе крови, творческим принципам, тщательным отбором каковых он сейчас занимается.

По общему признанию, сейчас у всех – кризис. А в Нижнем Новгороде полагают, что их любимый театр после многих лет застоя выбирается из кризиса: возродил зрительский интерес к себе, стал выпускать интересные спектакли, ездить на гастроли и фестивали… Достаточно сказать, что после шестнадцати лет «невыездной» жизни в свои первые гастроли в Самару они отправились на кредит, лично на самого себя взятый в банке Кайновым. А после них были с большим успехом прошедшие двухнедельные гастроли в Тулу…

В списке славных нижегородских достопримечательностей наряду с Кремлём, Дивеевским монастырём, автозаводом, хоть он сейчас явно не в лучшей поре, всегда был Театр драмы. Естественно, он переживал разные времена. Сейчас он – на подъёме. В очередных надеждах и планах. Пусть сопутствует ему удача.

Анна КУЗНЕЦОВА, НИЖНИЙ НОВГОРОД–МОСКВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
02.03.2021

Что нас ждет в шестнадцатом сезоне?

Завершен прием работ на соискание Национальной литературной премии «Большая книга».
02.03.2021

Ахматову вспомнят в Петербурге

В северной столице пройдет вечер памяти выдающейся русской поэтессы.
02.03.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
01.03.2021

«Поэзия» стартовала

1 марта 2021 года начался прием работ на соискание премии.
01.03.2021

Замшев в гостях у Шаргунова

Главный редактор «Литературной газеты» выступил в популярной передаче «Открытая книга».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда