САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Жаждал универсума и стремился к нему

17.04.2021
Жаждал универсума и стремился к нему Невеселые размышления Александра СЁМОЧКИНА к сороковинам Валентина КУРБАТОВА.

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».
ЛГ плюс

Сколько смешано судеб…

18.04.2021
Сколько смешано судеб… Стихи Георгия КОЛЬЦОВА, трагически погибшего в подмосковной Кашире, мало кого оставят равнодушными.

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Сибирская фантастика – первый сборник готов!

20.04.2021
Сибирская фантастика – первый сборник готов! В книге «Ничьи следы» собраны рассказы сибирских писателей-фантастов начала XXI века.

Орудийный мастер

19.04.2021
Орудийный мастер Михаил СИНЕЛЬНИКОВ размышляет о Николае ГУМИЛЕВЕ в связи со 135-летием последнего.

Аристократ, левак и гуманист

17.04.2021
Аристократ, левак и гуманист О выдающемся французском писателе Эрве БАЗЕНЕ, которому 17 апреля исполняется 110 лет, рассказывает Руслан СЕМЯШКИН.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Не Беларусь, а Белоруссия!

16.04.2021
Не Беларусь, а Белоруссия! Популярный российский певец Юрий ЛОЗА считает, что мы не обязаны называть другие страны так, как им самим хочется.

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.
  • Статьи
  • 2012 год
  • №30 (6378) (25-07-2012)
  • Фауст в московской промзоне

Фауст в московской промзоне

Татаринов Алексей

Фауст в московской промзоне

Библиосфера
Татаринов Алексей

ОБЪЕКТИВ

Э. Лимонов. В Сырах (Роман в промзоне). – СПб: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2012. – 299 с. – 5000 экз.

Русский социальный реализм усиливает присутствие в современном литературном процессе. Новые романы М. Гиголашвили и А. Терехова показывают, кем становится наш человек, получивший право на власть. Читатель может спросить: с гротескно разоблачённой системой всё ясно, но когда же появится герой, который заставит абсурд отступить хотя бы в отдельно взятом художественном произведении? Надеялись на «новый реализм». Однако НР, пообещав искать активную личность в разнообразных контекстах, стал оборачиваться ранним автобиографизмом, стремлением автора сделать самого себя единственным героем, предлагающим слегка исправленный дневник как лекарство от постмодернистской фантастики.

Вот и Эдуард Лимонов в романе «В Сырах» говорит о себе, разворачивает автобиографический сюжет о нескольких послетюремных годах, проведённых на съёмной квартире где-то в районе Винзавода. Мы знакомимся с любовницами автора-героя, с его молодой женой, с двумя маленькими детьми, видим неожиданно появившегося брата. Есть лаконичные, холодноватые воспоминания об отце и матери, иногда оказываются в кадре соратники по борьбе. Но поставленный писателем вопрос о современном Фаусте создаёт иное пространство текста. Здесь интересно и поклонникам таланта Лимонова, и тем, кто хочет понять, чем живёт сильный человек нашего времени, знающий о вреде уныния, о кознях бытового декаданса, заставляющего стареть слишком быстро.

Ответом на расползающееся по миру безволие должен стать образ героя, закономерно объявленного истинным строителем западного мира. «Фауст – это я», – заявляет Лимонов. Его новый текст – против старческой немощи. Сегодня она одолевает и двадцатилетних, «безгрудых долгоносиков с огромными ладонями – породу мальчиков, обслуживающих компьютеры». Пусть Мефистофель гнусавит о том, что человек мелок, а жизнь его скучна и бессмысленна. Лимонов смотрит только вперёд. Он сам себе партия, политика и идеология. Знает, что Фауст должен вернуть молодость, поэтому спит с зелёными девчонками, никогда не пьёт со стариками, тщательно поддерживает мысль государства о том, что Лимонов – неисправимый враг, обязанный находиться под постоянным надзором спецслужб. Фауст обречён ценить драйв.

Он женится в очередной раз и впервые становится отцом. Роман с Актрисой и рождение детей не способны отключить «мотив одиночества – пронзительный, печальный, ликующий». Фаусту тяжело быть образцовым мужем и отцом. Всё чаще он замечает, что молодая супруга похожа на «фурию ада, злую и подозрительную», а из глаз ребёнка взирает «бездна Хаоса». Силы семьи и рода плетут сети, но герой знает, как выбраться из бытовой трясины, вылезти из-под «скудно освещённых небес», где повседневное счастье настойчиво советует смириться с подгузниками, истериками и обостряющимся квартирным вопросом.

Актриса, доставшаяся Лимонову, вполне способна постоять за себя. Современная Маргарита легко контролирует любовь, и вот уже Лимонов нервно читает эсэмэски ускользающей жены, продолжая заявлять, что всё ближе и ближе «к героям, богам и демонам». Но мы видим не «богов», а Настю-бультерьерочку, Вареньку, Катю, Наташку и Лолу Вагнер. Непохожие на Гретхен, они вполне освоили науку выживания. Даже домашняя крыса, о которой сказано много тёплых слов, смотрится на их фоне как «ангел с хвостиком».

Фауст, не удержавшийся в скользком семейном счастье, должен стать еретиком. Писатель уверен, что мужчина обязан организовать восстание в духовной сфере. Лимонов считает человека биороботом, придуманным Создателями ради удовлетворения потребности в энергетической пище. Кто бы ни были эти авторы человека – механические пауки, сгустки слизи или плазмозавры, – они безжалостны и неумолимы к миру людей. Наши гниющие тела, чуждые воскресению, никому не нужны. Необходимы души – батарейки, подзаряжающие тех, кто создал нас, чтобы убивать и питаться. Никто во вселенной не планировал давать человеку разум. В грехопадении Лимонов видит источник сознательности: «Мы украли разум, послушавшись падшего Ангела-революционера, противника Создателя и его банды». Он верит, что скоро человечество найдёт врага и разберётся с ним по-настоящему. Не помешают и «пророки смирения» (Христос, например), посланные Создателями, чтобы энергетическая пища не истребила себя, а сохранила – понятно зачем: чтобы быть съеденной. Быть Фаустом, значит объявить войну бесчеловечной власти на небе и на земле. Даже партийная работа становится частью всемирно значимого эпоса.

«Нет имени Ему», – говорит герой Гёте о Боге. Лимонов пытается представить свою атеистическую фантастику в чётких формулах. И тут выясняется, что рядом с героическим Фаустом шествуют двое: Мефистофель – презрение к началам бытия, идея ущербности человека, и Вагнер – агрессивная схоластика, мысль о том, что я, именно я узнал всю правду. В «Ересях» Лимонов хоронит Фауста руками двух его спутников. Следуя за «историком Фоменко», он сообщает, что живём мы во лжи и не хотим признавать, что подлинный Христос был распят в Константинополе в XI столетии. Радуясь идеям «инженера Ковалевского», рассуждает о «христианских паразитических тварях-церковниках», о том, что придумали людей Дэвыгуманоиды. Русского человека уже много веков христианство тащит на встречу с духом. Автор романа «В Сырах» считает, что место и смысл встречи надо срочно изменить.

Следование за Вагнером и Мефистофелем этим не ограничивается. Низ продолжает избивать Фауста. Спаривание – вот доступная человеку мистика, «преодоление трагической заброшенности во вселенной». «Дети – мелкие безволосые духи, безобидные в основном бесы низшего порядка. Бесы – потому что не принадлежат ещё миру человека» – таковы удивительные открытия в области психологии дет­ства. Нарастает удовлетворённость собой, писателя переполняет гордость: многое получается – и освобождение от рода, и героическая жизнь, и гениальная мысль в порядке. Забывает Эдуард Лимонов, что классический Фауст проиграет Мефистофелю, когда «доволен будет сам собой».

Трагедия Фауста – не в том, что он смертен, а люди слишком инертны. Проблема в ином: путь, избранный им, даёт шанс и Вагнеру, и Мефистофелю. Возле каждого борца за человечность вьётся множество бесов и гомункулов, да и страстишки внутри динамичного гуманиста дремать не собираются. Здесь Фауст не одинок. Когда в истории воплощаются образ и дело Христа, тут же сбегаются бессмертные фарисеи. Им надо отработать свой рациональный сюжет. Когда приходит время Дон Кихота, сразу распухает Санчо Панса, корыстью и житейским уровнем помыслов корректирующий очередной приступ безумного героизма.

Как читатель я приветствую новую книгу Лимонова. Русские герои часто превращаются в Гамлета – не в благородного принца, понимающего, что у дракона зла нет единой головы, а в унылого собеседника Йори­ка, поселившегося на кладбище и вздыхающего о несовершенстве человеческого существования. Когда на сцену выходит Фауст, бодрости становится больше, потому что всё-таки «в начале было Дело». Только надо помнить о том, какие силы начинают интересоваться тобой, когда ты хочешь стать Фаустом.

Алексей ТАТАРИНОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
20.04.2021

«Сон о Бродском. Голоса и тени»

В  киноклубе-музее «Эльдар»  состоится  московская премьера фильма.
20.04.2021

Норвегия, Россия и Достоевский

В Мурманске проходит форум, посвященный диалогу культур двух стран.
19.04.2021

Роулинг за Навального

Известные писатели требует допустить врачей к оппозиционному российскому политику.
19.04.2021

Пушкин – нерусский писатель?

Престарелый Владимир Познер «открыл» нам глаза на Солнце русской поэзии.
19.04.2021

Впервые – «Первые»

На Storytel выходит подкаст космонавта и Героя Советского Союза Юрия Гагарина.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Кто тут «убийца»?

Администрация Байдена, казалось, вернёт американскую дипломатию к приличиям посл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда