САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

В библиотечных залах и в отсеках подлодки

22.01.2021
В библиотечных залах и в отсеках подлодки В ходе Арктического литературного десанта в Заполярье писатели приняли важные решения.

Кузнецов и Крым

18.01.2021
Кузнецов и Крым Андрей ВОРОНЦОВ размышляет о поэзии и мировоззрении Юрия КУЗНЕЦОВА.

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.
ЛГ плюс

Запах детства

21.01.2021
Запах детства Представляем нашим читателям главу из нового романа Нины ПУШКОВОЙ «Эликсир бессмертия».

Смертное ложе Отчизны – деревня

17.01.2021
Смертное ложе Отчизны – деревня Стихи Анатолия АРЕСТОВА – не только о Родине, но непосредственно о родной земле, о почве.

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

Любовь вне хронотопа

23.01.2021
Любовь вне хронотопа О «Зеленых берегах» на сцене театра «Багаж» рассказывает Лидия КОТОВА.

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

16.01.2021
В Сыктывкаре прогремела «Гроза» О постановке Сергея ФЕДОТОВА знаменитой пьесы Александра ОСТРОВСКОГО рассказывает Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Сколько людей поддерживают Навального?

19.01.2021
Сколько людей поддерживают Навального? Журналист и общественник Алексей ЧЕРНЯЕВ о снижении интереса к оппозиционному политику.

Музей Белинского будет жить

15.01.2021
Музей Белинского будет жить Как публикации в «Литературной России» и «Литературной газете» поспособствовали ремонту исторического здания.

Геронтократия

10.01.2021
Геронтократия Журналист Максим АРТЕМЬЕВ считает, что престарелые политики губят Америку.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №31 (6183) (30-07-2008)
  • Михайловские «челси»

Михайловские «челси»

Михайловские «челси»

Искусство
Маликов Евгений

ОПЕРНЫЙ ДОМ

Одна из самых старых опер Петербурга как зеркало новорусской революции

Сцена из спектакля «Любовный напиток»Свершилось: вслед за футболом очередь дошла до театра. В том смысле, что опера стала такой же игрушкой разновеликих олигархов, как мячик с пятнышками.
Что имеем?
Левая часть выражения: русские деньги, аккумулированные неким лицом, уходят на развитие английского футбола, и мы уже не только к этому привыкли, но и испытываем порой от такого откровенного нас-обворовывания нездоровое наслаждение. Не все, конечно, и далеко не всегда, но тенденция в определённой части общества есть. 

Правая часть выражения: русские деньги, аккумулированные неким лицом, уходят на финансирование зарубежных режиссёров, музыкантов и художников. Некоторая часть социума не только считает это допустимым, но и уверена в том, что уж в опере итальянцы точно побольше нашего понимают. Обкрадывание русского театра выносится за скобки.
Необходимо доказать, что рассматриваемое выражение есть тождество. 

И поскольку футбол нас в данном случае интересует мало, нужно определить объект исследования. Им будет Михайловский театр, уже дважды привозивший в Москву свои оперные премьеры. Сначала это была «Сельская честь» Пьетро Масканьи, позже – «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти. 

Оговорюсь сразу: оба произведения сценического искусства выглядели весьма и весьма достойно. Более того: театр проявил себя пусть и не выдающимся, но высокопрофессиональным коллективом. Мне лично обе постановки понравились. И понравились весьма! То есть я получил удовольствие от посещения михайловских спектаклей. Поэтому ругать театр ничуть не намерен.
Намерен я честно поговорить как о хорошем, так и о плохом, что практикуется нынешними «создателями дискурса». 

Ключевым словом здесь станет «буржуазность», и я не буду скрывать его до последнего абзаца. Не детектив пишу. 

На театре искони сосуществуют, но яростно бьются две тенденции: «скупка патентов» и «самостоятельные разработки». Балет миновал обострение данной борьбы давненько. Сначала на русской сцене блистали француженки-итальянки, придумывали танцы те же и разные прочие шведы-датчане, затем появилась русская балетная музыка, а затем… 

Много чего было «затем», но сейчас, когда произносят слово «балет», по умолчанию имеют в виду русский классический. Который, строго говоря, придумали мы в том виде, в котором он есть.
За нашу победу!
Которая была бы полной, прибавь мы к балету оперную сцену. 

Есть ли основания у русских для такого штурма? Да, и немалые. Русская опера существует и пользуется если не популярностью, то уважением во всей европейской культурной ойкумене. Наследие предков здесь столь велико, что разрабатывать эту жилу жизни не хватит. 

Одно «но»: русскую оперу попсой не назовёшь. Да и расстояние от начала до конца какой-нибудь «Хованщины» измеряется не километрами даже, а едва не световыми годами. Это если сопоставить с популярными одноактовками или недлинными распевными «фитюльками», которые я называть не стану, ибо очень люблю эту умеренно лёгкую музыку. Не говоря уже о коротких, но никак не лёгких произведениях Рихарда Штрауса. 

В России же мы имеем нелёгкие и некороткие музыки с пением. Их восприятие требует некоторой привычки, да. Когда таковой нет, то рецепт успеха у неподготовленной публики выглядит просто. 

Первое: никаких сценических экспериментов.
Второе: ставка только на проверенные имена.
Третье: проверенные имена должны быть иностранными.
Цель: театралы, отдавшие деньги за зрелище, должны остаться довольны. Ибо не исключено, что до трети зала – настоящие или потенциальные партнёры по бизнесу. Обижать которых – себе дороже. 

Я далёк от мысли, что Михайловский театр ставит только зарубежные образцы в иноземном же исполнении. Нет, в репертуаре есть и «Пиковая», и «Онегин», и «Иоланта», и «Золушка» Бориса Асафьева, и «Князь Игорь». Правда, этим русский репертуар исчерпывается, тогда как иностранный куда как «продолговатее». Но дело даже не в этом. А в том, что в качестве «витрины» выбирается. 

«Сельская честь» – опера прекрасная. Когда есть деньги на приобретение прав её постановки в версии Лилианы Кавани, то интерес к спектаклю способно пробудить уже одно имя автора «Ночного портье». Сама Лилиана, правда, не присутствует в России «ни разу», но по её конспектам работу проводит ассистентка. Получается хорошо. 

В постановке Кавани опера приобретает колорит невыдуманного итальянского неореализма, вкус той подлинной Италии, Италии жгучего солнца и пыльных дорог, которая далека от нашего наивного представления об этой стране. 

К сожалению, исполнение оказывается несколько ниже «режиссёрской планки». Молодой итальянский дирижёр Даниэле Рустионе, конечно, никак не Рикардо Мутти, но ведь и Михайловский театр не A.C. Milan, простите, не Ла Скала. Бюджет, видимо, не тот, творческий потенциал опять же ещё до конца не выявлен. В общем, добротно, но не более. Та же «Сельская честь» в «Новой опере» была исполнена так, что я, человек не шибко-то сентиментальный, едва не плакал. Хотя постановка, если честно, в «Новой» так себе. Как раз полуэкспериментальная, модная. Но сыграно! Но спето! 

В Михайловском к «Сельской» даже не придраться.
Почти по той же схеме театром был реализован и «Любовный напиток». Тот же маэстро за пультом, художники и режиссёр из той же Италии. Добавился итальянец-тенор в роли Неморино. Главное: тот же самый неореализм. Даже так: итальянская кинокомедия 50-х. Это когда если актёры не кривляются, то и непонятно, что это комедия. В таких комедиях мог играть Альберто Сорди, и его работа не выглядела пошло. Даже Тото, снимаясь в фильмах классом ниже, умел почувствовать эту стихию сосуществования серьёзного с дурацким. 

Актёрам Михайловского театра, выученикам русской оперной школы, органичное сочетание условного комикования с визуальным реализмом не далось. Ради справедливости, конечно, нужно сообщить, что лично мне итальянский тенор остался неизвестным в данной роли – его смогли увидеть зрители лишь в первый день московской гастроли, но во втором спектакле исполнитель был далёк от вершин комичности. Пел его хорошо известный и давно уважаемый Алексей Кудря. Благо незамысловатая в этот день публика была уверена, что поёт итальянец (это из разговоров в курилке), но о публике разговор отдельный. 

Традиции нашей оперной сцены оказались далеки от итальянских кинообразцов новой для 50-х ХХ века эстетики. Ещё дальше оказался эксперимент: «Любовный» в той же «Новой опере» поставлен куда как более изобретательно! 

Значит ли это, что путь, которым пошёл Михайловский театр с новым хозяином-директором, плох. Ничуть! Он хорош и удобен, просто ведёт в тупик. 

Буржуазная публика, на которую ориентируется сейчас руководство бывшего Малого оперного театра, непродуктивна в эстетике. Некоторое физическое здоровье не позволяет ей приветствовать сомнительные новации, но присущий буржуазии нравственный кретинизм не даёт таковой различить театр и кабак. Я и сам не склонен к ариям в стиле «храм искусства», но на «Любовном» в исполнении михайловцев удивился, ибо стал свидетелем невиданного: самую распопсовую песенку из данной оперы Кудря бисировал! 

Думаете, совсем уж по своему произволу пошёл он на поводу зала, привыкшего, кажется, больше швырять деньги в ресторанный оркестр, нежели пытаться вступить со сценой в союзные отношения? Я вот думаю, что без высочайшей санкции это было бы невозможно. Более того, почти уверен, что приказ «повторить в случае чего» был недвусмысленным.
Меня лично от бисирования тошнит, а ведь я не брезгливый…
После подобного «двойного удара» лица соседей, вызывающие ассоциации с криминальными авторитетами, выглядели адекватно. Чё там… 

Но! Повторяю для тех, кто не понял: я не утверждаю, что Михайловский театр плох. Нет, в том, что я увидел, он хорош. Как хорош и профессионален сам по себе Chelsea FC. Только хозяин последнего не хочет сделать с русским футболом то, что происходит с мировым, а хозяин первого ничего пока не способен сделать для того, чтобы с мировой оперой произошло то же, что случилось с балетом. Что и требовалось доказать.
Про балет, кстати, тоже когда-то сомневались… 

Евгений МАЛИКОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
23.01.2021

Приглашает Музей имени Андрея Рублева

После снятия ограничений откроется временная выставка «Окно в прошлое. К 70-летию реставрационной мастерской».
23.01.2021

В РНБ новый гендир

Руководитель Суворовского музея в Санкт-Петербурге Владимир Гронский возглавил Российскую национальную бибилиотеку.
22.01.2021

Появится новая премия Белинского

Пензенский журнал «Четверговая соль» инициирует учреждение Всероссийской литпремии для критиков.
22.01.2021

«Реквием» Верди прозвучит на русском

В Московском театре «Геликон-опера» пройдет благотворительный вечер «Хранитель памяти».
21.01.2021

«Дистант» не пройдет

Сторонники Захара Прилепина соберут подписи против дистанционного обучения.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Шаурма и Сталин

Лет 10–15 назад шашлычную на Ленинградском проспекте (напротив гостиницы «Со...

Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда