ЖКХ (Живи-как-Хочешь)
Дом, в котором я живу, в советские времена именовали «орлиным гнездом». Основание для этого имелось: двор был забит чёрными лимузинами, важные дяди сановито садились и отъезжали на службу. Потом в эти же лимузины загружались не менее вальяжные супруги – и отбывали по магазинам и прочим делам. Затем появлялись лимузины без пассажиров, и шустрые шофёры волокли из багажников в квартиры шефов съестное и спиваемое. Надо всё же признать: номенклатурный сервис был на уровне.
Сейчас, увы, дом напоминает не обитель царственных птиц, а скорее, воронье поселение. Заметно прибавилось старичков и – вот странно! – длинноногих девиц. Ну и, конечно, обветшало сильно «гнездо»… Штукатурка сыплется, трубы лопаются, краны текут и т.д. и т.п.
В «орлиное» время нами занималось домоуправление, теперь мы подопечные управляющей компании Ленинского района города Ульяновска. Диалоги с её представителями идут примерно такие:
– Здравствуйте. У нас нет холодной воды…
– Знаем, в курсе. Ждите.
Ждёшь всего: слесарей, сварщиков, электриков. Лично я давно уже прошёл курс самообучения, приобрёл большой и малый газовые ключи и набор прокладок, держу постоянно при себе обрезки труб, паклю, штуцера и переходники. По малому ремонту дядей из «управкомпании» не беспокою. Одного в толк взять не могу: осваивать мне профессию сварщика или всё же надеяться на то, что в нашей стране коммунальщики начнут наконец выполнять свои обязанности?
Я мечтаю умереть от инфаркта, но, возможно, благодаря всем жилкомхозникам сподоблюсь иной, менее завидной кончины. Дело в том, что эти господа регулярно заботятся о моих сердечных мышцах: гоняют по лестницам почти на небо, ибо лифты в доме регулярно «отдыхают». Пока лезешь на четырнадцатый этаж или спускаешься вниз, есть о чём поразмышлять. Однажды, устав от «спортивной» ходьбы, набрал телефон лифт-сервиса. Дело было в полдень.
– Лифты стоят с утра, – сообщаю я.
– В курсе (заметьте: все «в курсе»). Но бригада на вызове.
– Когда ждать?
– После обеда.
Прошёл обед, придвинулся ужин. Пообещали «после 20». После…
– Я вам ничего не обещала… бригада на вызове в больнице.
Время подошло к десяти вечера, позвонил в больницу. Там очень удивились: никакой заявки на ремонт лифтов они не давали.
Я понял: меня водят за нос. Как совместить мои минимальные запросы со стремлением громадного управленческого аппарата выжить? Чиновник ведь понимает: не он ради нас – мы ради него существуем. Вот что рассказывала мне жительница Заволжского района Ульяновска Наталья Еремина:
«Плачу немалые деньги за услуги, а меня даже принять по-человечески не могут. Могу оплачивать коммунальные услуги только по субботам, так как работаю на правой стороне Волги, а живу в Заволжье. В очереди приходится постоять минут 30–40. Когда подхожу, интересуются:
– Вы были в бухгалтерии? Показания счётчиков предъявили, чтобы они занесли в компьютер?
– А вы не можете занести?
– Нет! Только со следующего месяца.
Отстаиваю в очереди в бухгалтерию ещё 20 минут. И снова в кассу. Опять – в очередь.
И не дай бог, если в квартире потечёт кран. Большой проблемой и даже бедой свалится на тебя вызов сантехника. Работают все с 8.00 до 17.00. По телефону вызвать можно, но сначала нужно заплатить 50 рублей за вызов. И ты тащишься в бухгалтерию ЖЭУ. И вот она, квитанция об уплате. Когда, спрашиваю, придёт сантехник?
– Ждите. После двух.
– Я работаю.
– Мы все работаем!
Отпрашиваюсь у своего руководства. Руководство сочувствует и отпускает. Приходит сантехник. Изучает, поясняет. Беру «под карандаш» и записываю различные непонятные наименования: фильтр, полуоборотник и прочее. Бегу в магазин сантехники, потом опять в бухгалтерию – теперь надо оплатить работу сантехника, и только потом он придёт и, возможно, сделает».
Люди, отдающие за элементарные удобства чуть ли не треть – а часто и больше – своих отнюдь не великих доходов, возмущены всевластием как управленцев системы ЖКХ, так и равнодущием городских чиновников. «Нет прозрачного правового механизма смены управляющих компаний, – пишет в редакцию ветеран Отечественной войны Николай Минин. – Большинство управляющих компаний считают себя полными хозяевами подопечных домов, рассматривают их как лёгкий, ни к чему не обязывающий источник постоянного дохода. Выполняют только выгодные им работы, предъявляют счета за невыполненные, не считаются с показаниями приборов учёта. Жильцы обращаются в контролирующие органы – а пользы никакой».
Знакомый из соседнего дома рассказывает:
– Плати – и всё! Разъяснениями себя никто не утруждает. Сотрудники расчётных центров отправляют разгневанных людей в управляющие компании. Те – гонят назад. Все отмалчиваются. Вот некий «счёт» за освещение мест общего пользования. А эта услуга уже включена в статью «содержание и ремонт жилья»!
По жилищному законодательству потребители услуг должны заранее получить квитанцию об оплате с полной расшифровкой. Этого нет и не было. А «прозрачность», отчётность служб ЖКХ перед населением? Где она? Более того, оказывается, формально «держать отчёт» перед нами должны только поставщики воды, электричества, газа, тепла. А те службы, кои отвечают за ремонт и содержание жилья, вообще не обязаны это делать. Они – самовластны: «Куда хочу – туда и потрачу ваши денежки».
В городе есть дома, где начатый и даже вроде бы проведённый капитальный ремонт обернулся для людей не благом, а страданиями. На улице Минаева в одном из домов заменили чугунный канализационный стояк пластиковым – и нижние этажи тонут в нечистотах… В другом доме отрезали батареи отопления и тем ограничились… Жильцы третьего мучаются под протекающей крышей…
Претензий к жилищно-коммунальным службам тьма. И конечно, так обстоят дела не только в Ульяновске. По всей России – как недавно было объявлено – выявлено более ста тысяч разного рода нарушений в сфере ЖКХ. Везде раздаётся примерно один и тот же возмущённый вопль: «Мёрзнем! Нет горячей и холодной воды! Утопаем в мусоре и нечистотах!»
Добавлю: во взаимоотношениях жильцов и контор ЖКХ есть одна тонкость. Заключается она вот в чём.
Задумывались ли вы, в чьём доме мы живём? Чей дом, чья крепость? У англичан на этот вопрос ответ однозначен: крепость – моя, то есть владельца. Что бы ни происходило на земле или в правительстве – дом англичанина с ним, он его согреет, спасёт и выручит в трудную минуту. Английский дом – это сберкасса без инфляции, это солома, которую житель Альбиона носит с собой, дабы подстелить в крайнюю минуту. Потому и не скупится тратить треть своего заработка на его содержание. Ну а теперь взглянем с этой точки зрения на нашу с вами «берлогу». В каких, так сказать, мы с ней отношениях? А в весьма странных. Квартиры как бы наши, но дом-то целиком чаще всего принадлежит чудищу по имени «муниципалитет». Мы за услуги ЖКХ регулярно платим, но ремонт должны производить почему-то сами.
В рыночной экономике всё ясно: твоё – это твоё, чужое – это чужое. А у нас корова – моя, но скелет и молоко принадлежат соседу? Платить за содержание, воду, электричество и прочие услуги буду я, а жилищные конторы будут оберегать «скелет дома»? Так что не в своём доме живём, не в «орлином гнезде», а в дурдоме, полном чудес. Крыша протекала три года! Установили у входной двери замок кодовый – срезали. Двери на чердак и крышу вечно распахнуты. Кликнул недавно славных ребят, «раздавили» мы с ними несколько пузырей и заварили чердачный лаз. Купил громадный амбарный замок. Висел он неделю, затем умельцы – сверстники и наследники российских неокапиталистов – «взяли-таки» замок.
И разве этот бардак лишь в одном месте?!
Возникает вопрос: подобные «дурдомы» в России – это навсегда? Или власти всё же начнут наводить хотя бы некий порядок среди тех, кто хочет кушать, ничего не делая?
Жан МИНДУБАЕВ, собкор «ЛГ», УЛЬЯНОВСК
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться