ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Поздравим бойцов с 23 февраля!

06.02.2023
Поздравим бойцов с 23 февраля! Писательский проект «Буханка» для Донбасса» отправляет очередной микроавтобус на фронт.

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.
ЛГ плюс

На холсте небес

05.02.2023
На холсте небес Стихи Алексея ЛОСКОВА можно с полным правом отнести к высокой или даже к возвышенной поэзии.

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

«В начале было Слово…» А теперь?

04.02.2023
«В начале было Слово…» А теперь? Сегодня слово вытеснено изображением, а визуализация стала важнейшим принципом восприятия информации, полагает Олег АЛЕШИН.

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.

«Щелкунчик» 130 лет спустя

31.01.2023
«Щелкунчик» 130 лет спустя Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.
Позиция

Заметим ли мы «красные линии»?

03.02.2023
Заметим ли мы «красные линии»? Политик и общественник Виктор АЛКСНИС опасается американских ракет GLSDB, передаваемых Украине.

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

  • Статьи
  • 2009 год
  • №32 (6236) (5-08-2009)
  • Сезон! Ещё сезон!

Сезон! Ещё сезон!

Сезон! Ещё сезон!

Искусство
Зубарев Алексей

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

О. Коровин. «Портрет С. Дягилева»Нужны ли нам новые Русские сезоны? Естественно, речь идёт о том, чтобы по масштабам и значимости их можно было бы сопоставить с классическими Русскими сезонами Дягилева, столетие которых мы отмечаем в этом году. Как ни странно, многие из людей искусства высказываются категорически против этой идеи.

Одни утверждают, что в России сегодня не найдётся ни одного хореографа, который мог бы предложить зарубежной аудитории что-то адекватное гениальным находкам Фокина. Другие добавляют, что у нас и достойных балетных артистов для новых Русских сезонов сегодня не найти.

Третьи говорят: «Ну ладно, кого-то вы там нашли. Но ведь нужны ещё те самые сотни потрясающих костюмов и декораций, которые буквально приклеивали зарубежных зрителей к каждому новому балетному спектаклю Русских сезонов». Четвёртые горестно вздыхают: «А где вы найдёте такие деньги? И кто вам их даст? И вы вообще хорошо подумали, сколько всё это может стоить?..» Пятые вообще начинают с исходного негатива: «Сегодняшний наш зритель охотно пойдёт на любого зарубежного гастролёра, но наши артисты там вряд ли будут кому-нибудь интересны. И не потому, что это плохие артисты, просто конкуренция в мире искусства уж слишком жёсткая».

Остальные просто опускают руки и молча, удивлённо глядят на вас. Какие новые Русские сезоны?.. Тогда, в начале XX века, всё русское искусство находилось на подъёме: и театр, и балет, и музыка, и литература, и живопись. А что можно сказать о положении в нашем современном искусстве? Готово ли оно к такому прорыву? Ведь Дягилев собрал сливки всего русского искусства, создал гениальную постановочную команду, находящуюся в постоянном поиске гениев. И ещё придал всему этому небывало острый, авангардный характер.

Что ж, с этими аргументами действительно не поспоришь. Во всяком случае, с ними очень трудно спорить сегодня. Но искусство – это поиск. И такие события всегда благотворны для него. С этим тоже сложно не согласиться. Речь идёт о полномасштабной актуализации дягилевской традиции Русских сезонов в искусстве современной России. Я далёк от мысли, что нужно копировать шаг в шаг художественные решения Дягилева. Надо искать новые пути, ставить новые акценты, выбирать новые соотношения балета, музыки и живописи, костюмов и декораций. Подключать разнообразные формы театрального эксперимента в области психологической драмы, и не только. Новые Русские сезоны могли бы представлять зарубежному зрителю историю русского искусства. К классическому облику сезонов начала прошлого века можно добавить очень и очень многое. Я не сомневаюсь, что уже хотя бы обсуждение этой темы в театральной и музыкальной среде, среди художников и литераторов, наконец, среди ценителей искусства, вызовет немалый общественный интерес к этой теме. Очень важно вспомнить слова великого Чехова: «Нам нужны новые формы». В своё время Антон Павлович очень поддержал начинания Дягилева. Многое из того, что тот делал в русском искусстве, шло под знаком великих реформ Чехова в литературе и на театральной сцене.

Говорят, что Дягилев был мастером открывать новые имена. Наше искусство и литература сегодня, быть может, даже в большей степени, чем во времена Дягилева, нуждаются в том, чтобы быть открытыми миру. Представить крупно и масштабно всё самое талантливое, открыть десятки, а то и сотни новых имён, всемерно и всемирно представить свету новые художественные достижения России – разве это никому не нужно? Разве это будет никому не интересно? С моей точки зрения, никакой другой способ поддержать традицию Русских сезонов Дягилева не будет более продуктивным, чем прямое и полномасштабное продолжение этой традиции.

Конечно, скептики возразят нам, что мы сегодня не найдём нужных для этой эпохальной инновации в искусстве достаточных художественных сил и талантов соответствующего уровня и необходимой организаторской и финансовой поддержки. Что на это возразить?

Великий Гёте сказал как-то, что даже самое скромное ежедневное человеческое существование требует огромных усилий. И был абсолютно прав. Но значит ли это, что новые Русские сезоны абсолютно невозможны? Вспомним динамику развития самой идеи Русских сезонов Дягилева. Сначала это была попытка познакомить Европу с достижениями русской живописи. Потом к ней добавились музыка и оперное искусство. Лишь к 1909 году окончательно выкристаллизовалась идея русского балета Дягилева, идея балетных Русских сезонов. И в таком виде этот проект просуществовал до 1929 года.

Могут возразить, что в условиях мирового кризиса подобная идея вообще выглядит слишком фантастичной и утопичной. Но, во-первых, не всё упирается только в деньги. Во-вторых, деньги тоже можно найти, как находил их Дягилев. Я думаю, что идея может быть осуществлена как совместный проект России и Европы и даже других континентов. Это может быть очень благотворным не только для современного искусства России, но и для всего мирового искусства.

Дягилевские Русские сезоны поражали масштабным, тончайшим и глубочайшим подходом к решению эстетических задач, и само это решение всегда было поразительно новаторским и самостоятельным. Такой суперпроект возможен и сегодня. Будем считать, что первый шаг на пути к осуществлению этого проекта сделан.

Алексей ЗУБАРЕВ

 


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
06.02.2023

Для непрофессионалов

Началась программа Московской лаборатории студенческого театра – творческо-образовательного проекта «Театра МОСТ».
05.02.2023

В поисках смысла...

В Московском доме книги состоится презентация книги Владимира Курносенко «Дилогия. Неостающееся время. Совлечение бытия».
05.02.2023

Семнадцать мгновений музыки

В «Доме Рахманинова» на Большой Ордынке состоится музыкально-литературный вечер.

04.02.2023

«Из библиотеки в космос»

Федоровская библиотека открывает новый сезон научно-фантастического кинолектория.
04.02.2023

Идеальный дворец культуры

В Московском Манеже открылась выставка «Дом культуры СССР».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда